КАЛУЖЕНИН - прозвище Донского атамана Осипа Петрова, очевидно, полученное им по той причине, что он был выходцем из служилых полковых Казаков г. Калуги (См.ПЕТРОВ ОСИП). 8 страница

В 1936 г. удостоен при Эльском университете ученой степенью доктора философии со специализацией в морской биологии.

Оставался на службе до 1965 г., занимая пост глав­ного естественника-биолога. В последнем году службы получил высшую награду, установленную для государственных чиновников - ме­даль «За достойные славы заслуги».

Во время многолетней ученой деятельности доктор Л. приглашен на ряд почетных постов таких, как специальный советник в Эльском университете и в Океанографической лаборатории в Бингзм, как почетный про­фессор Рутжерского универ­ситета, как вице-президент Коннетикутской Академии Искусств и Наук, как член и президент Национального общества по добыче съедобных моллюсков; как лектор в Вашингтонском универси­тете и как адъюнкт-профессор в Тихоокеанском уни­верситете. Состоит также членом десятка научных обществ и ученой корпорации Эльского университета «Сиг-ма-кси».

От 1940 г. имя д-ра Л. помещается на страницах справочника «Кто есть кем в Америке», где упоминается, что и на побережье Тихого океана он постоянно приглашается на консультации по вопросам биологии молюссков, ведет исследования в эгой отрасли знаний и ре­зультаты их публикует в специальных изданиях.

В общем счете, д-р Л. имеет свыше 300 научных побликаций по разным во­просам морской биологии, а главным образом по биоло­гии и зкологии беспозвоночных (устриц, скаллоп й т. п.).

К последним практическим достижениям д-ра Л. относятся: улучшение методов искусственного разведения моллюсков для целей коммерческих; изобретение наиболее эффективных способов борьбы с главными врагами усгриц и, наконец, удачная акклиматизация европейских устриц в водах атлантического побережья США

Доктор Л. благополучно здравствует в США

ЛУК и СТРЕЛЫ - перво-начальное метательное оружие у всех народов древности и недавних номадов: упругий прут стянутый тетивой в дугу. У разных наро­дов луки различались по величине и по линии изгиба прута, а стрелы - по наконеч­никам (трехгранные, четырехграннне, лопастные и т.п.). Тетива чаще всего делалась из жилы животного и натянутая выпускала стрелу на далекое расстояние. Казаки пользовались луком от глубокой древности и даже до начала прошлого столетия. Несмотря на широкое применение огнестрельного оружия, среди Казаков, еще во время войны с Наполеоном имелось много искусных стрелков из лука; среди них был и сам Донской атаман М. И. Платов. В 1808 г., во время дружественной встречи русского и французского императоров, он показывал Наполеону, как Казаки пользуются луком.

ЛУНЕВ Посник - Донской атаман в 1590 г. В отписке русскему царю от 26.05.1632 г. Донские Казаки писали: «Блаженнне памяти при царе Фдоре, ходил царь под Ругодяв и под Ивангород, выходили и атаманы и Казаки з Дону, з Волги и с Яика, и с Терека, со многих заполных рек атаман Посник Лунев и многие атаманы и Казаки».

ЛУНИН Викгор Игнатьевич (куб.) - рожд. 1843 г.; член Русской Государственной Думы первого созыва; подписал Выборгское возвание. В молодости исключен из университета за участие в беспорядках; после зтого поступил в Московский Сельско-хозяйственный институт, но по делу Нечаевцев снова исключен; работал как частный поверевный, а в 1912 г. совсем высланиз пределов Кавказа в административном порядке.

ЛУНКА- небодьшая ямка, выкопанная в земле.

ЛУНКИ - ночной випас лошадей на подножном корму.

ЛЫВА (некр.) - топкое место в лесу иди большая лужа.

ЛЫЛЫ - истощенная, неплодородная земля.

