Наиболее значи­тельные события в эпоху покорности царям. 23 страница

ИОРДАН или ИОРНАНД - историк Готов; считается Аланом по происхождению; жил в VI в. по Р. Хр. и опи­сал предшествующие эпохи в книгах «О происхождении и деяниях Гетов» и «Исто­рия Царств».

ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙ­СКА - казачьи и туземные конные полки, батареи и пластунские батальоны, слу­жившие в русской импера­торской армии на основании особого Положения. Бойцы, призванные на действитель­ную службу или из запаса должны были явиться в свои части с собственными: хо­лодным оружием, форменной одеждой, обувью и бельем; в конные полки и ба­тареи также с собственным конем, седлом и остальной сбруей. И. войска формиро­вались по принципу совмест­ной службы родственников или близких соседей, станич­ников и окружцов; у Казаков служба проходила по специальным казачьим уста­вам, с казачьей терминоло­гией и названиями чинов и званий; большинство офице­ров И. в. обучалось в казачьих военных училищах; по­сле производства, во время. службы они периодически увольнялись из полков в рас­поряжение окружных атама­нов, на так называемую «льготу», которая продолжа­лась три года и служила для увеличения кадров строевого офицерства. Льгота для офи­церов была весьма нежела­тельным состоянием, потому что пребывая на ней они получали мизерное жалова­нье, а заняться сельским хо­зяйством или поступить на какую либо службу для до­полнительного заработка не могли, т. к. по истечении положенного срока должны были возвращаться в полки.

ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.

ИСЛАМ ГИРЕЙ- Крымский хан, побратим Богдана Хмельницкого и его союзник в борьбе с Речью Посполитой.

ИСКУСИТЬ - попробовать, откусить.

ИСТОБОК (дон ) - чердак.

ИСТОПКА (некр.) - баня.

ИСТОРИЯ - наука, изуча­ющая конкретный ход раз­вития человеческого обще­ства; описание событий прошлого в хронологическом порядке тоже называют И-рией. Она делится по темам на всеобщую и частную для отдельных стран и на­родов, затем по эпохам: на древнюю, среднюю и новую. Теоретически, И. должна от­личаться полной беспристра­стностью и объективностью, но в жизни она остается остро-политической наукой, в которой одни и те же факты излагают, освещают и толкуют по разному, в зави­симости от взглядов и убеж­дений автора. Советский ис­торик М. Н. Покровский назвал историю «политикой, обращенной в прошлое».

Доисторический и ран­не-исторический периоды в жизни Дона изданы М. Мил­лером в трех выпусках ис­следования «Дон и Приазо­вье в древности». История Хазар и средневековых по­селений написана М. Артомоновым. Историй Донских Казаков очень много, начи­ная от А. Ригельмана «Ис­тория или повествование о Донских Казаках»; она на­писана в 1778 г., а издана впервые в Москве в 1848 г. Из позднейших историй До­на особого внимания заслу­живает работа С. Г. Сватикова «Россия и Дон», Вена, 1924; эта работа очень ценна большим количеством прив­леченных источников, которых здесь, заграницей, до­стать нельзя.

Основные расхождения различных авторов казачьих историй происходят по во­просам о времени образования Казаков, народов, от которыхони происходяти их отношения к Московскому и иным соседним государствам. Крупнейшие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и др. отводят Казакам более или менее крупное место, т. к. они сыграли большую роль в истории России. Кроме того, по отдельным вопросам и эпизодам казачьей истории печатается громадное количество отдельных исследований и очерков, которые появляются постоянно в казачьей периодической печати и особыми изданиями. Проф. М. Миллер.

ИСТЬ - есть, кушать.

ИТЬ- ведь.

ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюрк­ское значение слова И. — «во внутрь».

ИШЕК (некр.) - осел.

К

КАБАК - растение семей­ства тыквенных, с крупными листьями, желтыми медонос­ными цветами и очень боль­шими мясистыми плодами; родина К-ка - Ср. Азия; по русски - тыква.

