Рынки электрической энергии и мощности.
Повышению эффективности долгосрочного тарифного регулирования будет способствовать совершенствование модели оптового и розничного рынка электроэнергии, направленного на развитие конкуренции и создание равных условий для субъектов электроэнергетики.
Наибольшие результаты в части внедрения конкурентных механизмов были достигнуты на оптовом рынке, в частности, на рынке на сутки вперед. На базе созданной инфраструктуры (торговой платформы), представленной Ассоциацией «НП «Совет рынка» и его дочерних обществ (ОАО «АТС» и ОАО «ЦФР»), сформована площадка для конкуренции поставщиков и потребителей электроэнергетического рынка.
Однако, даже на рынке на сутки вперед есть необходимость его дальнейшего совершенствования и создания единых правил для участников. Так, например, гарантирующие поставщики, за которыми закреплены региональные розничные рынки, имеют преимущества перед другими энергосбытовыми организациями, в т.ч. за счет выгод от сальдирования отклонения и получения выгод от коммерческой балансировки. Внедрение механизма «единой группы точек поставки» смогло бы решить данную проблему.
Следует отметить положительные результаты, достигнутые на рынке мощности, выраженные в проведении долгосрочных отборов мощности на четыре года вперед, а также в наличии механизмов снижения цен на мощность в случае наличия избытка резервной мощности, экономически стимулирующих к выводу неэффективных генерирующих объектов.
Вместе с тем на рынке устойчиво сохраняется доля регулируемых «вынужденных» генерирующих объектов, которые, как правило, характеризуются более высокой ценой на мощность и (или) высокими значениями удельных затрат на выработку электроэнергии. В некоторых случаях «вынужденный» статус генерирующего объекта обусловлен тем, что модель рынка электроэнергии сконструирована без учета особенностей деятельности ТЭЦ, вырабатывающих и электрическую и тепловую энергию (когенерация). В результате по действующим правилам ТЭЦ, которые в оптимальных условиях, скорее всего, должны иметь лучшие показатели, на деле оказываются неэффективными. Данная проблематика требует решения как на федеральном, так и региональном уровне, при этом должны решаться проблемы перекрестного субсидирования и привлечения инвестиций для модернизации и строительства соответствующих генерирующих объектов или сетевых активов.
ФАС России подготовлены изменения в нормативные правовые акты в части установления стандартизированных ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. После принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации ФАС России будет утверждена методика по определению единых стандартизированных тарифных ставок методом сравнения аналогов на территории одного субъекта Российской Федерации.
Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, который предусматривает уточнение учета исполнения инвестиционных программ сетевых организаций, регулирование тарифов которых осуществляется методом доходности инвестированного капитала.
Во исполнение подпункта «в» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания Президента Российской Федерации 16.03.2016 принят Федеральный закон от 28.12.2016 № 508-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», целью которого является внедрение механизма поэтапного снижения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, до базового (среднероссийского) уровня.
Сфера газоснабжения
При принятии решений по вопросам тарифного регулирования в сфере газа применяются действующие нормативно-методические документы, учитываются принципы новой тарифной политики ФАС России.
Так, в рамках состоявшихся в 2016 году семинаров с участием представителей территориальных органов ФАС России и руководителей органов власти субъектов Российской Федерации в сфере тарифообразования, были приняты следующие решения в определении подходов при утверждении тарифов (цен):
– использование метода «сопоставимых рынков», учитывающего экономическую конъюнктуру при регулировании цен (тарифов);
– формирование индикатора цен на открытых торгах и биржах, являющегося ориентиром при утверждении тарифа;
– повышение эффективности субъектов естественных монополий - оптимизация эксплуатационных, инвестиционных затрат, финансово-хозяйственной деятельности;
– учет обоснованных тарифных решений, в том числе долгосрочных тарифов, при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации;
– введение рыночного ценообразования на конкурентных рынках;
– подготовка мероприятий по реализации второго этапа ценообразования в сфере газовых рынков, оптовых цен на газ с учетом биржевых котировок и индексов внебиржевых цен, а также установление единых тарифов на транспортировку газа.
Действующей редакцией «Положения об определении формулы цены газа» (далее – Положение о формуле цены газа), утвержденного приказом ФСТ России от 9 июля 2014 г. № 1142-э, расчет оптовых цен на газ по формуле на очередной период регулирования ведется от экспортного «нэтбэка» (цены реализации за минусом таможенной пошлины и транспортных расходов, связанных с поставкой газа в зарубежные страны), который, в свою очередь, ведется от уровня котировок мазута (M) и газойля (G) по данным Platts на европейском рынке по средним значениям за 9-ти месячный период.
В связи с краткосрочным снижением котировок нефтепродуктов на европейском рынке за период, который должен быть принят для расчета показателей формулы цены, во втором полугодии 2016 года отсутствуют предпосылки для пересмотра оптовых цен в рамках параметров Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год.
Осуществляется поэтапный переход к применению рыночных принципов ценообразования на газ за счет расширения нерегулируемого сегмента рынка и формирования рыночных цен на газ, учитывающих окупаемость его добычи и транспортировки, потребительские свойства, спрос и предложение, а также необходимые инвестиции для развития газовой промышленности.
