Понятие, признаки и функции правового акта управления (ПАУ)
В теории АП институт правового акта является одним из центральных, т.к. в его рамках осуществляются важнейшие функции государственного управления. Решения и действия соответствующих органов и должностных лиц оформляются, как правило, в виде правовых актов, которые могут носить нормативный и ненормативный характер.
ПАУ составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач государственного управления.
Признаки ПАУ:
«1. ПАУ представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое по установленным правилам управленческого процесса для реализации конкретных задач управления и реализации управленческих функций.
2. ПАУ издается уполномоченным субъектом ГУ в пределах своей компетенции.
3. ПАУ принимается в одностороннем порядке, т.е. специальным органом ГУ или долж. Лицом, которые контролируют его исполнение. Те субъекты, которым адресован ПАУ, не имеют возможность воздействовать на волеизъявление властвующего субъекта.
4. ПАУ – это юридически властное волеизъявление органа ГУ, в котором проявляются его государственно-властные полномочия.
5. ПАУ определяет обязательные правила поведения, нормы права в сфере ГУ либо регламентирует конкретные управленческие отношения.
6. ПАУ определяет границы должного поведения субъектов в сфере ГУ.
7. Законность (правомерность и подзаконность) ПАУ.
8. ПАУ имеет специальную форму и порядок принятия.»
Таким образом, «ПАУ – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта ГУ, направленное на установление административно-правовых норм в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.»
Старилов Ю.Н. определяет ПАУкак односторонние юридически властные предписания, влекущие юридически значимые последствия и обязательные к исполнению.
Функции ПАУ:
1. Функция обеспечения публичных интересов. Акты управления как главная форма управления предназначены для реализации интересов всего общества, государства и граждан.
2. Материально-правовая регулирующая функция. ПАУ устанавливает конкретные отношения, варианты поведения субъектов.
3. Управленческо-процессуальная функция.
4. Исполнительная функция, которая обеспечивает практическое осуществление ГУ посредством реализации управленческих действий.
5. Охранительная функция, которая предусматривает реальную возможность судебного оспаривания любого акта, нарушающего права и свободы граждан.
Виды ПАУ. Требования, предъявляемые к ПАУ.
В зависимости от юридических свойств ПАУ подразделяются на :
1. «Нормативно-правовые акты – ПА, содержащий нормы права (т.е. рассчитанный на многократное применение правила поведения, устанавливающий, изменяющие или прекращающие права, обязанности)
2. Индивидуальные ПАУ – правовой акты, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение и адресованные конкретному лицу».
Индивидуальные ПАУ устанавливают, изменяют и прекращают права и обязанности конкретных лиц.
3. Смешанные ПАУ – акты, содержащие нормативные предписания и индивидуальные распоряжение. (Распоряжение Президента «О некоторых мерах в связи с ликвидацией предприятия»).
В зависимости от области или сферы применения:
ПАУ, относящиеся к конкретной сфере, отрасли или подотрасли публичного права. Традиционно ГУ подразделяется на несколько сфер: управление в области экономики, в социально-культурной области и в сфере административно-политической.
В зависимости от действия в пространстве:
1. ПАУ, которые распространяют свое действие в пределах определенной территории,
2. ПАУ локального характера.
В зависимости от даты начала действия выделяют ПАУ, которые вступают в силу:
1. немедленно, т.е. с момента подписания,
2. с даты, указанной в самом акте,
3. в срок, установленный в другом ПАУ,
4. с момента гос. регистрации и опубликования.
В зависимости от действия во времени:
1. бессрочные – срок действия акта точно не установлен,
2. срочные – акты, в которых установлен срок действия,
3. временные – акты, действующие в течение неопределенного, но непродолжительного времени.
В зависимости от формы выражения:
1. словесные (письменные и устные) ПАУ,
2. конклюдентные ПАУ – акты, в которых волеизъявление властвующего субъекта находит свое выражение в конкретных жеста, знаках (дорожные знаки, специальные сигналы и обозначения).
В зависимости от уровня органа, принимающего ПАУ:
1. акты, издаваемые Президентом ПМР (РФ),
2. Акты Правительства РФ,
3. Акты республиканских исполнительных органов гос. власти,
4. Акты главы гос. администрации.
В зависимости от способа принятия:
1. коллегиальные ПАУ,
2. единоначальные .
Выделяют также:
1. правомерные (законные) ПАУ,
2. оспоримые ПАУ – акты спорного характера или неправомерные, недействительность которых может быть установлена только по решению компетентного органа ГУ или суда.
3. ничтожные – акты, которые недействительны с момента издания или принятия, т.е. те ПАУ, которые нарушают правовые нормы. Изданы с нарушением требований законодательства.
Требования, предъявляемые к ПАУ.
Основными законодательными актами ПМР, устанавливающими требования к порядку разработки, издания и опубликования ПАУ, являются:
1. Закон ПМР от 7 мая 2002 года «Об актах законодательства ПМР»,
2. Положение «О порядке подготовки правовых актов и об общих принципах взаимодействия исполнительных органов гос. власти с Верховным Советом ПМР», утвержденным Указом Президента ПМР от 12 июня 2001 года.