КАБАРГА - грудная кость у птицы; от татарского «кабырга» - ребро.

КАБАРДИНЦЫ- кавказ­ский горный народ адыгей­ской языковой группы; за­нимают бассейн Верхнего Терека, который отделяет западную Большую Кабарду от восточной Малой Кабарды. До XI в.. К. были степным народом ч кочевали по южно-донецким степям, между Азовским морем и Днеп­ром; памятью их пребывания здесь осталось название реки Псио (Псёл), что на их язы­ке означает реку или воду. На Сев. Кавказ они переселились с приходом в Европу Половцев-Куманов, а Мон­голы .Золотой Орды оттес­нили их к горам, на землю Касахию. Там среди них жи­ли Казаки-Пятигоры, а так же Гребенцы до своего пе­реселения на Терек.

На Кавказе К. заслу­жили славу народа джснтлеменов, законодателей кавказских мод и традиций. Во второй половине XVI в. Кабардинский князь Темрюк стал тестем Русского царяИвана Грозного. Он пользо­вался его покровительством и помощью в борьбе с Крым­ским ханом, но оставался не­зависимым владельцем. Вви­ду многолетних связей с Москвой, внедрение Русских в Кабарду не встретило тако­го ожесточенного сопротив­ления, как на других горских участках, но окончательное ее умиротворение наступило лишь одновременно с покорением Кавказа. До Первой Мировой воины К. не при­зывались в русскую армию и только в 1915 г. выставили иррегулярный полк конных добровольцев. В СССР К. выделены в Кабардинскую Автономную ССР с населе­нием ок. 400 тыс.

КАБАРЖИНА - острый хребет у худого скота.

КАВКАЗ - гористый край, расположенный между Чер­ным, Азовским и Каспий­ским морями и очевидно получивший свое название от скифского «Граукос» — «бе­лый от снега»; считается колыбелью белой кавказской расы. Горный хребет, покрытый вечными снегами, делит край на Сев. Кавказ а Закавказье; их общая пло­щадь 460 тыс. кв. клм. Коренное население К-за отли­чается значительным племенным разнообразием, хотя может быть поделено лишь на 5—6 языковых групп с большим числом диалектов и говоров. В степях Сев. Кавказа от глубокой древности сожительствовали сарматские и меотские племена под объединяющей властью Аорсов, Асов-Аланов и Казара. Ря­дом с ними находились и племена казачьих предков, в лице Северов, Удзов, Торков, Беренджеров и Меото-Кесаров. Северные склоны гор всегда занимали Церкеты, Адзыги, Дандарии, Аорсы с Эсседонами и Чичи. Эти народы, будучи предками современных Черкесов, Адыгейцев, Осетинов и Чеченцев с Ингушами, составляли автохтонное население гор и до­лин. В приазовских степях так же непрерывно прожи­вали Меоты, которые полу­чили свое имя от Меотиды-Приазовья. В первом веке по Р. Хр. Меотиду стали назы­вать Кесарией, а потом Казаром и Землей Касак (персидская география Гудуд ал Алэм). Отсюда позднее вышли Ка­заки Азовские, Пятигорские и Гребенские. В свою очередь, Закавказье с незапа­мятных времен занимали Колхи, Иберийцы-Грузины, Армяне и Азер тюрки. В районе озера Севан и Гокча or конца старой эры и до наших дней проживают Казаки, потомки туранской ветви наших предков, известные повсему свету производст­вом особых казачьих ковров.

По преданиям древних Эллинов к одной из кавказских гор был прикован Прометей, в наказание за то, что похитил у богов огонь и передал его людям. Вообще у Греков К. всегда славился своим богатством, а Колхи­ду они воспевали, как стра­ну «золотого руна».