Следует отметить, что Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее – Основные положения) установлен переходный период (2011 – 2017 гг.) для подготовки к переходу от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам.
В рамках переходного периода равные условия для всех участников рынка (как для ПАО «Газпром», так и для независимых производителей) в части предоставления транспортных услуг достигаются путем реализации газа на организованных торгах (на бирже газа), где транспортная составляющая определяется по регулируемым тарифам.
В Тюмени 27.07.2016 между ФАС России, правительством Ханты-Мансийского автономного округа и правительством Тюменской области заключен Меморандум о сотрудничестве по созданию пилотного проекта ценовой зоны. Целью данного Меморандума является подготовка к переходу от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа на территории Российской Федерации.
В рамках пилотного проекта будет создана независимая ценовая зона с принципиально новыми механизмами ценообразования, в которой планируется максимально снизить функции ценового регулятора и приблизить систему ценообразования к рыночной. Этот проект подразумевает переход от государственного регулирования оптовых цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа в Российской Федерации. При этом для формирования оптовой цены на природный газ в рамках пилотного проекта будут использоваться биржевые и внебиржевые индикаторы цен на природный газ в соответствующих регионах, а также принцип нетбэка. При этом предполагается сохранение государственного регулирования цен на газ для населения.
ФАС России, правительством Ханты-Мансийского автономного округа, правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и правительством Тюменской области утверждены планы деятельности по реализации проекта ценовой зоны, а также созданы рабочие группы, в состав которых вошли представители органов власти и бизнес структур.
В данном проекте будут принимать участие ФАС России, представители правительств соответствующих субъектов Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и крупнейшие представители бизнеса, такие, как ПАО «Газпром», ПАО «НК «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Сургутнефегаз», ПАО «ОГК-2», ОАО «Э.ОН России», ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» и другие.
Регулярный контроль исполнения мероприятий в рамках пилотного проекта и их влияние на уровень и динамику цен по всем категориям потребителей будет осуществляться непосредственно ФАС России и высшими органами власти субъектов Российской Федерации.
Регулярный контроль исполнения мероприятий в рамках пилотного проекта и анализ их влияния на уровень и динамику цен по всем категориям потребителей будет осуществляться непосредственно ФАС России и высшими органами власти субъектов Российской Федерации.
Совещание рабочих групп по вопросам исполнения плана мероприятий по реализации пилотного проекта в Ханты-Мансийском автономном округе и Тюменской области состоялось 13.12.2016 в ФАС России. По результатам совещания приняты следующие решения:
ПАО «Газпром» рассмотреть возможность перехода в январе 2017 года на промышленную эксплуатацию системы ЕИТП, предусматривающую возможность формирования ежесуточного баланса газа;
ФАС России подготовить проект изменений в Правила поставки газа на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, в части установления механизма суточного учёта газа.
Датой начала реализации пилотного проекта решено определить март 2017 года, базовыми принципами пилотного проекта считать реализацию перечисленного ниже комплекса мероприятий, направленных на обеспечение перехода от регулируемых оптовых цен на газ к принципу свободного рыночного ценообразования:
- сохранение приоритета доступа к ГТС ПАО «Газпром» для: организаций, которые реализуют и приобретают природный газ на биржевых торгах; поставщиков газа для коммунальных и бытовых нужд населения; поставщиков для транспортировки отбензиненного сухого газа, получаемого в результате переработки нефтяного (попутного) газа; долгосрочных договоров.
- обеспечение исполнения договорных обязательств, имеющихся до реализации эксперимента;
- закупки новых объёмов газа по свободным ценам;
- формирование и использование рыночных ценовых индикаторов: биржевого рынка (при ликвидности продаж не менее 3 млрд.кубометров в месяц, с учётом газа, реализуемого в рамках механизма балансировки); внебиржевого рынка; индексов цен сопоставимых зарубежных рынков;
- развитие механизмов коммерческой балансировки газа;
- установление регулируемых цен на газ на основании ежемесячного мониторинга сопоставимых цен зарубежных рынков с учётом мер защиты внутреннего рынка (пошлина и понижающий коэффициент);
- стимулирование присоединения новых потребителей на основе опыта Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа.
В 2016 году ФАС России проведена работа по внесению изменений в методику расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, а также в Основные положения.
В рамках исполнения протокола Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 4 июня 2014 г. создана Рабочая группа по вопросам организованной торговли природным газом, в рамках деятельности которой в апреле 2016 года был утвержден очередной План мероприятий на 2016-2018 гг., направленный на развитие биржевой торговли природным газом. В результате, первые биржевые торги газом на АО «СПбМТСБ» состоялись 24 октября 2014 года. На первых биржевых торгах было реализовано 8,5 млн кубометров газа на общую сумму 22,4 млн рублей с балансового пункта «Надым» (средняя дневная цена составила 2634 рублей) и 12,5 млн. кубометров газа на общую сумму 32,9 млн рублей с балансового пункта «Вынгапуровская» (средняя дневная цена составила 2629 рублей). Торги проводились с поставкой «на следующий месяц». 26 октября 2015 г. были запущены первые суточные торги природным газом, в которых приняли участие ПАО «Газпром» и ПАО «НК «Роснефть». В течение 2015 года объем биржевых торгов рос и в октябре 2015 года составил 1635 миллионов метров кубических. Всего в 2015 году было реализовано 7559 миллионов метров кубических.
