Гетерогенность и гомогенность общества
Вообще общество следует воспринимать как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Но само общество, если рассматривать характеристики входящих в его состав людей, крайне гетерогенно, или неоднородно.
Мы уже говорили об объективно неизбежной демографической неоднородности общества. Но (члены общества различаются и по экономическим параметрам,"прежде всего по уровню получаемых доходов. В статистике принято разделять граждан на группы по интервальным значениям среднедушевых доходов. Так, в 2002 г. в России 7,9% населения имели среднедушевые доходы 1000 руб. в месяц, в то время как 28,6% — больше 4,5 тыс. руб. При этом в III квартале 2001 г. среднедушевые доходы более 27% россиян были ниже величины прожиточного минимума.
О степени дифференциации по уровню денежных доходов позволяет судить также и показатель их распределения между равночисленными группами населения. Как правило, все население по величине доходов разделяется на 10 (децили) или 5 (квинтили) групп. В 2002 г. в России на долю нижнего квинтиля приходилось 5,6% всех денежных доходов, а верхнего — 45,8%, т.е. разрыв составлял более 8 раз.
Таким образом, и по демографическим, и по экономическим показателям в обществе могут быть выделены группы населения, нуждающиеся в государственной поддержке. Виды этой поддержки зависят от конкретной жизненной ситуации, в которой оказался тот или иной член общества. Так, безработным необходимо платить пособия по безработице, повышать их конкурентоспособность на рынке труда, в том числе и за счет их профессиональной подготовки. Лица, достигшие пенсионного возраста, вправе претендовать на получение государственных пенсий. Инвалиды нуждаются в комплексе медицинских услуг. Малообеспеченные претендуют на пособия по нуждаемости. И этот список можно продолжить.
Но есть и другие группы населения, на которые любое общество в лице государственных структур управления обращает самое пристальное внимание. Это — те, кому доверено выполнять функции по обслуживанию и защите интересов общества. К ним относятся работники силовых структур, органов управления, других учреждений и организаций, которые финансируются из государственного бюджета. Общество определяет меру оценки труда таких работников, устанавливая их заработную плату и различные виды льгот.
В конечном счете цель рассмотренных мер государственной поддержки населения заключается в удовлетворении потребностей членов общества, которое по самому набору потребностей является гомогенной, или однородной структурой.
На самом деле вне зависимости от демографических, экономических, социальных различий все члены общества нуждаются в еде, жилье, медицинском обслуживании, удовлетворении культурных потребностей. Другое дело, что масштабы этих потребностей достаточно сильно варьируются, равно как и возможности их удовлетворения (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Структура потребительских расходов населения в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов, %
Вид расходов | Децили | |
Нижний | Десятая (с самыми высокими доходами) | |
Всего расходов | 100,0 | 100,0 |
В том числе: на покупку продуктов для домашнего питания | 61,4 | 34,0 |
на покупку непродовольственных товаров | 20,1 | 49,1 |
на оплату услуг | 16,6 | 11,5 |
прочие расходы | 1,9 | 5,4 |
Из общих расходов на покупку продуктов для домашнего питания расходы на: | ||
хлеб и хлебные продукты | 27,2 | 11,8 |
овощи и бахчевые, фрукты и ягоды | 7,0 | 10,6 |
мясо и мясные продукты | 21,7 | 31,5 |
Из общих расходов на покупку непродовольственных товаров | ||
расходы на: | ||
одежду, обувь, белье, ткани | 51,7 | 39,7 |
транспортные средства | ОЛ ,и | 25,1 |
мебель, домашнее оборудование, предметы ухода за домом | 4,5 | 12,0 |
медицинские товары, предметы гигиены | 23,9 | 6,3 |
Из общих расходов на оплату услуг расходы на: | ||
жилищно-коммунальные услуги | 61,4 | 25,2 |
услуги учреждений культуры | 2,4 | 4,3 |
услуги в системе образования | 3,6 | 14,8 |
медицинские услуги | 1,8 | 9,6 |
Источник: итоги выборочного обследования Госкомстатом России бюджетов домашних хозяйств в IV квартале 2001 г.
Известно, например, что в структуре расходов бюджетов малообеспеченных семей преобладают расходы на питание, в то время как богатые в состоянии в большей мере заниматься своим культурным развитием; потреблять медицинские и образовательные услуги, а не только услуги жилищно-коммунальной сферы. В свою очередь, структура расходов на питание определяется не только личными предпочтениями граждан, но и уровнем их доходов. Бедные едят больше хлеба и меньше мясных продуктов, фруктов и ягод.