Общественно-экономическое и политическое развитие Украины в 50-60-х гг. ХХв.
Период с 1953г по 1964г. вошел в историю СССР и Украины под названием "хрущевской оттепели". Это было время, когда во главе Компартии и всего советского народа стоял Н.С. Хрущев, с именем которого были связаны важные перемены в общественной жизни и в экономике страны.
Несмотря на то, что Хрущеву не удалось вскрыть подлинные причины сталинской диктатуры, его смелый поступок стимулировал процесс демократизации общественной жизни в СССР. Стали рушиться старые стереотипы во внутренней и внешней политике; возрос интерес к проблемам научно-технической революции; разрабатывались реформы в промышленности и сельском хозяйстве.
Одной из важнейших реформ стала реформа управления народным хозяйством. Сущность ее заключалась в известной демократизации всей системы управления, расширении хозяйственных прав союзных республик, приближении управления к производству, сокращении управленческого аппарата. Осуществление реформы началось в феврале 1957 г. с введения новой системы управления, которая должна была объединить централизованное плановое руководство с повышением самостоятельности республик, краев и областей. В основу был положен территориальный принцип управления через Советы народного хозяйства (совнархозы), создававшиеся в отдельных районах. На территории Союза было образовано 105 таких районов, а в Украине - 11. Под контроль совнархозов в УССР было передано более 10 тыс. промышленных предприятий, а в конце 1957 г. им были подчинены 97% заводов республики. Новая система управления производством имела позитивные последствия: она способствовала улучшению распределения труда и его кооперации в рамках отдельных экономических регионов; ускорилось формирование производственной и социальной инфраструктуры; полнее использовались местные ресурсы и т.д. В то же время, по мнению А.Д. Бойко и некоторых других авторов, система совнархозов имела и ряд серьезных недостатков: она не могла обеспечить единство технической политики, тормозила внедрение новой техники, фактически сохраняла централизованное управление на региональном уровне. Ситуацию не спасло укрупнение совнархозов в 1962 г. и создание республиканских совнархозов и Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР.
В изучаемый период Украина оставалась одной из самых развитых в промышленном отношении республик Союза. В 1957 г. по количеству производства чугуна на душу населения она опередила все капиталистические страны мира. По добыче угля УССР вышла на второе место в мире, а по выплавке стали - на третье. В то же время, Украина заметно отставала от ведущих капиталистических государств по качественным показателям - затратам материальных и трудовых ресурсов. К негативным тенденциям следует отнести диспропорциональное моделирование экономики УССР с явным уклоном в развитие тяжелой промышленности и снижение темпов роста производительности труда.
В 1951-1958 гг. промышленная продукция ежегодно увеличивалась на 12,3%, национальный доход - на 11,7%; в период семилетки (1959-1965) рост составил, соответственно, 8,8% и 7%. В структуре общественного производства в 1960 г. по произведенному национальному доходу (в СССР его определяли без учета непроизводственной сферы) доля промышленности составляла 47,9%, сельского хозяйства - 29,1%, транспорта и связи - 4,7%; строительства - 8,2%; торговли - 11,1%. За период с 1951 по 1965 г. было построено 1960 крупных предприятий. Оперативное внедрение достижений НТП вступало в противоречие с существующей централизованной командно-административной системой управления, которая из-за своей неповоротливости объективно сдерживала указанный процесс.
Проблема, стоявшая перед хрущевским руководством, заключалась в том, продолжать ли опираться в основном на тяжелую промышленность или направить большие инвестиции в легкую и пищевую промышленность, от чего выиграл бы советский потребитель. Хрущев склонялся в пользу первого варианта, но, в отличие от Сталина, он не мог полностью пренебречь потребителем, особенно после обещания, что к 1980 г. Советский Союз по экономическим показателям догонит и обгонит развитые капиталистические страны.
