Оценочные средства для промежуточной аттестации
Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Научные подходы к региональному управлению. Основные этапы развития взглядов на теорию и практику регионального управления.
2. Методы исследования регионального государственного управления.
3. Условия и предпосылки формирования современного регионального управления.
4. Регион как объект управления.
5. Понятие региона. Типология регионов.
6. Сущность, объект и задачи регионального управления.
7. Принципы, методы и функции регионального управления, их взаимодействие и разграничение.
8. Субъекты, объекты и уровни регионального управления. Различие между субъектами регионального управления и органами управления региональным развитием.
9. Региональная политика в РФ: содержание, цели, задачи.
10. Уровни государственной региональной политики. Приоритетные направления современной государственной региональной политики.
11. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение государственной региональной политики.
12. Правовые, организационные и экономические средства реализации региональной политики.
13. Зарубежный опыт реализации региональной политики.
14. Современная региональная экономическая политика, ее особенности и приоритеты, целевые индикаторы и показатели, ожидаемые результаты.
15. Экономическое пространство региона и его основные характеристики.
16. Система регионального управления во Франции.
17. Система регионального управления ФРГ.
18. Система регионального управления в США.
19. Сравнительный анализ зарубежного опыта регионального управления.
20. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации: структура и порядок формирования
21. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
22. Федеральные округа РФ и их роль в системе регионального управления
23. Формы и принципы организации взаимодействия в системе «федерация—федеральный округ—субъекты РФ—местное самоуправление».
24. Понятие социально-экономического развития региона, его цели и задачи.
25. Объекты, методы и инструменты, задачи государственного регулирования социально-экономического развития регионов.
26. Сущность и основные направления социальной политики в субъектах РФ.
27. Финансовые ресурсы региональной политики, их место и роль, структура, особенности формирования и использования в региональном управлении.
28. Бюджетный федерализм, принципы, основная цель. Разграничение полномочий в сфере бюджетно-финансовых отношений.
29. Современная модель межбюджетных отношений в РФ.
30. Организация территориального планирования в Российской Федерации.
31. Организационно-правовые основы территориального планирования в РФ.
32. Стратегическое планирование развития субъектов РФ.
33. Проблемы стратегического планирования и управления в субъектах РФ.
34. Прогнозирование социально-экономического развития региона.
35. Программирование социально-экономического развития региона. Государственные программы субъекта РФ.
36. Понятие территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом. Основные группы территорий с особым статусом.
37. Методы и механизмы государственного регулирования экономической деятельности на территориях с особым статусом.
38. Государственное регулирование особых экономических зон в Российской Федерации.
39. Объекты, виды, методы и алгоритм реализации контроля в региональном управлении.
40. Сущность эффективности регионального управления. Подходы к оценке результативности и эффективности регионального управления.
Шкала оценивания
Для студентов очного обученияпроцесс освоения дисциплины предполагает текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний.
Текущий контроль осуществляется в соответствии с утвержденной технологической картой и включает работу на практических занятиях, подготовки доклада, выполнение контрольных и тестовых работ.
Промежуточный контроль (аттестация) осуществляется в соответствии с установленным графиком и предполагает оценку в баллах, указанных в Технологической карте учебной дисциплины.
Для студентов заочной формы обучения промежуточный контроль выступает в форме самостоятельной работы, по итогам которой выполняется контрольная работа, представляемая на кафедру в первый день учебно-экзаменационной сессии.
Контрольная работа включает вопросы по всем разделам и темам дисциплины, соответствующим рабочей учебной программе.