ЛЫСЕНКО Андрей Моисеевич (куб.) - рожд. ок. 1875 г., ст. Пашковской; кубанский общественный деятель, многолетний атаман станицы. Его трудами проведен в жизнь проект трамвайного сообщения между ст. Паш­ковской и Екатеринодаром. Покинул Кубань с оступающими полками в 1920 г. й в змиграции стал священни­ком. Умер 11 февраля 1956 г. в г. Порто Алегро (Бразилия).

ЛЮБОДЕЙКА (некр.) - сестра милосердия.

ЛЮШНЯ - метровий шесток с развилиной сверху и с железной петлей снизу; при ее помощи драбина опирается на заднюю ось воза, по украински - клушня, по польски - люсьня.

ЛЯПУН ФИЛИМОНОВ -один из Донских атаманов, выделившийся из среды служилых Казаков; в 1556 г. шел со своими Казаками впереди московских войск на Астрахань; через год, посланный против Волгских Каза­ков, убит ими в мае 1557 г.

М

МАГМЕТКУЛ - племянник Сибирского царя Кучума; вел татарские полки против Казаков Ермака Тимофееви­ча, но в 1584г. попал к ним в плен и отправлен в Мос­кву; впоследствии царь Фе­дор Иванович поверстал его к себе на службу и М. остал­ся при нем в качестве слу­жилого татарского царевича.

МАГОМЕТ (570-632) - во­сточный пророк и основатель Магометанской религии. Происходил из бедной семьи могущественного аравийского племени Корейшитов; родил­ся в городе Мекка. От мо­лодых лет имел склонность к философскому мышлению, но из за нужды должен был помогать родственнику в торговле и ходить с его караванами по далеким стра­нам; получил возможность размышлять спокойно над вопросами веры, только же­нившись на богатой вдове Хадидже. В 611 г. начал проповедовать среди соплемен­ников догматы единобожия и осуждать прежнюю их языческую веру. Однако со­чувствия среди Корейшитов не нашел, подвергся пресле­дованиям и должен был бе­жать в Медину. Там он на­шел много ревностных после­дователей и объединив их в 632 г. занял Мекку, уничтожил идолов и объявил та­мошний храм Каабу главной святыней правоверных. День его бегства из Мекки в Ме­дину, 16 июля 622 г., его последователи приняли за на­чало новой магометанской эры Хежиры или Гиждры.

Со временем, созданная им религия, по своей распро­страненности и значению выдвинулась как одно из мировых вероучений. В на­стоящее время последовате­лей М-та насчитывается ок. 250 миллионов.

МАГОМЕТ-АМИНЬ - сподвижник Шамиля и многолетний вождь Адыгейцев и Абаэгов в их борьбе с Рос­сией; смирился только в 1859 г.

МАГОМЕТАНСТВО - ре­лигия многих восточных на­родов, в том числе и наших южных соседей горских пле­мен Кавказа; названа так по имени ее основателя Маго­мета, но известна также как Ислам (по арабски и тюрк­ски - самоотречение, спасение души) и Мусульманство.

Учение изложенное в священной книге Корана провозглашает только единого Бога и его пророка Магоме­та, признает святость отдель­ных Божьих подвижников, а также Моса, Ису и Иоан­на, Моисея, Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, предписывает верить в загробную жизнь, в ангелов и Страш­ный суд. Обрядовые и бы­товые правила для последо­вателей Магомета записаны в специальных книгах, по ко­торым правоверные должны новорожденным мальчикам делать обрезание, пять раз в день совершать молитву и ритуальное омовение, помогать бедным, не употреблять вина, мяса нечистых живот­ных и т. п. Учение требует также обращать в М. невер­ных, хотя бы путем насилия и Священных войн, не щадя собственной жизни.