К. и в наше время од­на из прекраснейших и бо­гатейших стран мира, с тучневшими черноземами Пред­кавказья, с разнообразней­шей флорой и фауной горных зон, с субтропической природой Грузии. Там раз­рабатываются изобильные источники нефти, добывают­ся уголь, соль, марганцевая руда, медь, свинец, серебро, золото. Металлообработка на К. известна с незапамят­ных времен. Там производи­лись лучшие в Вост. Европе и в Малой Азии оружие и украшения особого типа и стиля. Ею недра источают целебные воды, около кото­рых возник ряд известных курортов.

Великие империи Во­стока и Запада, Персия, Арабский Калифат, Рим и Византия вели непрерывную борьбу за овладение Кавказом и распространяли на него свои культурные влияния. Проповедь христианства началась здесь вскоре после Воскресения Христова и в IV в. Новая Вера считалась в Грузии уже государственной религией. .

От I в. Сев. Кавказом владели Асы-Аланы, в V в. Болгары-Угры, от VII в. Казары делили там власть с Асами-Аланами; между годами 965 и 1015 Таманский полуостров с Приазовьем принадлежал киевским князьям, после чего здесь образовался центр независимого государства с казачьим населением, которое по главному городу носило имя Томаторкани. Оно существовало до конца XII в. Потом здесь хозяевами стали Половцы и Татары Золотой Орды, а от 1475 г. - Турки.

В XVIII в. Турок начинает вытеснять Россия; в 1774 г. Турция уступила ей все Приазовье до Кубани и тудавскоре переселили с разгромленного Сичевого Низа многих Запорожских Казаков. Между 1800 и 1805 гг. Россия присоединила Грузию и прикаспийские ханства, от 1816 г началась непрерывная война с горскими племенами, завершенная к 1863 г. насильственным присоединением к России всего горного края.

Независимость народов Кавказа стала возрождаться после русской революции 1917г., но она снова попрана советской властью, образовавшей здесь ряд автономных республик и нац. областей, зависимых от центрального правительства СССР.

Весной 1920г., после двухлетней войны, Красная армия ликвидировала и Со­юз Казачьих республик, за­нимавших Сев. Кавказ. Его присоединили к РСФСР.

КАВКАЗСКАЯ СТАНИ­ЦА - административный центр Кавказского отдела в Кубанском Крае; возникла при существовавшем раньше Царицинском укреплении; 10 тыс. жителей, Казаков и коренных иногородних.

КАВКАЗСКИЙ ОТДЕЛ -административный район в Кубанском Крае до 1920 г. с центром в ст. Кавказской; 14.300 кв. клм„ ок. 400 тыс. жителей Казаков, коренных иногородних и Немцев-ко­лонистов в станицах: Архан­гельской, Батуринской. Березанской, Брюховецкой, Дмитриевской, Дядьковской, Ильинской, Ирклиевской, Кавказской, Казанской, Кореновской, Медведовской, Новодонецкой, Новокорсунской. Новомалороссийской, Новопокровской, Сергиев­ской, Старомышастовской, Терновской, Тимошевской, Тифлисской, Тихорецкой, Успенской; в поселках: Бузиновском, Величковском, Владимировском, Воровсколесском, Горьковском, Журавском, Лосевском, Малеваном, Наволокинском, Николаевском, Романовском и в колониях: Леоновское, Шереметевское, Семеновское, Вановское.

КАВРАК или САЯН - бешмет из парчевой или иной дорогой ткани в старинном наряде Казачек; шился в талию с закрытым воротом. но без воротника, с короткими рукавами «в три четверти», из под которых выпускались широкие рукава кубелека; обычная длина К-ка - ниже колен, а особен­но парадных даже длиннее; правая пола запахивалась поверх левой; иногда носился расстегнутым на груди, открывая агатовые пуговки кубелека. Подобное название - «кубрак» встречается у По­ляков и Белорусов .для ши­рокой и короткой мужской куртки - полупальто.