К ПАУ предъявляются следующие требования:
1. ПАУ должен быть издан полномочным органом в пределах его компетенции.
Так, «ведомственные ПА издаются на основе и во исполнение Конституции ПМР, конституционных законов ПМР, указов и распоряжений Президента ПМР, а также по инициативе уполномоченных гос. органов в пределах их компетенции. Структурные и территориальные подразделения гос. органов не вправе издавать ведомственные ПА».
2. ПА должен издаваться в определенном порядке.
Так, «к нормативно-правовым актам относятся: указы Президента ПМР, постановления Верховного Совета ПМР, приказы, инструкции министерств и ведомств ПМР, договоры нормативного характера. Издание нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
«Проект ПА подлежит согласованию с заинтересованными министерствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством ПМР. Согласование оформляется визами, которая включает в себя наименование должности руководителя ведомства и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату. Подготовка проекта ПА возлагается на одно или несколько структурных подразделений. Срок подготовки и издания ведомственного ПА во исполнение законов, указов и распоряжений Президента ПМР не должен превышать одного месяца»
3. ПАУ издается по установленной форме и подписывается соответствующим должностным лицом. Форма акта должна соответствовать принятым требованиям.
ПА должен содержать следующие элементы преамбулу, части, разделы, главы, статьи или пункты.
Статьи могут в свою очередь объединяться в главы. Главы в разделы. Разделы в части.»
«Подписанный ПА должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт, наименование вида акта и его название, дата подписания (утверждения) акта и его номер, наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт»
4. Ведомственные ПА подлежат гос. регистрации в случаях:
«1. если они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина,
2. устанавливающие правовой статус организаций, определяющие вопросы их ведения,
3. имеющие межведомственный характер, в том числе и акты, содержащие сведения, составляющие гос. тайну.
Гос. регистрация ПА включает в себя:
А) юридическую экспертизу ПА,
Б) принятие решения о необходимости гос. регистрации данного акта,
В) присвоение регистрационного номера,
Г) занесение в Гос. реестр ведомственных ПА».
5. Законодательством предусмотрен определенный порядок опубликования нормативно-правовых актов.
Так, согласно ст.ст. 28,29 Закона ПМР «Об актах законодательства ПМР» все законы ПМР и иные НПА ПМР должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Официальным опубликованием считается публикация их полного текста в газете «Приднестровье», а также в «САЗ ПМР». Если НПА содержит сведения, составляющие гос. тайну, то официальному опубликованию подлежит только его наименование, реквизиты».
Согласно ст.31 данного Закона закон ПМР вступает в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования, если в нем не установлен иной порядок и сроки вступления в силу. Законы, которыми предусмотрено ужесточение ответственности, вступают в силу не ранее чем по истечении 14 дней после их официального опубликования.
Иные НПА вступают в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования, если не установлен иной срок.
Действие ПАУ.
«Действие ПАУ заключается в его практическом применении. Действие ПАУ возможно лишь при наличии у него юридической силы. Под юридической силой ПАУ понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках государственного управления.
В ГУ существует принцип презумпции законности, правильности и обоснованности ПАУ, т.е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований, обязателен для всех лиц, кому он адресован.
ПАУ начинают действовать с момента их издания или опубликования в установленном порядке. Согласно пункту 4 статьи 63 Конституции ПМР «неопубликованные законы не применяются». ПАУ действуют до момента их официальной отмены, т.е. они утрачивают свою силу с истечением срока их действия».
Ученые выделяют следующие элементы введения в действия ПАУ:
1. Наличие установленной процедуры издания или принятия ПАУ.
2. Подготовка проекта правового акта.
3. Определение структуры проекта ПАУ.
4. Согласование ПАУ.
5. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу раннее изданных актов.
6. Издание ПАУ.
7. Доведение принятого административного акта до сведения лиц, кому он адресован.
8. Направление принятого правового акта в Минюст ПМР для гос. регистрации.
9. Официальное опубликование.
Способы обеспечения законности ПАУ:
1. отмена акта управления.
2. приостановление их действия или их исполнение.
I. Законодательство определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в установленном порядке. Отмена ПАУ может быть осуществлена как органами, принявшими акт, так и органами, имеющими право отмены акта управления.
Органы исполнительной власти вправе отменять акты управления нижестоящих органов исполнительной власти.
Конституционный суд ПМР (РФ) рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (Президента, граждан) и дела о соответствии Конституции ПМР правовых актов Президента, министерств и ведомств. Постановлениями Конституционного Суда акты управления или отдельные его положения могут быть признаны неконституционными, в этом случае они утрачивают юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды обладают правом отмены ПАУ.
Основаниям для отмены ПАУ являются:
1. незаконность акта управления,
2. практическая нецелесообразность,
3. необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных изменений,
4. истечение срока действия ПАУ.
II. Приостановление акта управления – это официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения.
ПАУ приостанавливает свое действие в случаях, когда:
1. Президент приостанавливает действие актов органов испол. власти в случае их противоречия Конституции, законам.
2. суд общей юрисдикции приостанавливает действие оспариваемого решения органа гос. власти, органа МС до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина.
3. прокурор приносит протест на вступившее в законную силу постановление по делу об админ. правонарушении.