В конце тринадцатого века М. стало распростра­няться в Золотой Орде. Тог­да и многие Ордынские Ка­заки, следуя примеру Татар, также приняли эту новую веру, изменив христианству. Среди них появились маго­метанские имена: Собырь, Сулейман, Бара, Батур, Бандар, Булю, Долмат, Тулай, Кочу, Камар, Кибир, Мусат, Мелик, Кулак, Шибан и т. п. Но когда их правнуки, ухо­дя от ханов, возвратились в сферу христианских влия­ний и обосновались на ок­раинах Литвы, Польши и Московии, они снова стали христианами, а их прежние прозвища славянизированы и обратились в фамилии: Собырев, Селима, Барабаша, Батырев. Бандарев, Булюбаша, Долматов, Тулаев, Ко­чубей, Камаров, Кибирев, Мусатов, Мелихов, Кулаков, Шибанов и др. Появились казачьи прозвища: Новокрещеновы, Туроверовы, Туркины, Татариновы, потому что магометанская вера в понятии Восточных Славян непременно связывалась с турецко-татарским этниче­ским миром и каждый Ка­зак принявший М. становился в их глазах Турком или Татарином. И теперь еще о магометанах Боснийцах в Сербии говорят: «они Тур­ки», хотя по крови они Сла­вяне. Богдан Хмельницкий также происходилиз рода Казаков-магометан.

МАДЖАРА - двуконный воз с низким и широким ку­зовом; очевидно его фасон некогда позаимствован от Маджаров-Мадьяр.

МАЗЕПА Иван Степано­вич (1640-1709) - от 1687 по 1708 г. «Гетман его царского величества Войска Запорож­ского», управлял от имени царя присоединенной к России Гетманщиной, в качестве полномочного наместника.

М. происходил, очевидно, из древнего рода каза­чьих племенных старейшин, В украинской исторической литературе встречается изо­бражение металлического медальона, на котором помещен барельеф пожилого гетмана с латинской надписью: Соhortis Zaporoviensis Hetman I. D. Mazepa dux. Наследст­венный титул князя (dux) его род мог принести с собой из среды Ордынских Каза­ков, т.к. в ордах неизменно сохранялись все высокие зва­ния и, например, несомненный Казак Кочу-бей носит свой прежний татарский ти­тул «бей» даже после столетнего пребывания его рода вне Крымской орды.

М. известен в истории также, как Мазепа-Колядинский. Это значит, что один из его предков, проживая на границах В. княжества Ли­товского, приобрел располо­жение польско-литовского короля и в награду за служ­бу Речи Посполитой получил шляхетские права, со включением, на основах по-братымства и адоптации, в знатный литовский род Колядинских.

Выросший в знатной и богатой семье, М. получил блестящее образование, го­ворил по немецки и по латыни, не хуже природного польского магната, а его поэтическому творчеству приписываются многие казачьи песни. Благодаря знатности, богатству, образованию и физической красоте, юный М. был взят ко двору короля Яна Казимира в качестве его пажа. Тут он имел возможность изучить все тонкости придворной жизни, но возмужав, после какой то любовной авантюры, должен был покинуть Варшаву.

23-х лет отроду ему пришлось начать новую жизнь в ставке правобережного гетмана П. Д. Дорошенко. В течение десяти лет М. выполнял при нем обязанности генерального писаря. Когда же Дорошенко, при его турецкой ориентации, постиг ряд неудач, предвидя его падение, М. перешел к гетману Левобережья Ивану Самойловичу на пост генерального есаула.

История приписывает ему постоянные интриги, которыми он, якобы, окружил своего нового начальника. Будто бы, только благодаря его клеветническим доносам, командующий русскими войсками В. В. Голицын полу­чил возможность оправдаться перед царевной Софьей в неудачах своего похода на Крым и свалить все вины на гетмана и Казаков. Во всяком случае, Самойловича сместили с поста, арестовали и отослали в Москву, а при выборах нового гетмана князь Галицын не только создал обстановку благоприятную для Мазепы, но и помог ему смирить противников штыками русских полков. Гетманскую резиденцию г. Батурин пришлось занимать с боя.