КАГАЛЬНИК - 1) красная лоза, которую садят для закрепления песков; 2) две не­большие речки, левые при­токи Дона; 3) прежнее название Кагальницкой станицы или городка, где проживала семья Степана Т. Разина и где он сам был взят сторон­никами Москвы; 4) большое село в устье Дона, ок. семи клм. от Азова.

КАДАЦКОВ Иван Федосеевич (дон.) - рожд. 1871 г.; член Русской Государственной Думы третьего созыва; дома - казначей станичного Правления с низшим обра­зованием.

КАДЕТСКИЙ КОРПУС- учебное заведение с программой среднеучебного за­ведения для подготовки мо­лодежи к военной карьере; по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов. Ученики К. к-са, кадеты, от первого класса носили военную форму и проходили строевое обуче­ние. Несколько казачьих К. к-сов содержались на средства отпущенныеиз войско­вых капиталов; они были доступны для детей всех Казаков, но первенство приема принадлежало сыновьям офицеров, чиновников и дворян. По времени основания, самый старшей из казачьих К. к-сов Оренбургский Неплюевский, основанный в 1825 г.; следующий за ним - Омский К. к., преоб­разованный из Войскового казачьего училища в 1848 г.; затем шли Донской импера­тора Александра III К. к., с годом основания 1883-м, Второй Оренбургский К. к., основанный в 1887 г, и, нако­нец самый молодой Влади­кавказский К. к, основанный в 1901 г.

КАДУШКИН Алексей За­харович (куб.) ген.-майор происходилиз рода корен­ных Терцев; род. в ст. Слепцовской 17 марта 1863 г. В г. Владикавказе окончил ме­жевые классы, аиз Ставро­польского юнкерского училища произведен в офицеры; перешел на службу в Кубан­ское Войско и зачислился в общество ст. Григориполисской, но позже перешел в ст. Усть-Лабинскую по месту службы. За поимку абрека Зелимхана был в мирное время награж­ден орденом «с мечами и бантом». На Турецком фрон­те Первой Мировой войны, будучи командиром 9-го пла­стунского батальона, тяжело равен и по инвалидности уволен в Отставку в чине полковника. Участник Пер­вого Кубанского похода, в который вышел с тремя сы­новьями и тремя дочерьми; Еленой, Марией и Александ­рой - убитой в бою под ст. Егорлыцкой. Эмигрировал в Югославию и Кубанским Правительством произведен в генерал-майоры. Среди про­чих отличий награжден был Георгиевским оружием. Умер в 1931 г. и погребен на земле Старой Сербии (г. Вранье).

КАДУШКИН Михаил Алексеевич(куб.)-рожд. 1891 г. в ст.Усть-Лабинской; сотник. Первоначальное об­разование получил во Вла­дикавказском кадетском кор­пусе, но принужденный ос­тавить его,- закончил дома. С началом 1-й Мировой вой­ны поступил в Екатеринодарскую шкоду прапорщиков, по окончании которой вышел в 141 Черноморский каз. полк. С Турецкого фрон­та с полком вернулся на Кубань, начав борьбу против большевиков, а затем, с от­цом, братьями и сестрами привял участие в 1-м Куб. походе, по окончании которого переведен в 1-й Запорожский каз. полк, а в боях под Ставрополем был ранен. Эвакуирован в Югославию. Отличный танцор лезгинки, в 1927 г. с командой джигитов и танцоров уехал в США, где работал в начале в цирках, а позже маляром в Нью-Йорке. Умер от воспаления легких в 1935 году.

КАДУШКИН Николай Алексеевич (куб.) - полков­ник, род. 25 февраля 1890 г., в ст. Слепцовской на Тереке, но с отцом переселился на Кубань в ст. Усть-Лабин­скую. Окончил Воронежский кадетский корпус, а из Николаевского кавалерийского уч-ща в 1909 г. вышел хо­рунжим на службу в 1-й Кубанский каз. полк. С Ту­рецкого фронта в 1915 г. командирован на ускоренный курс Военной Академии, по окончании которого причис­лен к ген. штабу. С развалом армии - вернулся на Кубань и служил в Управлении Лабинского округа и в Штабе Кубанского войска. Эмигри­ровал в 1920 г., а из Константинополя переехал в США, где зарабатывал на жизнь став музыкантом, шофером такси. Умер 19 февраля 1967 г. в Нью-Йор­ке, где и похоронен на го­родском кладбище для бездомных.

