Важным направлением деятельности ФАС России является сотрудничество по линии СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Традиционно основной площадкой для взаимодействия ФАС России с антимонопольными органами государств-участников СНГ являлся Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП).
В отчетном периоде состоялось два заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике МСАП ((14-15 апреля 2016 года в г. Ереван (Республика Армения) и (27 сентября 2016 года в Московская область (Российская Федерация)), в ходе которых были рассмотрены вопросы о развитии конкурентной политики в Республике Армения на современном этапе, о внедрении в государства-участниках СНГ Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров, о роли информационных технологий в конкуренции: онлайн сервис заказа такси, об опыте ФАС России в сфере антимонопольного регулирования IT-рынков, а также о заключении Меморандума о сотрудничестве между МСАП и Региональным содружеством в области связи.
В ходе заседания МСАП в г. Ереване был рассмотрен подготовленный ФАС России Доклад «Развитие конкурентной политики и роль антимонопольных органов государств-участников СНГ в решении социально-экономических задач (опыт Российской Федерации)».
В Докладе описываются ключевые шаги Правительства Российской Федерации, предпринятые в последние годы в целях повышения эффективности реализуемой конкурентной политики. Речь идет о совершенствовании конкурентного законодательства и практики его применения, об институциональных преобразованиях антимонопольного органа, о реализации комплекса мер, направленных на проконкурентное развитие целых секторов экономики.
Также в Докладе описывается практическая деятельность ФАС России в сферах антимонопольного и тарифного регулирования, контроля за соблюдением законодательства о закупках (государственные, закупки госкомпаний и естественных монополий, закупки в сфере государственного оборонного заказа), контроля за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, контроля за рекламой, по адвокатированию конкуренции и международному сотрудничеству.
Данный Доклад вызвал значительный интерес у антимонопольных органов государств-участников СНГ, в связи с чем было принято решение о его направлении в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке. В последствии данный доклад был рассмотрен на заседании Комиссии по экономическом вопросам при Экономическом совете СНГ и заседании Экономического совета СНГ, где получил положительную оценку.
Кроме того, в ходе заседания МСАП в г. Ереване состоялось важное событие - выборы Председателя Совета в связи с истечением срока полномочий на данном посту руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева.
Единогласно на пост Председателя МСАП был избран Председатель Государственной комиссии по защите экономической конкуренции Республики Армения А.Г. Шабоян, который на протяжении многих лет возглавляет Антимонопольный орган Республики Армения, является членом МСАП, активно участвует в его работе.
По линии ЕАЭС в отчетном периоде ФАС России во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и антимонопольными органами государств-членов ЕАЭС участвовала в работе по совершенствованию нормативных правовых актов ЕЭК, обеспечивающих реализацию ею полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции. Изменения были связаны с необходимостью приведения указанных актов в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС).
Проводилась работа по изменению следующих документов:
– Методика оценки состояния конкуренции, утвержденная решением Совета ЕЭК от 30 января 2013 г. № 7;
– Методика определения монопольно высоких и монопольно низких цен, утвержденная Решением Совета ЕЭК от 17 декабря 2012 г. № 117;
– Порядок подачи в Евразийскую экономическую комиссию обращений государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства по фактам ведения государственного ценового регулирования и их рассмотрения Евразийской экономической комиссии, утвержденный решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2012 № 210;
– Порядок взаимодействия (в том числе информационного) Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза, утвержденный решением Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 г. № 96;
– Методика расчета и порядок наложения штрафов, утвержденная решением Совета ЕЭК от 17 декабря 2012 г. № 118.
Также в течение отчетного периода антимонопольными органами государств – членов ЕАЭС совместно с ЕЭК была завершена работа по подготовке:
– проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции от 12 ноября 2014 года (далее – Соглашение) в части приведения его в соответствие с Договором о ЕАЭС;
– проекта Протокола о присоединении Республики Армения к указанному Соглашению;
– изменений в Критерии отнесения рынка к трансграничному, утвержденных решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29.