По состоянию на конец декабря 2016 года общий объем проданного на биржевых торгах газа достиг отметки 25 млрд кубометров газа, а количество заключенных договоров - 7 278 единиц (за весь период торгов).
Общий объем проданного газа на биржевых торгах с поставкой «на следующий месяц» составил 23,2 млрд кубометров (за весь период торгов), а количество покупателей увеличилось с 16 (максимальное значение в декабре 2014 года) до 70 (максимальное значение в октябре 2016 года). Общий объем проданного газа на биржевых торгах с поставкой «на сутки» составил 1,7 млрд кубических метров (за весь период торгов).
27 октября 2016 года на АО «СПбМТСБ» состоялись первые торги со сроком поставки «на нерабочий день n». Общий объем проданного природного газа со сроком поставки «на нерабочий день n» составил 0,2 млрд кубометров (за весь период торгов).
Ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2015 г. № 764 были утверждены изменения в Положение о предоставлении информация о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее - Постановление № 764), в части включения природного газа в перечень товаров, информации о внебиржевых договорах в отношении которых предоставляется для регистрации на биржу. Постановлением № 764 предусмотрена регистрация сделок с природным газом, реализованным на внутреннем рынке Российской Федерации, по нерегулируемым государством ценам при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя свыше 1 млрд. куб. м. за предшествующий год, при условии, что объем сделки составляет не менее 10 млн. куб. м.
Планируется использовать ценовые индикаторы сопоставимых зарубежных рынков (NetBack), формируемые на основе наиболее крупных по объему торгов и наиболее ликвидных газовых спотовых центров на европейских и североамериканских рынках (NBP в Великобритании, TTF в Нидерландах, NCG в Германии, HenryHub в США).
Ценовой арбитраж между тремя перечисленными индексами сформирует индекс рыночной цены внутреннего рынка России, который позволит ориентировать цены на газ на рыночный уровень.
Совместно с участниками рынка природного газа и членами Биржевого комитета 24 июня 2016 г. утвержден (от ФАС России - А.Н. Голомолзин, от ФНС России - Д.В. Егоров, от Банка России - С.А.Швецов) План мероприятий по развитию организованной торговли газом на 2016-2017 годы (далее – План).
План включает в себя комплексные меры по развитию сегмента организованных торгов природным газом:
подготовку мероприятий, направленных на обеспечение в перспективе перехода к коммерческой балансировке объемов газа в ГТС ПАО «Газпром»;
осуществление мероприятий по привлечению на торги ресурсов независимых производителей, в том числе реализуемых в настоящее время на входе в ГТС ведущим поставщикам газа в Российской Федерации, а также мероприятий по достижению к декабрю 2016 года целевого показателя реализации на биржевых торгах природного газа в объеме 3 млрд. куб. м. в месяц при равномерном ежемесячном росте объемов продаж;
применение разработанной методики расчета и сравнения индексов цен на газ в России по биржевым и внебиржевым договорам;
разработку предложений по организации торговли на бирже и регистрации на бирже внебиржевых договоров по поставке природного газа на экспорт;
устранение разницы между тарифами по транспортировке газа по договорам, предполагающим передачу газа на балансовом пункте, по сравнению с прямыми договорами (передача газа на ГРС или на точке входа в ГТС);
принятие новых стандартов определения и раскрытия информации о свободных мощностях ГТС, в том числе для биржевой торговли, а также порядка расчета и согласования объёмов реализации газа на биржевых торгах, в том числе с поставкой «на сутки»;
совершенствование механизмов деятельности Организатора транспортировки, РГК и ГРО при организации учета и транспортировки газа по биржевым договорам поставки газа, создание оператора товарных поставок на базе организатора транспортировки биржевого газа;
формализацию деятельности Организатора транспортировки в соответствии с действующими нормативными актами в сфере организованной торговли;
принятие совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на региональном товарном рынке;
осуществление мер по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования рынка газа, в том числе:
1) разработку предложений по совершенствованию системы тарификации услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам;
2) рассмотрение предложений по совершенствованию системы тарификации услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам и внесению изменений в методику по расчету тарифов на транспортировку газа;
3) рассмотрение вопроса о совершенствовании нормативных правовых актов, отражающих требования к оператору товарных поставок в системе биржевой торговли газом;
4) подготовку изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации с целью приведения их в соответствие с механизмами организованной торговли газом и коммерческой балансировки газа.
Во исполнение пункта 2 плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2015 г. № 1831-р, ФАС России в 2016 году разработаны изменения в Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (в части установления стандартизированных тарифных ставок в зависимости от расстояния прокладки газопроводов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 17 мая 2016 г. № 432.