На посту гетмана бывший царедворец легко завоевал симпатии и исключительное доверие царя Петра I. Образцом его медоточивой речи может служить письмо, адресованное молодым рус­ским царям в 1692 г.: «Вы, великие государи, помазан­ники и наместники Божие, имея от Господа Бога в сердцах своих влиянную превысокую мудрость и межи всемиземнымипреизящнейший ум»... и т.д. Лесть делала свое дело: М. стаддоверенным императора и почти неограниченным правителем Гетманщины, которую в русских актах и в царских титулах стали называть Малой Россией. 0н приобрел несметные богатства и подчеркнуто старался показать свою приверженность к Православию, опровергая слухи, буд­то бы он «лях н каталик». Строил церкви и духовные школы, делал щедрые вклады в монастыри.

Официально М. высту­пал блюстителем интересов русского царя и Днепровских Казаков, того народа, изко­торого происходил сам и который по его мнению завое­вал право на эту землю своей кровью. Под протекторатом московского трона гетман правил, как удельный владыка.Он окружил себя заслуженными и покорными старшинами, которым раздавал крупные имения вместе с населением сел и слобод. Но массы казачьи от его бессменного правления не приобрели никаких выгод, хотя в общественной структуре Гетманщины, создавшейся задолго до него, все Казаки должны были бы занять место изгнанной польской шляхты, полноправного и главенствующего в крае народа. Гетманщина строилась по образцам аристократической республики Речи Посполитой, но ее полноправные граждане Казаки не смогли теперь сменить гетмана прежде выборным порядком: за ним стоял царь.

Еще меньше, чем о рядовой казачьей массе гетман М. беспокоился об интересах украинских и белорусских крестьян. Как и прежде они не приобрели гражданских прав и оставались на положении полузакрепощенных «подданных»под властью новых старшинских помещи­ков. Попавши сюда по воле польских магнатов они уже сто лет составляв многочисленное население сел и сло­бод, часто жили сообща с Казаками и роднились с ними. Но несмотря на то, что между ними назревали отчетливые процессы слияния, а основная речь Казаков все более удалялась от форм господствовавших в В. княжестве Литовском и приобретала звучание украинской, взаимной связи между теми и другими не нарождалось. Днепровские Казаки признали в Украинцах в Бело­русах людей «иного рода» и относились к нем не иначе, чем Донцы к своим иногородным.

В 1708 г. М. как преданнейший слуга русского государя, помог ему двумя полками погасить восстание Донского атамана Булавина. Но в тайне он и сам вынашивал мечту освободиться от каких либо обязательств по отношению к России.Еще молчал, но каждого из Казаков, в котором предполагал противника. сметал со своего пути, часто при помощи самого Петра.Царю доносили о тайных замыслах гетмана, но тот не верил в возможность измены.Доносчиков, генерального судью Кочубея и полтавского полковника Искру, Петр предал на расправу самому Мазепе и они сложили головы на плахе.

А между тем М. продолжал вести тайные переговоры со Шведским коро­лем. Он верил в его военный гений, верил его обещанию помочь в создании независимой Казачьей Земли. Когда Карл ХII двинул своя войска на Россию, М. открыто перешел на его сторону.Присоединившись к ставне короля он призывал под свои знамена и все население Гетманщины, но нашел поддержку только в некоторых полках и у Сечевиков. Гетман не пользовался большой популярностью, а народ не был достаточно подготовлен в такому решительному вы­ступлению. Казаки в массе не проявили никакого боевого энтузиазма и оставались по домам. Тем более не поддержали Мазепу украинские и белорусские крестьяне. Русские взяли штурмом Батурин и воспрепятствовали как могли, расширению восстания. Духовенство принудили провозгласить анафему и гетману и всем его сторонникам. Это средствотожесдерживало страсти и таким образам широко задуманное, но слабо подготовленное освобождение обратилось в политическую авантурю.

