Революционные общественно - политические взгляды А . Н . Радищева
Резкий поворот во внутренней политике, который произошел после разгрома восстания Е.И. Пугачева, сама Крестьянская война с ее грандиозным размахом народной борьбы способствовали зарождению в русском просветительстве качественно иного направления, связанного с именем АН. Радищева — первого в России дворянского революционера.
В 1766 г . в числе 12 молодых даровитых дворян А.Н. Радищев был отправлен в Лейпцигский университет. Однако главное внимание в период жизни за границей он уделил самообразованию, изучая в основном работы французских просветителей в области философии, политэкономии, литературы и права. По возвращении в 1771 г . на родину Радищев служит в различных учреждениях (протоколист Сената, военный прокурор, помощник управляющего и управляющий таможней в Петербурге). В период службы в Коммерц-коллегии у него устанавливаются теплые дружеские отношения с президентом Коллегии князем А.Р. Воронцовым. Однако основным содержанием духовной жизни Радищева была отнюдь не служба. В течение многих лет он усиленно занимается вопросами философии, политэкономии, права, пристально изучает экономическую и политическую жизнь страны, быт крепостного крестьянства. Вместе с тем Радищев начинает свою литературную деятельность. В частности, для формирования мировоззрения Радищева была важна работа над переводом «Размышлений о греческой истории» французского социалиста-утописта XVIII в. аббата Мабли. Перевод был опубликован Н.И. Новиковым в 1773 г . В «Примечаниях к Мабли» Радищев уже бросил открытый вызов русскому абсолютизму: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Однако поражение Крестьянской войны надолго прерывает его творческую деятельность. Пережить этот своего рода кризис Радищеву помогают события, связанные с Войной за независимость Северной Америки.
Размышляя над итогами победоносной американской революции, анализируя политику российского «просвещенного абсолютизма», Радищев постепенно приближается к убеждению в том, что единственный выход для России — революционное низвержение самодержавия.
В 1783 г . Радищев создает свою знаменитую оду «Вольность». В ней он осуждает самодержавную власть как власть, поправшую элементарные права народа. Исходя из теории «общественного договора», объясняющей происхождение государства как акт добровольного согласия людей на выделение над ними органа управления, Радищев считает самодержца узурпатором всех прав народа, нарушителем «общественного договора». В оде «Вольность» воспет тот миг, когда восставший народ разрушит все здание монархического строя.
Вскоре Радищев приступает к написанию своего главного произведения, в котором он дает обоснование своей революционной концепции,— книги под названием «Путешествие из Петербурга в Москву».
Автор выбрал весьма распространенный тогда жанр «путешествий» исключительно из цензурных соображений, так ка к различного рода «путешествия» и описания маршрутов в изобилии проходили через руки цензоров. Заведя в своем доме в Петербурге миниатюрную типографию, Радищев решил самостоятельно издавать свой главный политический памфлет.
И вот, в мае 1790 г . книга вышла, благополучно проскользнув все цензурные рогатки (разумеется, там на нее не обратили какого-либо внимания). Автор подарил 5 экземпляров знакомым, а 25 экземпляров от тиража отдал поначалу книгопродавцу Зотову. Успех книги был мгновенный. Все экземпляры исчезли. Но очень быстро книга дошла до Екатерины II, и умная императрица, прочитав ее, быстро поняла всю взрывную силу этого сочинения. Резюме царицы было весьма четким и недвусмысленным: Радищев был объявлен «бунтовщиком хуже Пугачева». Немедленно были приняты меры. 30 июня 1790 г . Радищев был арестован. 24 июля, по окончании следствия, уголовная палата приговорила арестованного к смертной казни. В начале августа Екатерина II заменила казнь 10-летней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог.
Итак, что же собою представляло скромное и незаметное по названию «Путешествие из Петербурга в Москву»? Если оставить в стороне чисто внешний сюжет путешествия с его маршрутом, с его остановками на почтовых станциях, где ямщики меняли лошадей, если оставить в стороне названия глав, полученные от деревень и городов, стоящих на почтовом тракте из Петербурга в Москву, то перед нами раскроется сюжет внутренний. Герой, от лица которого ведется повествование, анализирует государственный и общественный строй своей страны, изучает положение народа. Перед ним крестьяне, задавленные гнетом помещиков, обрабатывают свою землю лишь по ночам; их продают как скот, проигрывают в карты; им некуда жаловаться, так как в судах сидят взяточники. Убедившись, что в России процветает злоупотребление властью, жестокий гнет рабства, герой повествования ищет выход из положения. Главы «Путешествия» под Названием «Спасская полесть», «Крестцы», «Хотилов», «Выдропуск» рассказывают об иллюзиях и тщетных надеждах на Монарха героя повествования. Постепенно герой убеждается, что мнение о том, что стоит монарху «открыть глаза» на несправедливость и все уладится, есть мнение ложное, иллюзия, самообман. У героя теперь формируется твердое убеждение, что народ может добыть свободу, только восстав против самодержца, только путем революционного низвержения монарха. Этому посвящены главы «Медное», «Город-ня», «Тверь». Огромное значение в идейной композиции произведения имеет вставленная в «Путешествие» ранее написанная ода «Вольность». Таково вкратце идейное содержание центрального творения первого русского революционера, сыгравшего величайшую роль в истории русской общественно-политической мысли.
Со смертью Екатерины II Радищев в 1801 г . возвращается в Петербург. В период либеральных тенденций Александра I А.Н. Радищев вновь на государственной службе. Он составляет ряд проектов законодательных реформ. Но вскоре в порыве отчаяния, утром 11 сентября 1802 г . он принимает яд и в тяжких муках умирает.