Кроме того, ФАС России принимала активное участие в подготовке проекта позиции Российской Федерации по проекту Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2016, предусматривающему положения о наделении Евразийского межправительственного совета полномочиями по установлению в отношении отдельных видов товаров исключений из применения принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, которое позволит урегулировать вопросы параллельного импорта по приоритетной номенклатуре товаров, что в свою очередь будет способствовать развитию конкуренции и ценовой стабилизации, в том числе на фармацевтическом рынке.
Продолжалось развитие сотрудничества ФАС России с антимонопольными органами СНГ и ЕАЭС в двустороннем формате. В феврале 2016 года в г. Астане представители ФАС России провели ряд семинаров для представителей антимонопольного органа Республики Казахстан по вопросам выявления и расследования картелей, проведения анализа товарных рынков (топливно-энергетического, финансового, транспорта и связи), осуществления антимонопольного контроля за экономической концентрацией.
В июле и декабре 2016 года в ФАС России состоялись встречи с делегацией из Республики Беларусь во главе с Министром антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ). Участники обсудили вопросы конкурентной и тарифной политики, представляющие взаимный интерес, вопросы обмена опытом между ведомствами, в том числе путем организации совместных семинаров, конференций, а также повышения квалификации экспертов на площадке ФАС России и Учебно-методического центра в г. Казани. Результатом июньской встречи стала договоренность о подготовке меморандума о сотрудничестве между ФАС России и МАРТ, который в последующем был подписан в сентябре 2016 года в рамках Международного мероприятия «Неделя конкуренции в России».
В развитие прошедших встреч руководства ФАС России и МАРТ, а также в рамках реализации указанного меморандума в ноябре 2016 года в г. Минске ФАС России для сотрудников МАРТ организовала серию семинаров по вопросам развития конкуренции на агропродовольственных рынках, рынках нефти и нефтепродуктов, лекарств, а также по вопросам международного сотрудничества.
Кроме того, в рамках реализации меморандума в конце 2016 года ФАС России приступила к разработке проекта международного российско-белорусского договора нового уровня.
Получило дальнейшее развитиедвустороннее сотрудничество с антимонопольными ведомствами стран дальнего зарубежья.
В развитие имеющегося у ФАС России двустороннего «договорного портфеля» были подписаны следующие документы:
Совместное заявление Федеральной антимонопольной службы (Российская Федерация) и Государственного торгово-промышленного административного управления КНР (Китайская Народная Республика) приуроченное к 20-й годовщине со дня подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики (г. Санкт-Петербург, 19.05.2016);
Протокол 16-ой Консультационной встречи по конкурентной политике между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея (Сеул, 08.09.2016);
Меморандум о взаимопонимании в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (г. Москва, 27.09.2016);
Программа сотрудничества между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Административным советом по экономической безопасности Правительства Федеративной Республики Бразилии на 2016-2017 гг. (г. Москва, 27.09.2016);
Декларация о развитии сотрудничества в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Австрийским Федеральным Конкурентным Ведомством (г. Москва, 27.09.2016);
Декларация о развитии сотрудничества в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Конкурентным Ведомством Итальянской Республики (г. Москва, 27.09.2016);
Меморандум о взаимопонимании в области конкурентной политики между Федеральной Антимонопольной Службой (Российская Федерация) и Комиссией по защите конкуренции Республики Македонии (г. Москва, 28.09.2016);
Меморандум о взаимопонимании в области конкурентной политики между Федеральной антимонопольной службой (Российская Федерация) и Комиссией по конкуренции Южно-Африканской Республики (г. Кейптаун, 17.10.2016).
Кроме того, в рамках расширения международной договорной базы ФАС России была достигнута договоренность о подписании в 2017 году Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в антимонопольной сфере между Государственным комитетом по развитию и реформам Китайской Народной Республики и Федеральной антимонопольной службой.
Продолжало развиваться сотрудничество ФАС России с зарубежными конкурентными ведомствами в рамках реализации ранее заключенных двусторонних документов. Формами реализации такого сотрудничества являлись обмен информацией, проведение консультаций в рамках правоприменительной деятельности, традиционно состоялся ряд встреч экспертов ФАС России в конкурентных ведомствах Болгарии, Венгрии, Литвы, Румынии, Сербии, Чехии.
