Культура Грузии в XVIII веке


1. Очаги просвещения и культуры. В XVIII веке, как и в предшествующие века, основными очагами просвещения и культуры Грузии являлись церкви, монастыри, царский двор, дворцы и крепости отдельных феодалов.

В Картли число учебных центров возросло при Вахтанге VI. Царь постоянно заботился о воспитании и обучении подра­стающего поколения. В 1711 году в тби­лисской типографии был напечатан ориги­наль­ный учебник.

Приблизительно в этот же период при дворе Гуриели работал просветитель Пимен. В детстве он был похищен из Грузии. Его выкупил и воспитал греческий архиепископ. Гуриели специально пригласил его к себе из Синопа, где Пимен занимался просвети­тельской деятельностью. Пимен открыл училище и занялся культурной деятельностью в Грузии. Однако в период османской агрессии ему пришлось оставить свою деятельность в Гурии и продолжить ее при дворе Вахтанга VI.

Большое внимание уделял просвещению царь Ираклий II. В 1755 году царь открыл в Тбилиси во дворе Анчисхатского монастыря Духовную семинарию, во главе которой встал Филипе Каитмазашвили. В семинарии преподавали: грамматику, литературу, логи­ку, пение, физику, математику. В 1758 году была открыта семинария в Телави, которая в 1782 году была переделана в философскую семинарию. Первым ректором семинарии был Гайоз. Гайоз первоначальное образование получил в Тбилисской семинарии, где его педагогами были Антон I и Филипе Каитма­зашвили. Гайоз принимал участие в посоль­стве в России в 1772 году. Он остался в России и продолжил учебу в Славяно-греко-латинской академии. Гайоз был инициатором создания Телавской семинарии и ее первым ректором (1782-1783). Он участвовал в заключении Георгиевского трактата. С 1783 года работал в России. Возглавлял Комиссию по распространению христианства в Осети, затем был епископом Саратова и Пензы, архиепископом Астрахани и Ставрополя. Гайоз создавал оригальные сочинения, а также занимался переводами. Из оригинальных сочинений ему принадлежат: «История Грузии», «Церковные проповеди», «Грузинская грамматика» и др.

После Гайоза Телавской семинарией руководил Давид Алекси-Месхишвили. Образование получил в Москве. Им созданы учебники: «Описание соседних с Грузией стран», «Стихотворная граматика» и др. Он сочинял стихи, был блестящим каллиг­рафом – переписал многие произведения.

В царстве существовали и частные школы. Была школа католиков, кото­рую закрыли в 1755 году, когда Теймураз II выселил из страны католиков.

В 1799 году сын Георгия II-го Иоанн выдвинул идею создания высшего учебного заведения в Грузии.

Тбилиси был культурным центром не только Грузии, ни и всех стран Южного Кавказа. В 1749 году царь Ираклий II восста­новил основанную Вахтангом VI типографию. В 80-ых годах XVIII века была осуществлена реставрация типографии: уста­ревшие станки заменены новыми, отлиты шрифты «нусхури» (строчный) и «мхедрули» (заглавный). Раз­рушенная во время нашествий Ага-Магомет-хана типогра­фия была восстановлена при царе Георгии XII.

В более тяжелых условиях существовали культурные центры Западной Грузии: в Гелати, Кацхи, Никорцминда, Мартвили и Шемок­меди.

Большую культурную деятельность раз­вер­­нуло в Москве грузинское Землячество, основанное царем Арчилом. В 1705 году по инициативе Арчила было напечатано «Дави­тни». Особенно оживилась деятельность Землячества после того, как в Москву прибыл царь Вахтанг VI со своей многочисленной свитой. В Всесвятске была восстановлена грузинская типография. В Москве было создано много грузинских оригинальных произведений, переводились лучшие образцы русской и европейской литературы. Помимо этого, грузины принимали активное участие в культурной жизни России.