В период семилетки (1959-1965) определенное внимание уделялось производству промышленных и продовольственных товаров, предметов широкого потребления. В этот период было построено более 300 новых и реконструировано более 400 предприятий легкой и пищевой промышленности. Выпуск продукции легкой промышленности вырос І 1,5 раза, продовольственных товаров - в 1,7 раза, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного потребления - вдвое. Стали в строй такие большие предприятия, как Донецкая трикотажная и Красноармейская чулочная фабрики, швейные фабрики в Кировограде, Артемовске, Дрогобыче и Николаеве, Луганская обувная фабрика и др. Построенный в те годы Херсонский хлопковый комбинат стал наибольшим текстильным предприятием республики. Завершилось строительство Житомирского и Ровенского льнокомбинатов, что дало возможность впервые на базе местного сырья развернуть в УССР производство собственных льняных тканей.
Заметный рост наблюдался в черной металлургии. В 1965 г. добыча железной руды превысила уровень 1950 г. в 4 раза, выплавка чугуна - в 3,5, стали - в 1,4, производство проката - в 3,7, стальных труб - в 3,1 раза. Было построено и сдано в эксплуатацию в 1951-1965 гг.27 доменных, 38 мартеновских печей, 62 прокатных стана.
Важная роль в индустриальном комплексе принадлежала машиностроению и металлообработке, среднегодовые темпы роста которых составляли в 50-х годах 16,5%. Изменилась география промышленности. Появились новые промышленные центры: Кременчуг, Херсон, Ровно, Белая Церковь, Черновцы, Львов. Несколько уменьшилась роль Донецко-Приднепровского экономического района, но в то же время выросло значение Юго-Западного и Южного экономических районов. Продолжалась индустриализация шести западных областей, где в течение 50-х годов выпуск промышленной продукции увеличился втрое. В 1965 г. эти области давали 8,9% валовой промышленной продукции республики (по стоимости).
Важное значение приобрел топливно-энергетический комплекс. Уделялось повышенное внимание наиболее молодой отрасли промышленности - газовой. В основном добыча природного газа сосредоточилась в Ивано-Франковской и Львовской областях.
Несмотря на укрепление промышленного потенциала УССР, качество промышленной продукции (по сравнению с развитыми капиталистическими странами) оставалось довольно низким; к тому же имело место ухудшение экологической ситуации.
Заметим, что хотя хрущевские реформы не оправдали всех возлагавшихся на них надежд, рост валового национального продукта СССР вплоть до 70-х годов превышал показатели США и резко контрастировал с периодом сталинского правления.
Низкая производительность сельского хозяйства означала нехватку продуктов, что, естественно, вызвало сомнения относительно преимуществ социалистической модели хозяйствования над капиталистической. Поэтому, едва заняв пост Первого секретаря ЦК КПСС, Хрущев приступил к широким мероприятиям по улучшению ситуации на селе. Для Украины, житницы Советского Союза, его мероприятия имели особый смысл, поскольку уже в который раз Украина должна была служить площадкой для сельскохозяйственных экспериментов.
Общеизвестным проектом Хрущева было освоение целины (1954-1956), предусматривавшее введение в сельскохозяйственный оборот около 13 млн га целинных земель в Заволжье и Казахстане (позже эту цифру увеличили до 28 - 30 млн га за счет распашки залежных земель в Казахстане и Сибири). Состав трудовых коллективов совхозов, возникавших на целинных землях, в основном формировался за счет переселенцев с Украины. Многие из них поселились там навсегда. В то же время каждую весну на сезонные работы туда добровольно ехали с Украины сотни тысяч студентов. Хотя эта программа имела неоднозначные результаты, она, безусловно, исчерпывала ресурсы УССР и способствовала ослаблению сельскохозяйственного производства в республике.
