Тепло-, водоснабжение и водоотведение
В сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Федеральной антимонопольной службой были разработаны следующие нормативные правовые акты, направленные на защиту конкуренции, обеспечение прав потребителей и имеющие важное значение для отрасли.
1. ФАС России разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении», которым предусматривается корректировка положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях закрепления и учета показателя протяженности создаваемых сетей при расчете платы за подключение.
Так, согласно нормам действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов плата за подключение на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки дифференцируется по диапазонам диаметров тепловых сетей и по типу прокладки тепловых сетей.
При этом установленный действующим законодательством порядок расчета платы за подключение не предусматривает учет протяженности создаваемых сетей, в связи с чем на практике складывается ситуация, при которой плата за подключение, рассчитанная по ставкам в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, существенно превышает величину, рассчитанную в индивидуальном порядке.
Данная ситуация характерна, когда для подключения объектов требуется прокладка сетей теплоснабжения небольшой протяженности.
2. В целях повышения прозрачности работы ресурсоснабжающих организаций, а также совершенствования процедуры раскрытия информации было разработано сразу несколько актов.
В целях формирования системы контроля и ответственности за несоблюдение стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения разработан и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект, КоАП соответственно).
Законопроектом предлагается привести в соответствие статьи 9.15 и 19.8.1 в целях единообразия применения административной ответственности для субъектов электроэнергетики и теплоснабжения. Также проект предусматривает закрепление за федеральным антимонопольным органом полномочий по привлечению к административной ответственности по статье 19.8.1 КоАП органов регулирования за нарушение стандартов раскрытия информации.
Было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 867 «О внесении изменений в стандарты раскрытия информации теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и органами регулирования», разработанное ФАС России в целях повышения прозрачности деятельности теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций.
Постановлением предусмотрено утверждение ФАС России единых форм раскрытия информации.
В целях единообразия размещаемой субъектами информации, а также в соответствии с пунктом 2 постановления от 31.08.2016 № 867 был утвержден приказ ФАС России об утверждении единых форм раскрытия информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, а также правил заполнения таких форм.
Приказом предусмотрены единые формы раскрытия информации для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.Приказом предусмотрены единые формы раскрытия информации для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, органов исполнительной власти субъекта Российской федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) или органов местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения их законом субъекта российской федерации соответствующими полномочиями, федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
3. Правительством Российской Федерации принято разработанное ФАС России постановление от 24.01.2017 № 54 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предусматривающее следующие изменения в сфере теплоснабжения:
а) Возможность сохранения у теплоснабжающей организации экономии средств, образующейся в результате смены вида и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, а также уточнение порядка расчета такой экономии.
Принятые изменения позволят регулируемым организациям сохранять денежные средства, образующиеся, в том числе, в качестве разницы между ценами на соответствующие виды топлива, на срок не менее 5 лет, что будет стимулировать к переходу на другие виды (марки) топлива, поиску возможностей снижения издержек.
б) Исключение нормативного уровня прибыли из долгосрочных параметров регулирования, (кроме организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.), а также уточнение порядка его расчета.
Указанные изменения ориентированы на своевременное отражение в тарифном регулировании изменений инвестиционных обязательств регулируемых организаций, будут способствовать решению проблемы финансирования и обеспечения возврата займов и кредитов, привлекаемых на реализацию инвестиционных программ, а также будет стимулировать регулируемые организации к утверждению в установленном порядке инвестиционных программ.
в) Дополнение перечня оснований для досрочного пересмотра тарифов такими основаниями, как изменение имущественного комплекса (приобретение (реализация) объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения и (или) приобретение прав владения и (или) пользования такими объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды), изменение системы налогообложения, приобретение (утрата) статуса единой теплоснабжающей организации, изменение зоны деятельности единой теплоснабжающей организации.
Принятые изменения позволят более оперативно реагировать на изменение условий хозяйствования регулируемых организаций.
Также постановлением предусмотрено наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по увеличению предельного уровня нагрузки, при котором плата за подключение к системе водоснабжения и водоотведения устанавливается в индивидуальном порядке, что позволит при установлении платы за подключение учитывать региональные особенности (географические, особенности развития инфраструктуры и другие).
4. ФАС России был проведен анализ по вопросу обобщения практики установления и применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду, включая анализ практики рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, а также результатов досудебного урегулирования споров, связанных с установлением и применением двухкомпонентных тарифов на горячую воду, сообщаем.
По результатам проведенного анализа было выявлено, что в ряде субъектов Российской Федерации отсутствуют нормативы расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды, существует значительное отклонение фактических значений объема компонента тепловой энергии от расчетного, а также существует «непонятность» расчета и выставление в платежном документе двухкомпонентного тарифа на горячую воду, кроме того органами регулирования принимаются решения об установлении однокомпонентного тарифа на горячую воду.
В связи с тем, что законодательством не в полной мере урегулирован вопрос расчета однокомпонентных тарифов на горячую воду, а также существует противоречивая судебная практика по вопросу правомерности установления органами регулирования однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406» (далее – проект постановления) предусматривающий:
- право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или уполномоченного им органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно принимать решение об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду;
- порядок расчета однокомпонентного тарифа на горячую воду (тарифа из расчета на 1 куб. м. горячей воды).
5. В 2016 году ФАС России был утвержден Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2017 год, в том числе в части утверждения объемов отпуска тепловой энергии.
Также будет продолжена работа по совершенствованию методологии в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, включая внесение изменений в федеральные законы, акты Правительства Российской Федерации и ведомственные акты.