2. Наука. Немалую заслугу в сфере науки имеет царь Вахтанг VI. Им был создан учебник по химии «Книга о растворах и химических превращениях». Он и сам проводил химические опыты. Для учебника чертежи некоторых физических и химических приборов выполнил Вахушти Багратиони. Вахтанг VI перевел «Звездочет» и составил «Краткий курс по астрономии – космог­рафии», в котором дается разъяснение некоторых тер­минов и понятий по астро­номии.

Тридцать три года работал Сулхан-Саба Орбелиани над толковым словарем «Ситквис кона». В словарь вошли указатели географи­ческих названий и отдельных исторических лиц, приведены нормы разговорного языка. Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) был широкообразованным человеком. В конце XVIII века (в 1698 году) он постригся в монахи и продолжил свою деятельность в Давид-Гареджи в монастыре Иоанна Крес­тителя. Он несколько раз бывал в Иране, с дипломатической миссией путешествовал по Европе, создал мемуарное произведение «Пу­тешествие в Европу». Его перу принад­лежат «Христианское вероучение» и известная всем книга «Мудрость вымысла». Сулхан-Саба Орбелиани сопровождал Вахтанга VI в Москве.

Плодотворной деятель­ностью занимался Антон I. Он является автором ориги­наль­ных сочинений: «Мер­ная речь», «Грамматика» (первый учеб­ник грузин­ского языка), «Спе­кали» (трактат фило­софского характера), «Бо­гос­ловие». Антон I перевел с русского языка: «Физику» Вольфа, «Логику» и «Этику» Баумайстера.

3. Историография. В XVIII веке жил и творил выдающийся грузинский ученый-историк Ва­хушти Багратиони (1696-1757). Его труд «Описание Царства Грузинского» охватывает историю Грузии с древнейших времен до 50-ых годов XVIII века. Труд выполнен на уровне современной ему европейской науки. Примечательно, что в его книге дается не только историческое, но и географическое описание всей Грузии, и, особенно, Картли; флора и фауна Грузии, быт, обычаи и характер грузин. Вахушти составил геогра­фический атлас Грузии. Он перевел с русского учебник все­мирной географии. По приказу Вахтанга VI была создана «Комиссия уче­ных мужей», кото­рая отредакти­ровала «Картлис Цховреба» и написала т. н. «Новую Картлис Цхов­реба», т. е. историю XIV и XVII веков.

Историком XVIII века был Сех­ниа Чхеидзе. Сехниа Чхе­идзе был главным казначеем при царском дворе в Картли, неодно­кратно бывал в Иране, участвовал в различных сражениях. В его труде «Жизнь царей» описана ис­тория Грузии 1653-1739 годов.

Работу над трудом Сехнии Чхеидзе продолжил Папуна Орбелиани. Его труд «События в Картли» охватывает события 1739-1758 годов. Папуна был очевидцем описываемых событий, но вместе с тем он иногда опира­ется на рассказы «авторитетных» людей.

Оман Херхеулидзе создал про­изведение «Царствование Ира­к­­лия II». В нем рассказы­вается история Картли-Кахети с 1722 года до 80-ых годов XVIII века.

Период царствования Ирак­лия II описан в «Георгианской истории» Александра Амилахвари. По вполне понят­ным причинам это произведение довольно тенденциозное.

Тенденциозно рассматривается и личность Ираклия. Царевич Давид написал «Краткую историю Грузии». В этот период несколько раз была переписана «Картлис Цховреба» («История Грузии»).

4. Общественное мышление. Передовые просветительские идеи из Европы проникали в Грузию и под их влиянием грузинские общественные деятели создавали довольно интересные произведения. Они предлагали обществу новые проекты государственного устройства. В этой связи следует отметить проект царевича Иоанна «Законопо­ложе­ние», представленный им в 1799 году своему отцу Георгию XII-му. Проект предус­матривал такие важные вопросы, как усиление царской власти, упразднение сатавадо (кня­жеств), реорганизация армии, совершен­ствование судебной системы и ряд меро­приятий, направленных на экономическое развитие страны. Проект также предус­матривал открытие аптек, больниц, почты, музея, высшего учебного заве­дения, библиотеки и т. д.

