Теплоснабжение и водоснабжение
1) Одним из наиболее широко дискутируемых является вопрос о подходах к ценообразованию. Долгосрочные тарифы должны устанавливаться с учетом утвержденных программ комплексного развития, схем теплоснабжения, оптимизированных инвестиционных программ регулируемых организаций и обоснованных текущих расходов компаний, связанных с реализацией производственного цикла по цепочке теплоснабжения (генерация, транспорт, распределение, потребление тепла). Эта сфера деятельности может стать привлекательной для бизнеса, важно чтобы компании развивали основной вид деятельности – реализацию (продажу) тепловой энергии и получали соответствующий доход, а не зарабатывали на других осуществляемых видах деятельности.
В настоящий момент времени в рамках проведения тарифных кампаний органами регулирования зачастую искусственно завышаются затраты на строительство, на закупку основного оборудования, текущие, эксплуатационные затраты.
Один из способов долгосрочного ценообразования состоит в применении метода индексации тарифов.
Ориентироваться в рамках установления тарифов указанным способом необходимо в том числе на сложившуюся стоимость тепловой энергии, т.е. оценивать включаемые в тариф затраты регулируемых организаций с учетом «бенчмарков» (реально достигнутых в сопоставимых условиях).
Указанный механизм позволяет работающим системам теплоснабжения эффективно развиваться и функционировать, а потребителям получать тепло по доступным ценам (тарифам) приемлемых уровней надёжности и качества.
ФАС России уточнен порядок расчета расчетной предпринимательской прибыли в сфере теплоснабжения. Приказом ФАС России от 04.07.2016 № 888/16 внесены изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (зарегистрирован в Минюсте России 29.07.2016) - уточнен порядок расчета и учета в тарифе, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1055, расчетной предпринимательской прибыли для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, а также порядок расчета и формирования дерегулирования тарифа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 № 54 утверждены разработанные ФАС России изменения в Основы ценообразования в сфере теплоснабжения в части возможности сохранения у теплоснабжающей организации экономии средств, образующейся в результате смены вида и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии, а также уточнения порядка расчета такой экономии.
Указанный акт позволит модернизировать объекты ЖКХ и внедрять новые технологии. Также данным постановлением нормативный уровень прибыли исключен из долгосрочных параметров регулирования (за исключением организаций, владеющих объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения и договора аренды).
Указанные изменения будут способствовать решению проблемы финансирования и обеспечения возврата займов и кредитов, привлекаемых на реализацию инвестиционных программ, в случае их утверждения в течение долгосрочного периода регулирования и стимулированию регулируемых организаций к утверждению в установленном порядке инвестиционных программ.
Внесен в Правительство Российской Федерации (письмо ФАС России от 17.01.2017 №ИА/1913-ПР/17) проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», направленный на реализацию норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».
Данный проект постановления нацелен на установление порядка и размера учета в тарифах концессионной платы, расходов концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ, расходов на возмещение концеденту расходов на организацию конкурса на право заключения концессионного соглашения и подготовку конкурсной документации.
2. В отрасли теплоснабжения продолжает закладываться механизм рыночных отношений и дерегулирование отрасли.
В 2016 году ФАС России продолжила совместно с территориальными органами осуществлять мониторинг нерегулируемых цен на пар и тепловую энергию (мощность), теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии.
По результатам проведенного в 2016 году мониторинга установлено:
А) В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Закона о теплоснабжении, а именно, в рамках поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года, заключено 11 долгосрочных договоров.
Б) В соответствии со статьей 12 Закона о теплоснабжении в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка регулирование тарифов в сфере теплоснабжения в такой системе теплоснабжения может быть отменено.
Указанное решение принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Необходимо отметить, что для принятия решения об отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пределах отдельной системы теплоснабжения должны быть учтены следующие обстоятельства:
1) наличие на территории поселения или городского округа, на которой находится данная система теплоснабжения, развитой газораспределительной системы или эффективно функционирующего товарного рынка альтернативных видов топлива, применяемых в целях теплоснабжения, при имеющейся технической возможности для подключения (технологического присоединения) к системе или системам теплоснабжения поселения или городского округа источников тепловой энергии, функционирующих на основе использования альтернативных видов топлива;
2) отсутствие субсидирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе перекрестного субсидирования, оказывающего влияние на выбор потребителем вида топлива, применяемого в целях теплоснабжения;
3) ценовая доступность обеспечения теплоснабжения с использованием альтернативных видов топлива.
