Худшие практики регулируемых организаций и регулирующих органов
1. При установлении платы за технологическое присоединение к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети для потребителей были исключены следующие необоснованные затраты, представленные регулируемыми организациями в рамках тарифных заявок:
– расходы на вынос воздушных линий, которые не предусмотрены техническими условиями;
– затраты на покрытие страховых рисков;
– авторский надзор;
– командировочные расходы и др.
2. ФАС России в результате отмены тарифных решений об установлении сбытовых надбавок исключены:
– резерв по сомнительным долгам за прошлые периоды регулирования;
– амортизация;
– аутсорсинг;
– дивиденды;
– расходы на обслуживание кредитов при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности) и др.
При установлении тарифов на передачу электрической энергии были исключены следующие необоснованные затраты:
– расходы на покупку электрической энергии на оплату технологических потерь электроэнергии;
– работы по расчистке и рубке лесных насаждений на воздушных линиях;
– расходы, не учитываемые в целях налогообложения, в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет.
3. В сфере теплоснабжения:
–превышение величины установленных тарифов в первом полугодии 2016 года над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии 2015 года;
– утверждение органами регулирования тарифов позднее установленного законодательством срока;
–неопубликование (опубликование с нарушением срока) тарифных решений;
–придание обратной силы тарифным решениям.
Приказами ФАС России было предписано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, Главному управлению «Региональной энергетической комиссии» Рязанской области) отменить 15 нормативных правовых актов, касающихся превышения установленных ФАС России уровней тарифов на тепловую энергию, а также занижение предельных уровней.
Кроме того, принят приказ ФАС России от 07.12.2016 № 1728/16, направленный на устранение нарушений действующего законодательства в сфере теплоснабжения Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
4. В сфере водоснабжения и водоотведения:
–превышение величины установленных тарифов в первом полугодии 2016 года над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии 2015 года;
–не опубликование (опубликование с нарушением срока) тарифных решений;
–отсутствие в тарифных решениях реквизитов утвержденных производственных программ;
–придание обратной силы тарифным решениям.
5. В результате проведения ФАС России в 2016 году внеплановой выездной проверки в отношении Службы Республики Коми по тарифам (реорганизована в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) было выявлено, что при расчете тарифов на регулируемые виды деятельности в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций Службой Республики Коми по тарифам были необоснованно и незаконно включены расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в форме отчислений в фонд энергосбережения.
ФАС России установлено, что включение в состав необходимой валовой выручки при расчете тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики расходов на отчисления в фонд энергосбережения не предусмотрено действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения.
Федеральные законы «Об электроэнергетике» и «О теплоснабжении», а также Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, не содержат положений, предусматривающих включение в состав затрат регулируемых организаций, при расчете тарифов, средств на реализацию мероприятий энергосбережения, не проводимых самими регулируемыми организациями.
Утвержденный Службой Республики Коми по тарифам порядок перечисления на специальный счет энергосбережения отчислений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и учет этих расходов в регулируемых тарифах, неправомерен.
В нарушение положений действующего законодательства при установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики в состав необходимой валовой выручки регулируемых организаций Службой Республики Коми по тарифам были необоснованно включены средства (отчисления) на реализацию мероприятий по энергосбережению, не являющихся программой энергоэффективности регулируемых организаций.
К обязательным платежам либо иным расходам, подлежащих учету при установлении тарифов в сферах электроэнергетики и теплоснабжения, такие отчисления не относятся.
Положения федерального законодательства не предусматривают иного механизма финансирования мероприятий по энергосбережению за счет ранее сформированных внебюджетных средств, кроме как посредством их включения в качестве мероприятий в программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности регулируемых организаций.
В настоящее время в действующем законодательстве в области государственного регулирования цен (тарифов) предусмотрена свободная форма подачи предложения об установлении цен (тарифов). Указанное предложение, должно состоять из заявления и необходимых материалов, при этом таких либо ограничений по предоставлению материалов, не установлено. Организация вправе включить любые материалы в состав своей заявки на установление тарифа, которые считает необходимым рассмотреть органу регулирования.
Одновременно, по результатам состоявшегося 3 марта 2017 года заседания Методического совета по тарифному регулированию, ФАС России осуществляет подготовку проекта акта Правительства РФ, направленного в том числе на гармонизацию перечня материалов и документов, обязанность по предоставлению которого установлена актами Правительства РФ для регулируемых организаций в рамках очередного тарифного регулирования на плановые периоды.