Карл XII не получил от Казаков серьезной помощи. После решительного поражения под Полтавой (27 июня 1709 г.), гетман с приверженцами и раненным королем должен был уйти в турецкие пределы, где вско­ре и умер.

Личность Мазепы нахо­дят в истории весьма разноречивую оценку. Русские считают его подлым измен­ником, Украинцы - своим гepoем и патриотом. И те и другие не принимают в расчет, что замыслы гетмана ка­сались одних Казаков, были выражением прежних казачьих чаяний, проявившихся много раньше в Польско-казачьих войнах, в политике Богдана Хмельницкого и его сына Юрия, в деятельности гетманов Выговского и П. Дорошенко и даже в статьях Переяславского договора, но которым русские цари получали только часть суверенных прав в Казачьем (Черкасском) крае. За те же идеалы боролись недавно бесхитростные Донские Казаки, во главе с Булавиным.

М. ставил себе целью только освобождение от чуждой власти Земли Запорожских Казаков и не стремился изменить к лучшему участь других жителей своей страны. Следовательноонне может считаться украинским вождем.

Что касается упреков в измене, и двуличности, то в наше время борьба за национальное освобождение изменой не считается, рыцарская откровенность в политике мало когда применялась. Московские цари не отличались прямодушием даже в обыденной политической жизни.

Участие в поражении Булавина создало гетману дурную славу и на Дону, где его имя М. стало бранным словом.

МАЙДАН - широкая площадь в центре поселения, где расположен храм, рынок и местное правление; у Казаков в старину на М-не сходились народные собра­ния - Круги для решения об­щественных дел; у Некрасовцев «решить дело на майда­не» значит - вынести общее постановление; слово М. по­нимается одинаково у Казаков, Иранцев и Тюрок.

МАЙКОП(куб.) - до 1920 г. административный центр Майкопского отдела, город на р. Белой; казачье поселе­ние возникло здесь на месте передового укрепления после 1861 г.; в начале нашего века ок. 40 тыс. жителей, отдельское Управление, 3 лечебни­цы, 3 библиотеки, 2 ср. учебн. заведения и 29 низших, свыше ста промышленных предпри­ятий.

МАЙКОПСКИЙ ОТДЕЛ -до 1920 г. административ­ный районКубанского края; образован после 1861г. ког­да император Александр I предоставил в пользование Кубанскому Войску предгорья Западного Кавказского Хребта, хотя в это время их еще занимали горские племена. Первоначальное население М. отдела составили переселенные туда Казаки упраздненного Азовского Войска, Кубанцы-Линейцы, Донцы, Терцы и Уральцы, а также несколько станиц пре­жних служилых городовых Казаков из России. Послед­ние пришли на Кавказ со своими прежними названия­ми (Тверская, Тульская, Ни­жегородская и т. д.). Здесь же вскоре возникли земледельческие слободы и села, составленные из государственных крестьян и отставных солдат Кавказской армии. К отделу принадлежали станицы: Абадзехская, Абхазская, Андрюковская, Апшеронская, Баговская, Баракаевская, Бесленеевская, Бжедуховская, Белореченская, Воз­движенская, Губская, Гиагинская, Гyрийская, Дагестанская, Даховская, Дондуковская, Имеретинская, Кабар­динская, Каменномостская, Келермесская, Костромская, Кубанская, Кужорская. Курджипская, Линейная, Махошевская, Некрасовская, Неф­тяная, Нижегородская. Hoволабинская, Переправная, Прусская, Псебайская, Пшехская, Самурская, Севастопольская, Тверская, Тенгинская, Тульская, Хадыженская, Хамкетинская, Ханская, Царская, Черниговская, Ши­риванская, Ярославская. Ка­заками населены также по­селки: Александровский, Гей-мановский, Михайловский, Хадыжинский и Черный. В СССР большая часть М. от­дела причислена к Адыгей­ской автономной области.