В свою очередь представители ряда конкурентных ведомств таких стран как Австрия, Болгария, Индия, Казахстан, Кыргызстан, Чехия, а также ЕЭК приняли участие в ежегодно организуемой ФАС России стажировке на базе Учебно-методического центра ФАС России в г. Казани. Тема стажировки – «Соблюдение антимонопольного законодательства в сфере промышленности».
Целью проведения мероприятий такого формата является не только изучение опыта стран, проводящих стажировки в конкретных областях антимонопольного регулирования, но и адвокатирование конкуренции, обмен опытом между участниками в форме прямого диалога. Подобного рода мероприятия также способствуют установлению рабочих контактов между специалистами антимонопольных органов, обеспечивая при необходимости оперативное решение вопросов, возникающих в практической деятельности.
Важным мероприятием в рамках двустороннего сотрудничества стала встреча руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева с китайской делегацией в рамках Петербургского Международного юридического форума в мае 2016 года. Данное мероприятие было приурочено к 20-летию российско-китайского сотрудничества в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики, подписанного в Пекине 25 апреля 1996 года.
В ходе встречи участники обсудили широкий круг вопрос, представляющих взаимный интерес, в том числе о полномочиях и функциях антимонопольных органов России и Китая, практические вопросы антимонопольного регулирования, определив конкретные направления для развития дальнейшего сотрудничества.
В рамках развития двустороннего сотрудничества по вопросам тарифного регулирования в 2016 году состоялись встречи руководства ФАС России с руководством Управления по регулированию сетевых отраслей Словакии, а также с делегацией Венгерского мультисекторального тарифного регулятора.
Кроме того, был подготовлен и согласован проект Меморандума о взаимопонимании в области тарифного регулирования электронной связи и почтовых услуг между ФАС России и Агентством по регулированию электронной связи и почтовых услуг (Республика Сербия), подписание которого планируется в 2017 году.
Важным направлением деятельности ФАС России является антимонопольный надзор при осуществлении внешнеэкономической деятельности.В рамках данной работы ФАС России на регулярной основе осуществлялось участие представителей ведомства в заседаниях подкомитета по торговой политике и подкомитета по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам Консультативного комитета по торговле при Коллегии ЕЭК (далее - Подкомитет), подготовка материалов и участие в заседаниях подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции (далее - Подкомиссия), и ее рабочих органов, подготовка заключений по проектам нормативных правовых актов Российской Федерации и ЕЭК по вопросам таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
В рамках работы Подкомиссии и Подкомитета в 2016 году ФАС России было рассмотрено:
67 заявлений и обращений о корректировке ввозных и вывозных таможенных пошлин, охватывающих 52 товарные позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического (ТН ВЭД ЕАЭС);
71 заявление и обращение, касающиеся мер нетарифного регулирования и общих вопросов регулирования внешнеторговой деятельности, включая вопросы регулирования в рамках ЕАЭС;
2 заявления по вопросу введения мер защиты рынка ЕАЭС (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных), касающиеся представления в ЕЭК позиции ФАС России о последствиях воздействия таких мер на конкуренцию на российском рынке.
В 2016 году, по итогам рассмотрения вопросов, касающихся мер тарифного и нетарифного регулирования, на заседаниях Подкомиссии и Подкомитета, было принято 6 решений Коллегии ЕЭК и 22 постановления Правительства Российской Федерации. Все проекты указанных решений и постановлений прошли процедуру согласования с ФАС России. 1 проект решения Коллегии ЕЭК и 3 проекта постановлений Правительства Российской Федерации были поддержаны ФАС России.
Ряд поступивших в ФАС России обращений касался снижения действующего уровня ставок ввозных таможенных пошлин в отношении импортной продукции сырьевой направленности. При рассмотрении соответствующих заявлений анализировалась структура таких рынков, их обеспеченность, наличие ценовой конкуренции, эффективность отечественного производства, удельный вес пошлин в себестоимости готовой продукции, качество выпускаемой продукции и другие финансово-экономические показатели.