Заслуживает внимания труд Александра Амилахвари «Мудрец Востока», посвященный деятель­ности царя Соломона I. Здесь же изложены взгляды автора по проб­лемам государственного устро­й­ства. Амилахвари считал, что государством должен править мудрый и гуманный царь, но цар­ская власть должна быть разделена на несколько органов управления; должна быть обеспечена защита крестьян как главной производящей силы страны – основы ее экономики. Амилахвари большое значение придавал торговле, развитию науки и культуры, без которых невозможно развитие общества. Амилахвари выступал про­тив смертной казни и считал, что каждый принятый закон должен отве­чать велению времени и учитывать обычаи и традиции народа.

Царевич Давид перевел про­из­­ведение французского просветителя «Дух закона».

5. Литература. Замечательным предста­вителем грузинской литературы является Давид Гурамишвили (1705-1792). Давид Гурамишвили в юности был захвачен в плен лезгинами. С трудом бежав из плена, он добрался до Москвы, где тогда находился Вахтанг VI. После смерти царя Давид, как и другие эмигранты грузины, принял российское подданство и вступил в грузинскую гусарскую роту. Он боролся против османов, шведов, воевал в Пруссии. Обосновался на Украине в Миргороде, где жил до конца жизни. Все его произведения объ­единены в одной книге «Давитиани». Основное произведение – поэма «Беды Грузии».

Богатое поэтическое наследие оставил нам царь Теймураз II. Следует выделить произведения «Беседа дня и ночи», «Разговор с Руставели», и др. Теймураз II перевел с персидского сборник басен.

Замечательным поэтом своего времени был Бессарион Габашвили – Бесики (1750-1791). Отец его Захария Габашвили был царским духовником. В результате сложных отношений с Антоном I вынужден был пере­ехать в Россию. Бесики дружил с царевичем Леваном и с зятем Ираклия Давидом Орбе­лиани. Из-за интриг на царском дворе Бесики бежал в Имерети. С дипломатической миссией был в Иране. Умер в Румынии в Яссах, куда был отправлен на переговоры между Россией и Турцией с дипломатической мис­сией. Бесики писал в основном любовные стихотворения: «Стройный стан», «Сад тоски» и др. Его перу принадлежат две поэмы исто­рического характера: «За Аспиндзу!» и «Рухская война».

Выразителем мыслей и чувств городского населения – мелких торговцев и ремеслен­ников был Саят-Нова. Саят-Нова писал стихи на трех языках: грузинском, армянском и азербайджанском и сам исполнял их. Поэт был принятым лицом при царском дворе Ираклия II, но после того, как поневоле был замешан в заговоре 1765 года, был отослан из дворца.

Сочинение Тимоте Габашвили «Хож­дение» относится к приключенческому жанру. Кута­исский митрополит Тимоте в 50-ых годах XVIII века посетил “святые места” в Иеруса­лиме. В результате этой поездки было создано «Хождение», в котором описаны грузинские монастырские центры в Греции и на Ближнем Востоке (описывая Иерусалимский Крестовый монастырь, автор упоминает известную фреску Шота Руставели).

Культура Грузии в XVIII веке - student2.ru Георгий Авалишвили (1769-1850) пере­водил пьесы с русского на грузинский. Существует версия, что он написал оригиналь­ную пьесу «Царь Теймураз». Пьесы переводил также Давид Чолокашвили. Они ставились в театре при царском дворе Ираклия II. В постановке этих спектаклей активно учас­твовал Габриэл Майор (погиб в Крцанисской битве).

Культура Грузии в XVIII веке - student2.ru 6. Зодчество. При Вахтанге VI была обновлена облицовка тбилисского храма Сиони, отремонтированы храмы Урбниси и Садгери, Ксанская крепость и крепость Самшвилде.

При царе Ираклии II была построена резиденция царицы Дареджан «Сачино» и епископский дворец во дворе Ниноцминдской церкви, отремонтирована крепость Нарикала и др. В Раче по инициативе Ростома Эристави была построена церковь Баракони.

Наши рекомендации