MAKAPEHKО 3axарий Леонтьевич (куб.) - род. 6 апреля 1893 г. ст. Новощербиновской. По окончании Оренбургского каз. училища служил офицером в 1-ом Полтавском каз. полку, в рядах которого провел всю Первую Мировую войну; после революции участвовал в Первом и Втором Кубанских похо­дах и в борьба за Казачью Идею. От 1920 г. - эмигрант. Участвовал также во Второй Мировой войне на стороне противников СССР. Умер 25 мая 1948 г. в лагере Келлерберг.

МАКАРЕНКО Иван Леонтьевич (куб.) - род. 4 ян­варя 1882 г., ст. Новощербиновской; видный политический деятель. Окончил Кубанскую Учительскую семинарию; после несколько лет служил педагогом и инспек­тором страхового общества; в 1915 г. мобилизован в армию, из Николаевского кавалерийского училища про­изведен в офицеры и закон­чил Первую Мировую войну в. чине хорунжего.

После революции 1917 г. станичники послали М. своим представителем Кубанской Краевой Рады, где он был назначен председа­телем Комиссии по выработке Положения о казачьем самоуправлении, а потом по выборам принял пост Това­рища председателя Кубан­ского правительства. В авгу­сте того же года М. возглав­лял кубанскую делегацию на Московское Государственное Совещание и по возвраще­нии из Москвы стал одним из наиболее настойчивых сторонников немедленного образования общеказачьего Юго-Восточного Союза. По этому поводу он вел переговоры с политическими руководителями Дона, а на конференциях в Екатеринодаре и во Владикавказе (сен­тябрь, октябрь 1917 г.) горя­чо поддерживал идею политического объединения всех Казаков, Противники этой идеи называли его насмешли­во «ура-казаком», но один из них, Украинец В. М. Сулятицкий, заслужено признавал его после «апостолом идеи Юго-Восточного Союза».

М. принадлежал также проект «Bpeменного Положения о высших органах власти в Кубанском Крае». Докладывая его на заседании Рады, он настаивал на праве Казаков считаться особой нацией. Несмотря на то, что Положение оказалось не по вкусу части кубанских русо­филов в украинизанов, оно было положено в основание Кубанской Конституции.

После переформирова­ния Войскового правительст­ва в Краевое правительство, посты в нем завяли новые люди и Рада командировала М. в состав правительства Юго-Восточного Союза. Став заместителем председа­теля этого правительства, он одновременно принял отделы внешних сношений, финан­сов и путей сообщения.

В Первый Кубанский поход он вышел из Екатеринодара вместе с возглавлением Союза и долгое время находился при Черкесском Полку. Возвратившись из по­хода в Екатеринодар оста­вался на прежнем посту, и в то же время представлял свою станицу в Краевой Ра­де. Когда отношения между Кубанцами и Деникиным особенно обострились, ему надолю выпало председательствование в «согласительной» комиссии, которую выделила Рада для совместного с представителями Добрармии разрешения спорных вопросов о гражданской власти на Кубани и отдельной Кубанской армии.

Ввиду непримиримой позиции принятой представителями Деникина, не желавшим признавать никаких особенных прав Казаков даже на их земле, десятиднев­ные споры закончились ничем. И хотя открытого разрыва не произошло, но не состоялось и соглашения.

В августе 1919 г. на Ка­зачьей конференции 8 Ростове н/Доку М. был членом кубанской делегации, а после убиства Н.С. Рябовола стал ее возглавлять. В той же роли он оставался на Южно-Русской конферен­ции в Новочеркасске (ок­тябрь 1919 г.)

В грозные дни расправы деникинцев с членами Рады М. был председателем кубанского Народного собрания. Он протестовал против террора и в знак протеста отказался вести заседание. Ввиду того, что во все дни своей политической деятельности он выступал противником мероприятий Деникина и защитника каза­чьих интересов, его могла постигнуть судьба повешенного А И. Кулабухова. Поэтому он 6лагополучно скрылся, избежал ареста и возможной казни.