Так, например, ФАС России поддержала предложение ОАО «Русский алюминий» о продлении срока действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на фторид алюминия, который используется как компонент электролита при электролитическом производстве алюминия. На территории Российской Федерации и в целом ЕАЭС существует дефицит фтористого алюминия, который компенсируется импортными поставками. ОАО «Русский алюминий» инвестировал 60 млн. долларов в развитие производства алюминия в Череповце. С целью расширения доступа российских предприятий к дополнительным источникам фторида алюминия, ФАС России поддержала предложение о продлении действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на фторид алюминия. По мнению ФАС России, действие данной меры позитивно влияет на конкурентоспособность российских предприятий алюминиевой промышленности и стабилизацию ценовой ситуации.
При подготовке заключения ФАС России исходила из необходимости развития конкуренции на рынках, как Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза в целом, ценовой стабилизации и более полного удовлетворения существующих потребностей.
Позиция ФАС России по указанным мерам была поддержана Подкомиссией и ЕЭК.
ФАС России в процессе рассмотрения заявлений последовательно отстаивала позицию о недопущении необоснованного протекционизма при введении мер таможенно-тарифного регулирования.
В частности, при рассмотрении обращения ООО «Веломоторс» - российского производителя велосипедов, скутеров, мотоциклов, снегоходов и снегоболотоходов по вопросу выделения отдельных товарных подсубпозиций в ТН ВЭД ЕАЭС для комплектующих, используемых при производстве снегоходов и снегоболотоходов, и установления в отношении них нулевых ставок ввозных таможенных пошлин ФАС России пришла к выводу, что показатели рентабельности производства указанных товаров (95 % и 98 % соответственно), а также удельный вес пошлины в стоимости готовой продукции (1 % и 2 % соответственно), что не окажет существенного влияния на конкурентоспособность данных товаров.
По мнению ФАС России, снижение ставок ввозных таможенных пошлин на указанные комплектующие преждевременно.
Позиция ФАС России по данному вопросу была поддержана Подкомиссией.
Однако, необходимо отметить, что с мая 2016 года был введён мораторий на внесение изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и Единый Таможенный тариф ЕАЭС.
Мораторий действовал до 1 января 2017 года в связи с принятием обязательств по изменению Номенклатуры Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая является международной основой ТН ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС.
Учитывая обязательства Российской Федерация, взятые в рамках вступления в ВТО, связанные с невозможностью увеличения ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, немаловажным инструментом защиты внутреннего рынка становятся меры нетарифного регулирования.
В 2016 году ФАС России принимала активное участие в рассмотрении вопросов нетарифного регулирования, так как применение данных мер оказывают непосредственное влияние на конкуренцию на товарных рынках как Российской Федерации, так и ЕАЭС в целом.
При рассмотрении мер нетарифного регулирования особое внимание, в частности, было уделено рассмотрению вопроса повторного введения временного запрета на вывоз регенерируемых бумаги и картона (макулатуры) (код ТН ВЭД ЕАЭС 4707) из Российской Федерации. Данное заявление поступило от переработчиков вторсырья.
Кроме того, аналогичное заявление рассматривалось по запросу казахстанской стороны о введении на постоянной основе запрета на экспорт макулатуры с территории ЕАЭС.
ФАС России не поддержала указанные предложения о введении запрета на экспорт макулатуры, в связи с тем, что финансово-экономические показатели предприятий не свидетельствовали об ухудшении положения в отрасли. Так цены в Российской Федерации на макулатуру МС-5Б РЦ за май-июнь 2016 год не выросли, цены на тарный картон за тот же период находились на стабильном уровне, рентабельность тарного картона за период ноября 2015 года по июнь 2016 года находились на достаточно высоком уровне и существенно увеличились с 47 % до 69 % (в мае 2016 года рентабельность достигала 77%).
Данные таможенной статистики за апрель- июль 2016 года (после отмены запрета экспорта) по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (в отсутствие меры) не свидетельствовали о значительном физическом увеличении объёма экспорта (объем экспорта в апреле-июле 2016 года составил 598,6 т, а в аналогичный период 2015 года – 662,6 т).
