Социально-экономический строй Киевской Руси
Середина IX в. – утверждение феодальных отношений.
Главное богатство и основное средство производства – земля.
Крестьяне не собственники, а держатели земли.
Крестьяне имели собственность (в отличии от холопов).
Феодал мог заставить крестьянина трудиться лишь с помощью внеэкономического принуждения Þ
Личная зависимость крестьянина от феодала (от оброчно-денежного обяхательства до крепостной неволи).
Земельная рента = часть рабочего времени и часть урожая.
Отработка = барщина.
Натуральная или денежная = оброк.
Генезис (складывание) феодальных отношений – длительный процесс.
2 основных класса феодального общества: феодалы и феодально-зависимое крестьянство.
Распространенная форма организации производства – феодальная вотчина.
Характер: Наследственное владение.
Владелец: борин или князь.
Иные владельцы: свободные крестьяне, не подчиняющиеся феодалу, платящие дань только великому князю.
Устройство: центр – боярский или княжеский двор. Там – хоромы вотчинника, дома приближенных, конюшни, скотный двор. Управляющий княжеской вотчиной – огнищанин (от «огнище» - дом). Княжеский подъездной– сбор налогов. Богатство вотчины – земля; нарушение княжеской межы – огромный штраф. На вотчинной земле работали феодально-зависимые смерды, холопы, челядь.
Все свободное население Руси – «люди». Поэтому сбор дани – «полюдье».
Основная масса сельского населения, зависимая от князя – «смерды».
Могли жить как в общинах, несущих повинность государству, так и в вотчинах.
Смерды в вотчинах – в худшей крепостной зависимости.
Один из путей закрепощения – закупчничество.
Разорившиеся/обедневшие крестьяне брали у феодала долг – “купу”. Отсюда и название – “закупы”. Работает на кредитора до возвращения долга.
Челядь, холопы – несвободная категория населения, близкая к рабам.
Экономическая жизнь КР слабо отражена в источниках.
Отличие от ЗЕ: огромная роль государственного сектора в экономике страны – наличие огромного числа свободных крестьянских вотчин, находившихся в феодальной зависимости только от великокняжеской власти
«Русская правда»
Составитель - Ярослав Мудрый.
«Русская правда» - сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство.
Многие разделы приняты после смерти ЯМ.
Ярослав – первые 17 статей = «Древнейшая Правда» = «Правда Ярослава»
- ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников
- разбирала споры между свободными людьми (особ. в среде дружины)
- новгородские мужи имеют такие же права, как и киевские
Новгородские восстания в 60-х – 70-х гг. XI в.
Массовые народные выступления 1068–1072 гг.
Причины: усиление роли крупного землевладения в экономике и дальнейшее развитие феодальных отношений.
Наиболее мощное – восстание 1068 г. в Киеве.
Повод: поражение сыновей Ярослава (Ярославичей – Изяслав, Святослав, Всеволод) в битве с половцами на р. Альте
Ход: после вече народ потребовал выдать оружие и вновь пойти на половцев. Ярославичи отказались, т.к. опасались того, что народ пойдет против них. Народ стал громить дворы богатых бояр. Изяслав бежит в Польшу.
Итог: Изяслав смог вернуться на царство только с помощью польских феодалов в 1069 г.
Массовые выступления в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.
Правда Ярославичей
Восстания конца 60-х – начала 70-х гг. XI в. потребовали корректировки законов.
«Русская правда» дополнена новыми статьями, «Правдой Ярославичей».
Смысл дополнения – защить имущество феодала и его вотчину.
Нарушение границ княжеской межи – штраф.
Таблица штрафов за убийства
старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной | ð | 80 гривен |
свободный человек | ð | 40 гривен ( ½ дружинника) |
сельские и ратайные старосты, ремесленники | ð | 12 гривен (3/20 дружинника) |
смерд или раб | ð | 5 гривен (1/16 дружинника) |
Таблица отражает заботу государства о жизни и имуществе феодалов.
“Правда Ярославичей” отменила кровную месть.