КАДУШКИН Петр Алексеевич (куб.) - полковник, род. 1893 г. в ст. Усть-Лабинской. После Владикав­казского кадетского корпуса и Николаевского кавалерийского училища в 1914 г. про­изведен в чин хорунжего; будучи офицером 1-го Чер­номорского каз. полка на Ту­рецком фронте 1-й Мировой войны, за отличие в боях награжден орденом св. Геор­гия 4 ст. Вместе с отцом, братьями и сестрами принял участие в 1-м Кубанском по­ходе и до конца боролся про­тив поработителей Кубани. Эмигрировал в Югославию, где зарабатывал на жизнь семьи как музыкант оркест­ра. Во время Второй Миро­вой войны командир сотни в одном из полков Казачьего корпуса: разделил участь вы­данных в Лиенце казаков; в одном из концлагерей Сиби­ри, будучи больным, - рас­стрелян без суда и следствия. В США осталась семья.

КАДУШКИН Федор Алексеевич (куб.) - род. в 1904г. в ст. Усть-Лабинской. В воз­расте 14 лет, вооружившись винтовкой, с отцом, братья­ми и сестрами принял уча­стие в Первом Кубанском походе. Эмигрант в Югосла­вию, где окончил Крымский кадетский корпус. С группой джигитов ген. Павличенко уехал в Перу, а оттуда в Ав­стралию, где нашел семью, единственной из оставшихся сестер, Елены - вдовы воен­ного врача В. Баева - терско­го казака с начала и до кон­ца принимавшего участие в борьбе против большевиков в рядах кубанских казаков, - умершего в 1961 г.

КАДЫНА - толстая якорная цепь.

КАЗАК - 1) каждый отдельный представитель каза­чьего народа мн. число Казаки с ударением на последнем слоге; жен. род - Казачка; 2) у Татар и Персов, кроме этого -мужской чекмень из дорогой материи на легкой меховой подкладке, описанный в XV в. Иосафатов Барбаро (Путешествие в Тану и Персию); 3) у Русских кроме этого, - дамская одежда моды прошлого века, род плаща; 4) у Украинцев (произносится «козак») - иногда это конный солдат, иногда представитель «козачьего» социального слоя, иногда (как в их гимне), родоначальник украинской нации 5) печатный орган Казачьей нац.-освоб. Движения (КНОД); главный редактор И. Хрипушин, секретарь редакции Т. А. Медков.

КАЗАКИ - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между Туранскими племенами скифского народа Кос-Сака (или Ка-Сака) и Приазовских Славян Меото-Кайсаров с некоторой примесью Асов-Аланов или Танаитов (Донцов). Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов метисации разно­родных племен, при созда­нии единой народности ка­зачьей и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативеко­вой древности и до наших дней звучание и начертание Казачьего имени в источни­ках подвергалось только нез­начительным изменениям. Первоначально у Греков оно писалось, как Коссахи. Так Географ Страбон называл во­енный народ, размещавшийся в горах Закавказья при жиз­ни Христа Спасителя. Через 3-4 века, еще в античную эпоху, наше имя неоднократ­но встречается в Танаидских надписях (инскрипциях), об­наруженных и изученных В..В. Латышевым. Его гpeческое начертание Касакос сохранялось до Х в., после чего русские летописцы ста­ли его смешивать с общекав­казскими именами Касагов, Касогов, Казягъ. Первона­чальное греческое начертание Коссахи дает два составных элемента этого названия «кос» и «сахи», два слова с определенным скифским зна­чением «Белые Сахи». Но название скифского племени Сахи равнозначно с их же Сака и потому следующее греческое начертание «Каса­кос» можно трактовать, как вариант предыдущего, более близкий к современному. Смена приставки «кос» на «кас» очевидно, причины чисто звуковые (фоне­тические), особенности про­изношения и особенности слуховых ощущений у раз­ных народов. Эта разница сохраняется и теперь (Казак, Козак). Коссака, кроме значения Белые Сака имеет и еще одно скифо-иранское значение - «Белые олени».