Кроме того, было отмечено отсутствие фактов, доказывающих наличие критического недостатка макулатуры.
Таким образом, введение запрета на вывоз макулатуры могло поставить в неравные конкурентные условия сборщиков и переработчиков вторсырья, привести к снижению цен на макулатуру и снижению объёмов сбора макулатуры, и как следствие, ухудшению экологической ситуации на территории ЕАЭС.
На заседании Подкомиссии было признано нецелесообразным введение запрета на вывоз с территории ЕАЭС макулатуры и отходов, а также поддержано предложение ФАС России о проведении в течении 6 месяцев мониторинга ситуации с поставками макулатуры на внутренний рынок и на экспорт, а также ценовой ситуации.
Важным направлением работы ФАС России в 2016 году являлось продолжение осуществления мониторинга рынка метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Данная работа осуществлялась в рамках выполнения поручения Правительства Российской Федерации в целях принятия решения о корректировке ввозных и вывозных таможенных пошлин на указанный товар.
За весь период мониторинга (2013-2016 годы) произошло увеличение производственных мощностей МТБЭ на 2,7 %, при этом объём реализации указанной продукции на внутренний рынок вырос на 18,4 %, а объём производства для собственных нужд сократился на 16,7 %, доля импорта в объёме потребления снизилась с 3,3 % до 0,4 %, а доля экспорта в объёме производства сократилась с 21,7 % до 11,1 %.
Исходя из проведённого анализа ситуации на рынке МТБЭ следует, что потребности внутреннего рынка полностью удовлетворялись российскими производителями МТБЭ.
Увеличение спроса на МТБЭ в Российской Федерации и более привлекательные цены при поставках на внутренний рынок привели к переориентации поставок указанной продукции для российских потребителей. Следовательно, нулевой уровень действующей ставки вывозной таможенной пошлины на МТБЭ не оказывал негативного влияния на внутренний рынок указанного товара.
Полученные результаты мониторинга рынка МТБЭ за 2013-2016 годы свидетельствуют о стабилизации ситуации с производством и потреблением МТБЭ, а также прогнозируемость ценовой ситуации на данном рынке в рамках инфляционных процессов.
По результатам доклада Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу указанное поручение считается выполненным и снято с контроля.
Одним из заключений о последствиях воздействия защитных мер на конкуренцию, подготовленных ФАС России в 2016 году, является заключение по рынку ферросиликомарганца (ФСМ). По результатам проведенного анализа ФАС России выступила с позицией о нецелесообразности применения антидемпинговой меры в отношении ФСМ происходящего из Украины и ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС в размере 26,35 % сроком на 5 лет.
ФАС России разделяя озабоченности российских металлургов относительно возможного дефицита ФСМ, связанного с отсутствием собственной сырьевой базы, зависимостью от импортных поставок, в том числе из стран дальнего зарубежья (основные поставки в 2015 году из ЮАР и Бразилии), а также ухудшением условий конкуренции и возможным ростом цен на ФСМ на российском рынке в случае введения антидемпинговой пошлины, пришла к выводу, что, применение антидемпинговой меры, предлагаемой ЕЭК, может причинить ущерб российским потребителям ФСМ, в связи с тем, что они будут вынуждены нести дополнительные финансовые расходы при приобретении указанного товара.
Кроме того, ФАС России отмечала, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.2015 № 628 «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины» на ФСМ, происходящий из Украины, с 01 января 2016 года действует 5 % ставка ввозной таможенной пошлины, а дополнительное ведение антидемпинговой меры при ввозе указанного товара приведёт к уплате суммарной пошлины в размере 31,35 %.
Однако, Решением Евразийского межправительственного совета от 27.10.2016 № 9 указанная мера была введена.
Вместе с тем, определённым положительным результатом участия ФАС России в рассмотрении данного вопроса явилось решение о необходимости проведения мониторинга рынка ФСМ и установлении ценового коридора, в рамках которого возможны ценовые коррекции в допустимых размерах, а также в случае нарушения производителями зафиксированных показателей, пересмотр антидемпинговой меры.