Другой эксперимент предусматривал неожиданный переход к выращиванию огромного количества кукурузы на общей площади 28 млн га в масштабах всего Советского Союза. По американской модели ее должны были использовать в качестве кормов для увеличения продуктивности животноводства. Однако результаты "кукурузной эпопеи" оказались более чем скромными. Продовольственная проблема оставалась нерешенной. После неурожая 1963 г. СССР вынужден был произвести крупные закупки зерна в Канаде и США. В дальнейшем подобные закупки станут регулярными. Еще одним грандиозным проектом стала реформа в животноводстве. Ее сущность, по словам Хрущева, заключалась в том, чтобы "в ближайшие годы догнать США по производству мяса, масла и молока на душу населения". Эта программа была принята в 1957 г., но так и не была выполнена. В 1964 г. производство продукции животноводства в УССР упало до 92% уровня 1958 г.
Определенной поддержкой в Украине пользовалась реформа 1958 г., которая касалась машинно-тракторных станций. Из-за постоянных столкновений между МТС и колхозами по поводу того, как обрабатывать землю, руководство УССР убедило союзное руководство ликвидировать МТС, а технику их продать колхозам.Государство постоянно принимало меры к поднятию продуктивности колхозов и совхозов.
Совершенно неэффективной оказалась политика государства в отношении личных приусадебных хозяйств граждан. Еще в 1955 г. размеры приусадебных хозяйств были сокращены в два раза. Летом 1959 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета УССР о запрещении гражданам держать скот в городах и рабочих поселках. Все эти административные мероприятия привели к тому, что за десять лет (с 1954 по 1964 г) поголовье крупного рогатого скота в подсобных хозяйствах колхозников в Украине сократилось .
Реформаторские нововведения затронули и социальную сферу. С середины 50-х годов заработная плата стала ведущей формой повышения благосостояния трудящихся. Об увеличении денежных доходов жителей Украины свидетельствует тот факт, что сумма вкладов в сберегательных кассах республики выросла с 2,7 млрд рублей в 1950 г. до 19,7 млрд рублейв 1960 г.
Постепенно ликвидировался разрыв в уровнях оплаты низко - и высокооплачиваемых работников. С другой стороны, это сдерживало профессиональный рост рабочих, инженерно-технических работников, не способствовало стимулированию трудовой деятельности. В 1965 г. сократился рабочий день. Фабрики и заводы перешли на пятидневную рабочую неделю. Увеличились отпуска беременным женщинам и молодым матерям.
Урбанизация усилила жилищный кризис. В 1954 г. было принято решение о массовом строительстве жилья индустриальными методами. Выросла площадь новых жилых домов, позже прозванных в народе "хрущевками". Люди начали переселяться из "коммуналок", бараков, подвалов и полуподвалов в индивидуальные квартиры. Если в 1918 - 1940 гг. в Украине было введено в эксплуатацию 78,5 тыс. кв. м жилой площади, то в 1956-1965 гг. - более 182 тыс. кв. м. Получили и построили себе жилье почти 18 млн человек. Острота жилищной проблемы несколько снизилась, однако качество жилья и уровень обеспеченности населения жильем все еще оставался низким.
Определенные сдвиги наблюдались в духовной жизни и в сфере народного образования. В апреле 1958 г. Хрущев выступил на XIII съезде ВЛКСМ, призвав преодолеть оторванность школ и вузов от жизни. В конце того же года был опубликован закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", который был продублирован Верховным Советом УССР в апреле 1959г. В основе предложенной реформы лежал принцип соединения общеобразовательного и политехнического обучения. В соответствии с законом семи- и десятилетние школы были преобразованы в восьмилетние (обязательные) и одиннадцатилетние общеобразовательные трудовые политехнические с производственной практикой. Выпускники средних школ, за исключением 20% лучших учащихся, обязаны были до поступления в вуз отработать на производстве не менее двух лет. Главными недостатками реформы были:
1) недооценка гуманитарного аспекта образования;
2) подмена политехнического обучения и посильного производительного труда принудительным профессиональным образованием;
3) слишком сжатые сроки переорганизации школ (пять лет);
4) отсутствие необходимой материально-технической базы;
5) недостаточное количество подготовленных педагогических кадров. Все эти факторы в итоге привели к тому, что новая система образования, имея принципиально правильные ориентиры, так и не смогла подняться на более высокий уровень; качество подготовки выпускников вузов и средних специальных учебных заведений существенно отставало от количественных показателей.