От глубокой древности и до наших дней жизнь Ка­заков связана с северо-запад­ной частью Скифии Азиат­ской. Перемещения их пред­ков в ранний кочевой пери­од позначены «торческими» курганными погребениями с одним конем. Они указыва­ют первоначальное переселе­ние в III-II в. до Р. Хр. изЗакавказья на Сев. Кавказ, гдеих племена начали посте­пенный переход к оседлости, интенсивно внедряясь в жизнь Славян Меотиды (Северы -Плиния и Сувары - Птоломея). В результате про­цессов, которые в археоло­гии принято называть «внед­рением Сарматов в среду Меотов», на Сев. Кавказе и на Дону появился смешан­ный славяно-туранский тип особой народности, делив­шейся наряд племён, извест­ных истории под именами Торетов, Торпетов, Торков, Удзов, Беренджеров, Сираков, Брадас-Бродников и др. В пятом веке, после нашест­вия Гуннов, большинство из них оказалось между Волгой и Яиком, куда вместе с ни­ми перешли и «торческие» погребения. Распространи­лись они и в верхне-донскую лесостепь, где арабские исто­рики в VIII в. обнаружили Сакалибов, а Персы, через сто лет после них, Брадасов-Бродников. Оседлая часть этих племен, оставаясь на Кавказе, подчинялась Гун­нам, Болгарам, Казарам и Асам-Аланам, в царстве ко­торых Приазовье и Тамань назывались Землей Касак (Гудуд ал Алэм). Там же среди них окончательно во­сторжествовало христианство, после апостольской про­поведи св. Кирилла, ок. 860 г. На 35 года позднее, Кассаки Поволжья, Удзы и Торки, выполняя военное поручение Хазарского кагана, выгнали из-за Волги Печенегов и при­нудили их уйти за Донец и Днепр. При этом часть Пе­ченегов покорилась Удзам и Торкам и вместе с ними пе­реселилась на Нижний Дон.

По всему Приазовью и по Дону в то время звучала уже славянская речь. Об этом знали Греки, давшие своими свидетельствами ос­нование автору Российских Четьи Миней утверждать, что жители Приазовья «ко­их Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский, языка сла­вянского, страна же их была близ Меотического озера» (по Ригельману). Казачий антропологический тип и ка­зачья разговорная речь формировались в обстановке ко­личественного преобладания Приазовских Славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических свойств, много вкраплений туранских слов и оборотов речи, из которых самым значительны» надо признать отсутствие форм среднего рода. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарский.

То же касается и Подонских Бродников. Изученные антропологически донские погребения «начального периода существования Саркела (см.) показывают, что уже раннее население его было смешанным. В него вошли компоненты типичны для населения Южного Поволжья и Подонья» (В.В. Гинцбург, МИА 109). Речь здесь идет о том смешанном населении, в котором сов. археология предполагает Бродников (М. А. Артамонов, МИА 62). По общему мнению Бродники - неоспоримые предки Донских Казаков. Они указаны в персидской географии десятого века (Гудуд ал Алэм) на Сренем Дону под именем Брадас и известны там до XI в. после чегоих прозвище заменяется в источниках общим казачьим именем.

