Государственная политика перераспределения доходов

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения.

Инструментом снижения уровня социального неравенства, а также повышения степени социальной справедливости общества служит государственная политика перераспределения доходов, которая является ключевым фактором при формировании модели социальной политики государства.

В качестве основных целей политики переопределения доходов обычно выступают: создание стимулов к труду; преодоление бедности; выравнивание доходов занятого населения.

Эти цели достигаются с помощью таких инструментов, как заключение трудовых контрактов, обеспечение минимального уровня заработной платы, применение пропорционального (или прогрессивного) налогообложения личных доходов, выплата трансфертов социально уязвимым слоям населения.

Наибольший интерес представляет персональное распределение доходов, которое осуществляется посредством применения прогрессивной шкалы налогов, что считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Прогрессивность системы налогообложения предполагает, что с ростом величины дохода происходит увеличение доли дохода, взимаемой в качестве налога, т.е. происходит рост ставки налогообложения. При этом главным инструментом перераспределения доходов является государственный бюджет. [7, с.262]

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австралии в 1886г. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработанную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобритании в 1909г. принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики. В последующем законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915г.), Норвегии (1918г.), Австрии (1918г.), Чехословакии (1919г.) и в других странах Европы. В 1917 г. подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в1912г.) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 г. «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 г. процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 г. Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».

С образованием Организации Объединенных Наций Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 г. членами этой организации стали СССР, Украина и Беларусь.

Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития менталитета нации, тем не менее конвенция МОТ от 1951 г. определяет ряд факторов, которые должны закладывать в основу минимальной заработной платы. Они следующие:

· потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия;

· экономические соображения, включающие требования экономического развития, уровень производительности труда, возможности поддержания должного уровня жизни.

В современных развитых странах регулирование минимальной заработной платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.

Современный механизм регулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам – определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирования доходов населения. [1, с.223]

Для измерения фактического распределения доходов используют кривую Лоренца и коэффициент Джини, показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.

Кривая Лоренца – метод графического изображения в уровне неравномерности распределения совокупного дохода между различными группами населения. [9, с.250]

При ее построении по оси абсцисс откладываются доли семей (% от общего их числа), а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (% от совокупного дохода).

Теоретическая возможность абсолютного равномерного распределения дохода представлена биссектрисой (линия идеального равенства), которая указывает на то, что любой процент семей получает такой же процент общего дохода, т.е. 20, 40, 60 % семей получают 20, 40, 60 % от всего дохода.

Однако, как правило, в реальной действительности этого не происходит и кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получают 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15%, а в распоряжении 20% наиболее обеспеченного населения находится 60% и более. Таким образом, заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень дифференциации доходов: чем больше площадь области (чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы), тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. [7, с.259]

Следует отметить, что денежный доход после вычеты налогов с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее.

В
100%
Государственная политика перераспределения доходов - student2.ru Государственная политика перераспределения доходов - student2.ru Государственная политика перераспределения доходов - student2.ru

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца [7, с.260]

Для количественной оценки уровня равномерности распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс Джини.

Индекс Джини показывает, какую долю площадь между кривой Лоренца и прямой абсолютного равенства составляет от площади треугольника под прямой абсолютного равенства. При этом индеек Джини, равный нулю процентов, характеризует ситуацию абсолютного равенства, а индекс Джини, равный ста процентам, свидетельствует об «абсолютном неравенстве». Поскольку в реальной жизни не существует ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, фактическое значение индекса Джини всегда больше нуля, но меньше ста процентов, и чем больше его значение, тем выше неравенство в распределении доходов в стране. [2, с.282]

Наши рекомендации