В марте 1920 г. М. уехал за границу. Последние годы эмиграции проживал в Чехии и погиб от шальной пули 6-го мая 1945 г. во время антинемецкого восстания в Праге.

МАКАРЕНКО Петр Леонидович (куб.) - рожд. ок. 1884 г., ст. Новощербиновской; кубанский педагог и политический деятель. В 1907 г. окотил Учительскую семинарию и получивместопреподавателя в школе ст. Незамаевской, экстерном сдал экзамены за курс Московского Педагогического института. После революции в июне 1917 г. Кубанское Войсковое правительство командировало его на Общеказачий съезд в Петроград, а в сентябре того же года ст. Незамаевская избрала его своим представителем в Kyбанскую Краевую Раду. Из ее состава он был выдвинут в члены первой Законода­тельной Рады, где работал в комиссии по общему самоуправлению. Тут он настаивал на праве Кубанских Казаков считаться единственными хозяевами Приазовья и разрешать все насущные вопросы не спрашивая мнения пришлого люда.

Во время Первого Кубанского похода М. прибыл на Дон в составе отряда Рады и из ст. Мечетенской выехал в освобожденный Донцами Новочеркасск, как один из членов делегации Кубанского правительства. Он же был уполномоченным Кубани для переговоров о союзных отношениях с Доном. В противоположность своему брату Ивану Леонтьевичу, он здесь не проя­вил особенного стремления к объединению Казаков, по плану атамана П. Н. Краснова, в границах федеративного Доно-Кавказского Союза.

В октябре 1918 г. М. состоял членом Кубанской Чрезвычайной миссии на Украину. В ноябре следующего года он был арестован деникинцамя и выслан за­границу,

Будучи эмигрантомпроживал вЧехии и создал в Праге Кубанский Архив, по материалам которого на­писаны четыре томика «Трагедия Казачества». При его деятельном участии «Общество Кубанцев» издало в 1927 г. сборник «Кубань». Во время Второй Мировой войны» вместе с братом Захаром Леонтьевичем, находился при Русском корпусе противников СССР, а после нее выехал и одну из стран Южтой Америки.

МАКАРИЙ-Московскиймитрополит (1542-1564), aвтор книги житий православных святых, Четьи Миней Великих, где чтение распре­делено на каждый день года. По вопросу о Казарах А. И. Ригельман (Летописное повествование о Малой Росси) ссылается на этот солидный труд митрополита: «Объявляет нам ясно, взятое из греческих летописцев, Российская Четь-Минея, повествованием своим в месяце мае в 11 день. что К о з а р ы, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Meотического озера, что и Мертвым морем называлось (нынеже Азовским именуется».

МАКАРОВ Георгий Емельянович (дон.) - рожд. 1883 г., ст. Голубинской; генерал- майор. Коренной офицер 17 Дон. каз. полка в рядах ко­торого провел Первую Мировую войну. В апреле 1918 г. руководил Казаками ст. Пятиизбянской, восставши­ми против надвигавшейся власти советов и перенес тяжелое ранение. Начав так борьбу, за Дон после был начальником 5-й Дон. пешей дивизии. Находясь от 1920 г, в эмиграции, зарабатывал хлеб физическим трудом, принял участие во Второй Мировой войне на стороне противников СССР и умер в Германии 14 января 1958 г.

МАКЕЕВ Иван Андреевич (куб.) - рожд. 1903 г., ст. Баталпашинской. Во время Второй Мировой войны состоял в рядах 1-й казачьей диви­зии противников СССР, но укрылся от выдачи Сталину. Умер 7-го ноября 1957 г. в г. Шпиталь (Австрия).

МАКЕЕВ Сергей Матве­евич (куб.) - род. 14 ноября 1889 г., ст. Нефтяной; генерал. казачий нац. деятель, журналист. Участвовал в Первой Мировой войне и в борьбе за Казачью Идею; от 1920г. в эмиграции; примкнул к Вольно-Казачьему Движению и печатался в каз. нац. прессе. Умер 14 мая 1962 г. в Брюсселе (Бельгия).