В 965 г. Земля Касак путем завоевания попала под власть Киева. В 988 r. oна передана в управление одномуиз Рюриковичей, Mcтиславу Владимировичу, который после смерти отца отложился от Киева в со своими Коссаками (Косаги, Казягъ летописей) и Казарами занял подонские н донецкие степи до Чернигова. В кровавом бою Мстислав разбил под Лиственом, выступивше­го против него, киево-новгородского князя Ярослава и стал государем державы, по­лучившей название по глав­ному городу Томаторкани (у Русских - Тьмутаракань). До 10601 г. Томаторкань объе­диняла в своих границах все племена Коссаков и прости­ралась от Кубани по всему Додонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Ря­зань. Упадок этой казачьей монархия начался с прихо­дом в Черноморские степи племенного союза Кипчаковили Половцев (1060г.,). Юг державы. Земля Касак вместе со столицей Томаторканью, еще полтора века после этого оставался незави­симым государством. Это колыбель Казаков Азовских, Гребенских, Казаков-Черка­сов, вышедших отсюда на Дон и Днепр. Жители же дентральной степной части государства, занятой Половцами. отошли в лесо-степь и продолжали бороться против них сообща с Русью, в ка­честве ее федератов (см.), верных Клобуков. В русских летописях Черные Клобуки после стали называться Черкасами и Казаками. Все они попав на Днепр, оставались там семь веков. В свою оче­редь, часть населения держа­вы Томаторканской скрылась в Крыму и запечатлена там в генуэзском колониальном уставе, как Казаки охраны колоний.

С приходом Монголов в 1223 г. Подонские Бродники оказались наих сторо­не и бились против Руси на р. Калке. Когда же по Вост. Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все Казаки оказались в границах татарской империи. Тут они пользовались некоторыми ав­тономными правами, имели во главе своей Церкви епископов Сарайских и Подон­ских и в большинстве сохра­нили свой славянский язык и христианскую веру, хотя впоследствии среди них по­явились и магометане. Под властью ханов Донские Казаки оставались до конца че­тырнадцатого столетия, а Днепровские веком больше. Те и другие должны были выполнять некоторые служи­лые и хозяйственные повин­ности.

Когда в Орде начались междоусобия Казаки, жив­шие вдали от правящих цент­ров, много страдали от свое­волия ордынских шаек. Это побудилоих принять уча­стие в восстании Московского князя Димитрия. Однако, разгром войск Мамая на Ку­ликовом Поле (1380 г.) не принес освобождения для Руси и сталроковым для Казаков: Татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север вплоть до Камы, Сев. Двины и Белого моря. Днепровские и Пере­копские Казаки отложились от Крыма после того, как ханы покорились власти сул­тана, т. е. в конце XV в., Азовские же оставались на местах до начала XVI, а по­том, рассорившись с Турка­ми, перекочевали ближе к Северской земле. Там они объединились с общиной Казаков Белгородских.

Последними ушли от ханов Ордынские Нагайские и Ордынские Астраханские Казаки, соединившиеся с Донцами только во второй половине шестнадцатого сто­летия. От этих дат жизнь Казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы, яви­лась необходимость служить двум династиям: Рюрикови­чам в Московии и Гедиминовичам в Литве. Протестом против этой необходимости явилось образование двух казачьих «речных республик» на Дону и на Нижнем Днеп­ре, которые послужили крепкими очагами возрождаю­щейся казачьей независимо­сти и главными центрами объединения казачьей народ­ности.

