Контроль и запись переговоров. Установлены особые гарантии для производства и данного следственного действия (об этой процессуальной проблеме см
Установлены особые гарантии для производства и данного следственного действия (об этой процессуальной проблеме см. также § 8 гл. 3 учебника). При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются лишь по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.
Контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются также при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников или близких лиц. По письменному заявлению указанных лиц данная мера может применяться без судебного решения, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.
В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров должны быть указаны:
уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;
основания, по которым производится данное следственное действие;
фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;
срок осуществления контроля и записи;
наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.
Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется для исполнения в соответствующий орган (см. § 8 гл. 3 учебника).
Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по конкретному уголовному делу.
В течение всего срока осуществления контроля и записи телефонных и иных переговоров следователь или иное должностное лицо, ведущее расследование, вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего непосредственно, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
О результатах осмотра и прослушивания фонограммы с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляется протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая имеет отношение к конкретному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.
Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.