Нение предусмотренных законом мер принуждения за пра-вОнарушения.
Полномочные государственные органы и их должностные лица могут и обязаны применять также и принудительные меры для задержания нарушителя и установления (расследования) обстоятельств правонарушения. Однако эти меры могут осуществляться только в рамках закона и не в качестве "наказания", а для обеспечения правосудия.
На практике, в повседневной жизни в подавляющем большинстве случаев нормы права соблюдаются гражданами и организациями добровольно или в соответствии с указаниями, напоминаниями государственных органов или заинтересованных лиц и организаций (например, об уплате долга, о выполнении трудовых обязанностей). Однако нередко возникают споры, которые необходимо разрешать, либо неисполнение обязанностей, нарушение прав других лиц и т. и. Тогда необходимо применение принуждения или иного властного решения. Поэтому возможность применения принуждения, предусмотренного законом, существует как постоянное предупреждение нарушителю и защита прав потенциального потерпевшего.Наличие такой возможности и есть главное, что отличает нормы права от всех других социальных норм.
Наряду с этим главными особенностями норм права есть и производные от них.
3. Правовые нормы отличаются от иных видов социальных норм также признаком формальной определенности.Будучи государственным установлением, нормы права вырабатываются на основе обобщения тех или иных "казусов", т. е. конкретных случаев, подлежащих регулированию. В отличие от этого нормы морали выражают оценку тех или иных общих принципов поведения; нормы обычая — главным образом те или иные Устоявшиеся традиционные формы общения, запреты или доз-воления, обряды и т. и., применение которых имеет очень Широкий диапазон.
Правовые нормы более определенны: они должны сформулировать права на конкретные виды дозволенных действий Или на те или иные объекты (имущество, авторство произведения), а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.
Ярким примером формальной определенности могут служить статьи особенной части уголовного кодекса, которые предусматривают составы конкретных преступлений и виды Оказаний. Они должны применяться буквально, в точном со-
Раздел V. Позитивное право: система и категори
ответствии сзаконом и только по приговору суда (ст. 38, 43 60 УК РФ).
Формальная определенность права ясно выражена в де, тальных процедурах, особенно связанных с судебной деятельностью и привлечением нарушителей к уголовной и административной ответственности (уголовно-процессуальный, гражданский процессуальный и другие процессуальные кодексы и законы). Именно формальный характер судебных процедур позволяет установить все обстоятельства дела, закрепить их в ясной форме и вынести справедливый приговор или решение.
Формальная определенность гражданского и семейного права далеко не столь детализирована. Однако здесь она выражена при установлении обязательных условий договора, регистрации различных действий, определении порядка наследования и ряда других действий. Но и менее формальные нормы о праве собственности, о сделках, обязательствах содержат четкие общие и специальные условия гражданских, трудовых и других правоотношений.
4. Формальная определенность права требует его письменной, документальной формы.Такая форма дает всем исполнителям норм права ясное и точное представление о содержании, пределах действия норм и другие необходимые сведения о праве.
Такие сведения можно получить только при опубликовании правовых актов или их "оглашении" публичными средствами. Поэтому формальное, письменное закрепление норм неразрывно связано с публичностью права, его доступностью всем и каждому.
В итоге можно прийти к следующему определению понятия нормы права: правовая норма — это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, как правило в письменной форме, и охраняемое органами государства путем контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.
Из приведенного определения вытекают и признаки отличия норм права от иных юридических предписаний.
Всякое правило поведения носит общий характер- Это относится ко всем социальным нормам, в том числе и к правовым. Общий характер правовых норм придает праву характер нормативного явления.
В чем же состоят признаки, отличающие нормы от юридических предписаний?
2. Нормы права
1. Будучи общими нормативными предписаниями, нормы права относятся не к отдельному случаю, отношению или лицу, а к тому или иному виду действий, отношений и лиц,которые в них участвуют. Например, общие нормы о купле-про-даже относятся к любому продавцу и покупателю и к любому случаю осуществления этого договора; нормы о собственности — к любому, кто вправе владеть, пользоваться или распоряжаться вещью; правила дорожного движения — ко всем зодителям транспорта и пешеходам, органам и должностным лицам; нормы семейного кодекса — ко всем супругам, детям и другим членам семьи и родственникам и т. и.
2. Норма права как общее предписание может осуществляться неоднократно, т. е. всякий раз, когда налицо условиядля ее осуществления.
3. Наконец, норма права не прекращает своего действияее исполнением в каждом отдельном случае,даже если этих случаев бесчисленное множество.
Названными признаками нормы права отличаются от индивидуальных, хотя бы и повторяющихся и длящихся предписаний органов государства. Например, назначение гражданина Петрова А. К. на должность начальника отдела милиции, привлечение водителя Иванова Г. С. к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, регистрация постановки гражданина Михайлова С. В. на учет по месту жительства в г. Москве, регистрация торговой фирмы "Панда" в качестве юридического лица — все эти решения и действия государственных органов не являются нормами права. Они лишь направлены на применение уже действующих норм к отдельным лицам и обстоятельствам.Все эти действия индивидуально определенны, так как относятся к конкретным лицам, осуществляются однократно и исчерпываются исполнением взыскания или фактом регистрации или учета.
Есть, правда, некоторые персональные предписания, которые носят постоянный характер (выплата назначенной Пенсии, право ношения наград, присвоение почетных званий). Однако их ненормативность определяется персональной определенностью.
Индивидуальные правовые предписания органов государева и местного самоуправления необходимы для осуществления функций исполнительной и судебной власти, местного самоуправления. Однако с их помощью не выполняется функция Законодательная и правотворческая: такие предписания не с°3дают права, главное назначение которого состоит в установлении единого порядка отношенийв обществе и государ-
Раздел V. Позитивное право: система и категор
стве. И только общие, неоднократно применяемые нормы права способны упорядочить те постоянно повторяющиеся много, образныеакты поведения (производства и обмена, труда, обучения, оказания медицинской помощи, семейной жизни и повседневного быта и т. д.), которые составляют содержание жизнедеятельности общества и каждого человека.