В феодальную эпоху верительные грамоты отличались большой пышностью формы и стиля. В новейшее время формат грамот везде становится проще
Персонал дипломатического представительства
В своей работе глава дипломатического представительства опирается на персонал представительства. Персонал миссии не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.
Дипломатический персонал состоит из сотрудников представительства, имеющих дипломатический ранг и дипломатический паспорт. Ранги имеют следующий вид по старшинству - советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь и а1Таше. Здесь следует различать ранг атташе от должности специальных атташе (от фр.аttасhе - прикрепленный). Последний, обычно, имеет ранг советника. Они осуществляют оперативную работу в ведущих отделах представительства. Каждая должностное лицо представительства имеет свой ранг.
Любое государство имеет право объявить главу миссии или любого члена его дипломатического состава нежелательной персоной (persona non grata) и информировать об этом его правительств09. В этом случае функции дипломата потеряют силу, и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несёт службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, принимающая страна может отказать ему в признании его членом миссии.
Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изложение причины тому не требуется.
Существует два принципиальных основания для объявления дипломата нежелательной персоной: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкосновенности. Кроме того, возможным предлогом для объявления такого статуса является месть другому государству за объявление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу международного права и международных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.
Обычно, дипломатов назначает глава отдела кадров министерства иностранных дел. Назначение, как правило, закрепляется подписью министра иностранных дел. Стандартным сроком службы дипломата за рубежом составляет три-четыре года.
Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций во внешнем ведомстве - определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломатический агент подвергается разнообразным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удаётся справиться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал индивидуальным способностям.
Административно-технический персонал представительства является его канцелярский персонал, дежурные референты, переводчики, технические секретари, бухгалтеры, не имеющие дипломатического паспорта и ранга.
Таким же образом, как и дипломат, нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административно-технического персонала.
Обслуживающий персонал состоит обычно из граждан пребывания (это не обязательно, но нередко практикуется). В него входят шоферы, уборщицы, сторожа, повара, электрики, сантехники, обслуживающие непосредственно нужды представительства, и частные домашние работники, состоящие на службе у сотрудников представительства.
Венская конвенция о дипломатических сношениях сформулировала новую норму дипломатического права, в соответствии с которой при отсутствии конкретного соглашения государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которое оно считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Государство пребывания на тех основаниях без дискриминации может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Заметим, что эта статья не отражает общепринятой практики.
Если государство пребывания находит, что персонал представительства слишком велик, то оно должно, прежде всего, договориться с аккредитующим государством. Если же это не удается, то, согласно мнению большинства членов Комиссии международного права ООН, государству пребывания должно принадлежать право, в определенных границах, отказать в согласии на размер, превышающий разумный и нормальный. Однако определение разумности и нормальности количественного состава персонала принадлежит не столько государству пребывания, сколько аккредитующему государству. Потребности своих зарубежных представительств может определять только аккредитующее государство. Принимая во внимание условия, существующие в государстве пребывания, и потребности представительства, обе стороны должны достигнуть общего консенсуса.
Главным критерием при определении количественного состава представительства являются его потребности, и, исходя из этого, следует учитывать, какой состав является разумным и нормальным, поскольку эффективное осуществление функций представительства, прежде всего, обеспечивается людьми.