Обеспечение национальной безопасности России
В 1992 году впервые в истории нашей страны был принят Федеральный Закон «О безопасности». В соответствии с этим законом «безопасность» рассматривается как состояние жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Под обеспечением национальной безопасности понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов. Эта деятельность определяется проводимой политикой государства по обеспечению безопасности России.
Обеспечение национальной безопасности – это деятельность не только государства, но и всего общества, а также каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов и их практическую реализацию.
Политика в этой области – это деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны, а также в выработке форм, методов и способов достижения этих целей. Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимной ответственностью и тесным взаимодействием с международными системами коллективной безопасности.
Основные направления политики национальной безопасности определяются жизненно-важными интересами, для чего государством разрабатываются соответствующие целевые программы, в рамках которых определяются и решаются задачи обеспечения безопасности.
Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются:
· объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах;
· определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной, духовной сферах и др. сферах;
· организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;
· поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.
Главная цель обеспечения национальной безопасности – это защищенность жизненно-важных интересов, всех объектов экономического, политического, военно-стратегического, международного положения страны для развития в стране личности, общества и государства и чтобы была исключена опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права и подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы.
Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
· подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
· совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления;
· формирование гармоничных межнациональных отношений;
· обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;
· укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;
· обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.
Особое значение в обеспечении национальной безопасности России имеет организованная система подготовки и принятия упреждающих решений по защите национальных интересов страны.
В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безопасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.
На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.
Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений. Развитие отношений двухстороннего и многостороннего сотрудничества с государствами СНГ является для России приоритетным направлением внешней политики. Будет развиваться потенциал интеграции в рамках самого содружества независимых государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества.
Россия будет наращивать взаимодействие в многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия, Китай), БРИГ (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а также использовать возможности других международных институтов.