Предложения по развитию конкуренции

В сложившейся экономической ситуации на международном рынке газа приоритетным направлением должно стать развитие внутреннего рынка газа Российской Федерации.

В целях решения этой задачи необходимо осуществить следующее:

- расширение газификации регионов и газозаправочной инфраструктуры, путем развития системы газоснабжения, реализации сжиженных углеводородных газов, сжиженного и компримированного природного газа;

- дальнейшее усовершенствование Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314;

- упрощение процедуры присоединения к газораспределительным сетям;

- строительства заводов по сжижению газа;

- изменение градостроительного законодательства (требования к проектной документации, экспертизе проектов и др.);

- снятие административных барьеров посредством использования процедуры административного обжалования в строительстве;

- изменение содержания региональной специальной надбавки, в части закрепления в ней строительства внутрипоселковых и внутриквартальных сетей.

Расширение организованной торговли природным газом в Российской Федерации может облегчить переход к использованию рыночных механизмов при формировании цен на газ, и, в конечном итоге, к либерализации внутреннего рынка газа, благодаря которой станет возможным нарастить внутреннее потребление природного газа, уровень газификации в Российской Федерации и энергоэффективность российской экономики, а также не допустить консервации ресурсной базы независимых производителей газа. План включает в себя комплексные меры по развитию сегмента организованных торгов природным газом:

подготовку мероприятий, направленных на обеспечение в перспективе перехода к коммерческой балансировке объемов газа в ГТС ПАО «Газпром»;

осуществление мероприятий по привлечению на торги ресурсов независимых производителей, в том числе реализуемых в настоящее время на входе в ГТС ведущим поставщикам газа в Российской Федерации, а также мероприятий по достижению к декабрю 2017 года целевого показателя реализации на биржевых торгах природного газа в объеме 3 млрд. куб. м. в месяц при равномерном ежемесячном росте объемов продаж;

применение разработанной методики расчета и сравнения индексов цен на газ в России по биржевым и внебиржевым договорам;

разработку предложений по организации торговли на бирже и регистрации на бирже внебиржевых договоров по поставке природного газа на экспорт;

устранение разницы между тарифами по транспортировке газа по договорам, предполагающим передачу газа на балансовом пункте, по сравнению с прямыми договорами (передача газа на ГРС или на точке входа в ГТС);

принятие новых стандартов определения и раскрытия информации о свободных мощностях ГТС, в том числе для биржевой торговли, а также порядка расчета и согласования объёмов реализации газа на биржевых торгах, в том числе с поставкой «на сутки»;

совершенствование механизмов деятельности Организатора транспортировки, РГК и ГРО при организации учета и транспортировки газа по биржевым договорам поставки газа, создание оператора товарных поставок на базе организатора транспортировки биржевого газа;

формализацию деятельности Организатора транспортировки в соответствии с действующими нормативными актами в сфере организованной торговли;

принятие совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на региональном товарном рынке;

осуществление мер по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования рынка газа, в том числе:

1) разработку предложений по совершенствованию системы тарификации услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам;

2) рассмотрение предложений по совершенствованию системы тарификации услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам, и внесение изменений в методику по расчету тарифов на транспортировку газа;

3) рассмотрение вопроса о совершенствовании нормативных правовых актов, отражающих требования к оператору товарных поставок в системе биржевой торговли газом;

4) подготовку изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации с целью приведения их в соответствие с механизмами организованной торговли газом и коммерческой балансировки газа.

5) проработка вопроса о переходе к торговле на бирже на виртуальном балансовом пункте.

Наши рекомендации