Школьный закон, принятый Верховным Советом УССР в апреле 1959 г., предоставил родителям право выбирать для своих детей язык обучения. Объективно это вело к тому, что русский язык в школах Украины стал постепенно вытеснять украинский язык. Постепенно Хрущов под воздействием своего окружения, оказался в плену собственного культа личности. Пребывая у власти, он пытался что-то изменить во многих областях жизни, добиться оптимизации форм управления, однако социально-политические преобразования носили противоречивый характер Частичное реформирование игнорировало творческую инициативу,демократические основы. Партийные лидеры потеряли чувство реальности и с помощью "обществоведов", которые восхваляли решения КПСС, стали не обоснованно оценивать положение страны и перспективы ее развития. В основном этим и объясняется взятие XXII съездом КПСС (в 1961 году) курса на развернутое строительство в СССР коммунизма и создание его материально-технической базы на протяжении 20 лет. За это время для всего населения должны были построить 5-этажные дома - как в городах, так и в селах, колхозников полностью лишить приусадебных хозяйств. Началось активное внедрение крайне примитивной системы "уравниловки" в оплате.
Позиции М. Хрущова заметно покачнули денежная форма 1961 г., повышение цен на продовольствие, что привело к массовым протестам. Ускорили уход М. Хрущова и его увлечение сомнительными проектами (директивное увлечение кукурузой и тому подобное). Хрущев был снят в октябре 1964 года на пленуме ЦК КПСС. Первым секретарем ЦК был избран Л. Брежнев, а правительство возглавил А. Косыгин. Активную роль в организации заговора против М. Хрущова сыграли Л. Брежнев, Г. Подгорный, П. Шелест, О. Шелепин, О. Косыгин, В. Семичастный, Р. Малиновский, Г. Суслов, А. Микоян, М. Игнатов и др. Только известные партийные деятели Украины О. Иващенко и 3. Сердюк пытались предупредить М. Хрущова о заговоре в высшем руководстве партии и государства против него и его курса. Но руководитель государства был надежно блокирован и проинформировать его не удалось. В целом устранение М. Хрущова от власти нанесло ощутимый удар реформаторскому менталитету, но остановить процесс прозрения народа командно-административная система не смогла.
Начало зарождаться демократическое движение, участились выступления против власти, которая допускала нарушение социальной справедливости. В Украине это движение началось в середине 50-х годов. Его участники критиковали идеи марксизма-ленинизма, выступали за утверждение исторической правды, за возобновление религиозной морали и духовных ценностей, за свободное развитие украинской культуры. Особенно это сказывалось в Западной Украине. В 1959 г. было создан Украинский рабоче-крестьянский (УРСС). Проект ее программы написал Левко Лукъяненко. Вскоре он был осужден на казнь, но приговор заменили 15 годами заключения. Характерным признаком диссидентства в Украине была и национально-просветительская деятельность, которая уже во времена Л. Брежнева постепенно переросла в политическую борьбу за права и свободы человека. Участники этого движения разоблачали преступления существующего строя: репрессии 30-х годов, голодомор в Украине 1932-1933 гг., вывоз двух третей богатств республики за ее границы и тому подобное. В диссидентском движении принимали участие такие представители интеллигенции, как В. Мороз, Г. Осадчий, Д. Иващенко, Г. Масютко, Г. Озерный, И. Гнатюк, Г. Баран, генерал П. Григоренко и др. Появились запрещенные цензурой труды "самиздата", которые разоблачали существующую систему.
Следовательно, общественно-политическая жизнь второй половины 50-х - начала 60-х годов имела противоречивый характер. Реформаторские попытки наталкивались на агрессивное сопротивление командно-административной системы. Но постепенно росло сознание передовой части общества, что стало основой последующей борьбы за демократизацию общества.