МАКСИМОВ Григорий Иванович (дон.) - род. ок. 1865 г., ст. Нагавской; он же архиепископ Гермоген. Окончив Донскую Семинарию и Киевскую Духовную академию, служил священником в Новочеркасске; от 1902 г. состоял настоятелем кафедрального собора во Владикавказе; в 1906 г. назначен ректором Саратовской Ду­ховной семинарии, а в 1910 принял монашество под именем Гермогена и возведен в сан епископа Аксайского. Во Всевеликом Войске Донском был казачьим архипастырем. В 1920 г. эмигрировал за границу и состоял епископом русской Синодальной юрисдикции; от 1935 г. - архиепископом; в 1941 стал православным митрополитом в Хорватии. Расстрелян партизанами Тито в Загребе.

МАКСИМОВ Лукьян - выборный Донской атаман начала XVIII в. Умел заслу­жить доверие Войсковых Кругов и избирался шесть раз в гг. 1697, 1702, 1705, 1705, 1707 и 1708. Но он оказался слабым при защите казачьих прав попранных царем Петром Первым; в то время когда большинство Донцов во главе с Кондратием Булавиным начала борьбу с царскими войсками.

М. возглавил малочисленную и непопулярную на Дону партию старшин покорных царю. Покинутый вскоре да­же теми Казаками, на кото­рых надеялся, он захвачен булавинцами и казнен на майдане в городке Черкас­ском 1-го мая 1708 г.

МАКСИМОВИЧ Константин Клавдиевич - Донской Наказный атаман, назначенный царской властью из не­казаков на срок 1905-1907 гг.

МАЛОВ Андрей Василье­вич (дон.) - ст. Березовской; в 1929г. арестован ОГПУ и сослан без права переписки, неизвестно куда.

МАЛОВ-МЕЛИХОВ Алек­сей (дои.) - ст. Березовский; в 1930 г. арестован ОГПУ и сослан, неизвестно куда.

МАЛОВЫ Василиса Ива­новна и Фаддей Георгие­вич (дон.) - ст. Березовской; в 1950 г., как раскулаченные, высланы в сиецпоселок «Островки» Арханг. губ. вместе с семьями, где погибли от тяжелой, работы и непереносимых условий жизни.

МАЛОЛЕТКИ - казачья молодежь допризывного возраста. От начала XVIII в. военная служба при Русской армии стала обязательной для всех Казаков. По дости­жении 17 лет дети рядовых и чиновных Казаков должны были два года нести станичные и земские повинно­сти - «отбутки». Когда же им исполнялось 19 лет, производилась их перепись и все годные к службе зачислялись в подготовительный разряд - М. обучаясь один год во­енному строю в своей стани­це, М. за это время должны были «из домовняго кошта». приобрести лошадей, седла, оружие, приготовить обмун­дирование, чтобы, согласно царскому указу от 31 декаб­ря 1765 г., попав в полк «на всякий случай потребное, по их обряду, ружье, лошадей и прочее исправное имели, под взысканием всего того на самых начальников».

Такое же положение М-ток сохранялось до рус­ской революции 1917 г.

МАЛОРОССИЯ географи­ческое название для края, который в русских летопи­сях иногда назывался Укра­иной, а в актах Землей Запорожских Черкасов. Название М. появилось у русских незадолго перед Переяслав­ским договором (1654 г.). В то время Казакам принадле­жала только незначительная часть нынешней Украины: Полтавская область вместе с южной частью Черниговской и городом Киевом. Благода­ря тому, что Киев призна­вался «матерью городов рус­ских»» область включавшая его в свои границы признана Малой Россией или Малорос­сией. В этом имени хотели также видеть подтверждение исторических прав московской династии на днепровские «волости». После того как Москва подписала Андрусовский договор с РечьюПосполитой (1667 г.), название Малой России было вписано в титул русского царя.

Наши рекомендации