Обеспечение недискриминационного доступа к сырьевой базе.
Рынок сложных минеральных удобрений (включающих в качестве действующих веществ фосфор, калий и азот) тесно взаимосвязан с рынком сырья для их производства.
Таким образом, ограничение конкуренции на рынках хлористого калия и апатитового концентрата, являющихся сырьем для производства минеральных удобрений, может негативно сказаться на состоянии конкуренции на рынке конечного товара.
Рынки хлористого калия и апатитового концентрата характеризуются неразвитой конкурентной средой, что дает потенциальную возможность продавцам в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товара.
В Российской Федерации апатитовый концентрат производится группой «ФосАгро», группой «ЕвроХим» и группой «Акрон», которые также являются участниками рынка сложных минеральных удобрений.
ПАО «Уралкалий» является единственным производителем хлористого калия в Российской Федерации.
На хозяйственную деятельность указанных обществ наложены ограничения, предусмотренные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В частности, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться
- установление монопольно высокой цены;
- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
- создание дискриминационных условий;
- и иные действия, ущемляющие законные интересы покупателей.
На указанных рынках ранее ежегодно возникали конфликтные ситуации между производителями сырья и его потребителями.
Разрешение таких споров в рамках своих полномочий осуществлялось ФАС России.
В рамках применения мер антимонопольного реагирования рассматривались дела о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлялись выездные проверки участников рынка.
Вместе с тем фактически ежегодные споры о цене и объемах поставки апатитового концентрата и хлористого калия в адрес производителей сложных минеральных удобрений показали недостаточную эффективность принимаемых ФАС России мер.
В связи с этим возник вопрос о необходимости системного подхода антимонопольной службы к особенностям функционирования данных рынков.
В 2012 году ФАС России разработала рекомендации по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата и хлористого калия, предусматривающие ценообразование с учетом мировых цен соответствующего товара, а также порядок проведения договорных компаний и распределения объемов.
Рекомендации направлены на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства на рынке апатитового концентрата и хлористого калия и дают разъяснения хозяйствующим субъектам, какие действия на рынке не будут рассматриваться ФАС России, как нарушающие антимонопольное законодательство.
Необходимо отметить, что правомерность издания ФАС России подобных актов подтверждено сформированной в 2015 году позицией Верховного суда Российской Федерации по делу об оспаривании рекомендаций по обеспечению недискриминационного доступа к приобретению апатитового концентрата.
После введения в действие указанных рекомендаций прекратились преддоговорные споры при заключении договоров поставки хлористого калия и апатитового концентрата.
Таким образом, повышение прозрачности и предсказуемости функционирования указанных сырьевых рынков обеспечило стабильность рынка минеральных удобрений.
2. Формирование прогнозируемого механизма ценообразования.
С целью обеспечения доступности минеральных удобрений для сельскохозяйственных товаропроизводителей и увеличения объемов закупок удобрений для внутреннего рынка предприятия-производители минеральных удобрений совместно с Минсельхозом России и ФАС России разработали различные механизмы сдерживания роста цен на приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями минеральные удобрения.
В частности, в Соглашении о взаимодействии между НО «РАПУ» и Росагропромсоюзом, согласованном с ФАС России, с целью удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей агропромышленного комплекса Российской Федерации в минеральных удобрениях предусмотрен порядок декларирования максимальных отпускных цен, что является важным фактором стабилизации функционирования рынка.
Кроме того, в соответствии с принятыми на предприятиях-производителях порядкам ценообразования, цена для внутреннего рынка определяется путем дисконтирования экспортной цены, что с одной стороны соответствует тенденциям мирового рынка, а с другой стороны дает определенные конкурентные преимущества отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В рамках Экспертного совета по химической промышленности не менее одного раза в год проводится заседание рабочей группы по наиболее важным вопросам обеспечения минеральными удобрениями внутреннего рынка.
Результат принимаемых мер - успешная подготовка и проведение сезонных полевых работ 2016 года. При этом потребление минеральных удобрений во время весенней посевной компании 2016 года возросло по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.
Цены реализации минеральных удобрений отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям были ниже цен экспортных поставок и имели в течении года понижающую динамику.