Однако, на родную землю и в родную среду возвращались не все Казаки. Многие роды и семьи остались на насиженных за столетие местах Московии, Лит­ве и Польше. Они с готовностью служили интересам в. князей, царей и королей принимали их щедрые монаршие милости, в виде «жалований», «привилеев», земельных поместий, дворянства, шляхетства, роднились с семьями Русских, «Литвы», Поляков и постепенно растворялисьв их среде. Дети и внуки казачьих эмигрантов оставались также и на далеком севере. Привыкнув к суровому климату, они двинулись небольшими группами на-восток через горы и сплошные массы изобильных лесов. Промышляя пушным зверем и покоряя местные .племена, они усвоили для московских царей огромные пространства Сибири. В первое время они еще помнили о связях с Донскими Казаками, называли себя «сынами Тихого Дона», и положив начало ряду новых военных общин, стали именоваться Казаками Терскими, Уральскими, Сибирскими, Забайкальскими и т. д. Единые по происхождении они оказались разделены огромными пространствами, жизнь их потекла по свои особенным путям. На следующем историческом этапе XVI-XVI1I вв. главная казачья масса выступает в качестве Донцов и Запорожцев, возвратившихся с Днепра на исконную Землю Касак в Приазовье под именем Казаков Черноморских в конце восемнадцатого века.

Наша древняя история пока восстановлена только в схеме и потому не раз представляется в искаженном виде, иногда по неведению, а чаще по национальным соображениям чуждых нам историков. Вместе с тем, непоколебимой остается старая точка зрения, изложенная в этнографическом труде профессора Московского университета Е. Ф. Зябловского (Всеобщая география Российской империи. М. 1807, ч. 3 стр. 16) и в учебнике русской геогфии К. И. Арсеньева, где казаки указываются в качестве особого славянскою народа, занимающего часть России, наряду с господствующими Россиянами и поко­ренными Поляками.

КАЗАКИ ДВОРЯНЕ - гражданское состояние неизвестное в казачьих общинах и республиках во время их независимого существования. Правда, доверие, уважение высокая оценка боевых заслуг в свободном обществе часто открывали Казаку дорогу к выборным постам и к некоторым экономическим преимуществам «милостию народа», но дворяне с особыми правами появились только в XVI ст. среди «царских холопов», служилых Казаков, как средство при­крепленияих к кругу слу­жебных обязанностей. Исто­рик Ключевский указывает, что «в 1585 г. в Епифанском уезде 289 Донских Казаков зараз были поверстаны в зва­ние детей боярских, составлявших низший чин провин­циального дворянства, и получили там поместные наде­лы». По особым заслугам многие Казаки были наделены и крупными земельными участками со званием и пра­вами дворян-помещиков. Их роды поставляли первых кан­дидатов на должности воен­ных начальников, как в ка­зачьей городовой службе, так и в стрелецких полках - «приказах». Привыкнув к положению «начальных лю­дей», новые дворяне отходи­ли от казачьей народной среды, роднились с русским дворянством и все крепче приростали к русскому быту. Они знали, что вернувшись в казачье общество на Дону, они потеряют все приобре­тенные преимущества и потому только немногие из этой «верхушки» оказались впоследствии на казачьих ре­ках. Зато еще недавно в Воронежской, Орловской и Курской губерниях можно было встретить дворян, помнивших о своем казачьем происхождении.

С присоединениемЗемли Донских Казаков к Рос­сии, там установлены обще­имперские права гражданского состояния. В 1798 г. император Павел I ввел у Казаков армейские чины с присвоением офицерам дворянского звания. Казак получал личное дворянство по­сле производства в первый офицерский чин, или продвинувшись в статской служ­бе до чина IX класса (титу­лярный советник), или бу­дучи награжден орденом, уч­режденным для чиновников и офицеров. Потомственное дворянство Казак приобре­тал дослужившись до чина действительного статского советника в гражданской или до чина полковника в воен­ной службе, или если был награжден орденом св. Геор­гия, орденом св. Владимира или каким либо другим ор­деном первой степени. Это были «служилые дворяне». Если же Казак, за особые заслуги, награждался крупным поместьем, он становил­ся «поместным дворянином». Донской атаман М. И. Пла­тов и ген. Ф. П. Денисов, получив поместья, возведены в графское достоинство. Они стали «дворянами титулованными». Сохраняется преда­ние, что царь Иван Грозный наградил Ермака Тимофееви­чаза покорение Сибири ти­тулом князя Сибирского.

Наши рекомендации