В соответствии с указанной статьей 12 Закона о теплоснабжении было заключено 9 договоров.
В) В соответствии со статьей 8 Закона о теплоснабжении по ценам, определенным по соглашению сторон могут быть заключены договоры теплоснабжения, договоры на поставку тепловой энергии (мощности), производимой и (или) поставляемой с использованием теплоносителя в виде пара.
В 2016 году было заключено 199 таких договоров.
Отмечается положительная динамика заключения договоров теплоснабжения и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определяемым по соглашению сторон (включая цены по которым заключаются указанные договоры).
3. В рамках выполнения полномочий по контролю за установленными тарифами на тепловую энергию, начиная с 2016 года, ФАС России, начала осуществляетть ежеквартальный мониторинг информации о закупочной деятельности регулируемых организаций мазута.
По итогам проводимого ФАС России конструктивного анализа информации была проведена оценка влияния стоимости мазута на состав расходов регулируемых организаций. Выявлено, что цены на мазут могут зависеть от таких факторов как объема закупки, плеча доставки, сезонности закупки, долгосрочности контрактов и т.д.
Например, существенное влияние на итоговую цену закупки мазута оказывает плечо доставки данного вида топлива.
В отдельных случаях плечо доставки варьируется от 0,01 км (Республика Татарстан) до 6 643 км (Приморский край).
При этом транспортная составляющая на единицу закупки мазута в отдельных субъектах Российской Федерации может составлять более 50% от совокупной цены.
Так, например, транспортная составляющая хозяйствующего субъекта в Хабаровском крае в 2016 году составила 4 807,4 руб./т, тогда как совокупная цена с учетом транспортной составляющей сложилась в размере – 8 952,9 руб./т.
Кроме того, по результатам анализа указанной информации было выявлено, что цены на мазут, включенные в тарифы на тепловую энергию, утвержденные на 2016 год и цены на мазут, с учетом закупочной деятельности регулируемых организаций в течение 2016 года, в ряде случаев значительно выше средних сложившихся цен в субъекте Российской Федерации, а также выше среднебиржевых цен закупки мазута на Санкт-Петербургской Товарно-Сырьевой Бирже.
Также было выявлено, что по самым низким (ниже чем на бирже СПБМТСБ) закупают крупные производители тепловой энергии напрямую у производителей продукции, при этом, в случае осуществления закупочной деятельности у организаций-перепродавцов, стоимость единицы закупки значительно возрастает.
В результате проведения анализа закупочной деятельности мазута было выявлено, что организация АО «ГУ ЖКХ», являющимся крупным поставщиком услуг, осуществляло закупки мазута по наиболее высоким ценам, по ценам значительно превышающим среднебиржевые. В целях пресечения указанной деятельности ФАС России предупредила письмом организацию о недопущении проведения закупочной деятельности мазута по ценам, значительно превышающим среднюю цену в регионах и на бирже. Также указанному обществу было рекомендовано провести анализ своей закупочной деятельности, приняв меры по оптимизации расходов на топливо при производстве тепловой энергии, включенных в тариф, и доложить о результатах в ФАС России.
Более того, для целей оптимизации расходов на топливо при производстве тепловой энергии, ФАС России было подготовлено информационное письмо в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) о комплексном и оптимизированном подходе включения затрат на мазут при принятии решений об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 год, в том числе на недопустимость включения в состав тарифов на тепловую энергию цен на мазут, значительно превышающим среднюю цену в регионах и на бирже (письмо ФАС России исх. № ИА/84246/16 от 06.12.2016).
Таким образом, ФАС России и в дальнейшем будет продолжать работу по мониторингу информации о проведении закупочной деятельности организаций и контролю за включением в состав расходов регулируемых организаций затрат на мазут.