В рамках выполнения обязательств Российской Федерации в ВТО в отчётном периоде ФАС России принимала активное участи в работе по выработке предложений по исполнению графика тарифных обязательств на 2016 год.
При подготовке данных предложений ФАС России исходила из понимания необходимости обеспечения стабильности и прогнозируемости ситуации на соответствующих товарных рынках и предотвращения чувствительного роста цен на социально значимые товары в условиях членства в ВТО. При этом исходили из принципа недопустимости установления ставок по обязательствам ВТО в случае, если они превышают действующий уровень ставок ЕТТ ЕАЭС. ФАС России настаивала на сохранении действующих ставок, при этом любые предложения по их увеличению должны быть рассмотрены в установленном порядке с предоставлением соответствующего финансово-экономического обоснования.
В рамках выполнения Российской Федерацией институциональных обязательств в рамках ВТО ФАС России в 2016 году учувствовала в подготовке обзора торговой политики Российской Федерации в ВТО.
В процессе подготовки обзора торговой политики Российской Федерации ФАС России приняла участие во встрече с представителями Секретариата ВТО, в рамках которой были рассмотрены темы «Торговый и инвестиционный режим», «Политика в области конкуренции и регулирование цен», «Государственные закупки» и «Энергетика и нефтегазовая отрасль».
Кроме того, на встрече с представителями Секретариата ВТО были разъяснены новые полномочия ФАС России в сфере тарифного регулирования.
Также ФАС России были подготовлены комментарии и замечания к Докладу Секретариата ВТО по обзору торговой политики.
ФАС России принимала активное участие в адвокатировании действующей системы государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий в связи с компенсационным расследованием, проводимым в 2016 году Минторгом США в отношении импорта холоднокатаных стальных листов происхождением, в том числе из Российской Федерации.
В рамках компетенции ФАС России были подготовлены ответы на вопросы (опросники) американской стороны по вопросам тарифного регулирования на газ в Российской Федерации.
На основании материалов, подготовленных ФАС России, было аргументированно доказано, что тарифы на газ формируются в Российской Федерации на основе принципов транспарентности и не специфичности, а также с соблюдением норм и правил ВТО.
Кроме того, в апреле 2016 года представители ФАС России приняли участие в верификационном визите представителей Минторга США, проходившем на площадке Минэкономразвития России, в рамках расследования по программе «Предоставление природного газа по ценам ниже рыночных»). Участие представителей ФАС России в данном мероприятии и представление позиции по поставленным вопросам позволило обеспечить эффективную защиту интересов российских металлопроизводителей на внешних рынках. На основании решения Комиссии по международной торговле США от 12 сентября 2016 года компенсационное расследование в отношении импорта холоднокатаного проката российского происхождения завершено без введения соответствующих мер.
Одной из основных задач, которую поставила перед собой ФАС России в 2016 году, является реализация новой информационной политики ведомства в отношении международного сообщества.Целью реализации данной концепции является повышение узнаваемости ФАС России в глазах международного сообщества, (включая научное сообщество, зарубежные конкурентные ведомства и тарифные регуляторы, экспертов и другие заинтересованные стороны), усиления присутствия ФАС России в зарубежном информационном пространстве и повышение значимости мнения Службы при обсуждении вопросов глобальной конкурентной повестки и как результат – повышение авторитета России на мировой арене. Работа велась по нескольким основным направлениям и включала в себя:
работу с открытыми источниками данных в целях анализ глобальных конкурентных и регуляторных систем
работу с профильными печатными и электронными международными изданиями на предмет опубликования в них статей представителей ФАС России, представления информации о деятельности ФАС России;
работу на площадках Посольств, Постоянных и Торговых представительств Российской Федерации за рубежом и зарубежных стран в России с целью представления актуальной информации о системе антимонопольного регулирования в Российской Федерации и законодательстве, с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности Российской экономики;
работу по повышению активности и расширению присутствия ФАС России в Интернете (работа с англоязычной версией сайта ФАС России, созданы англоязычные страницыв социальной сети Facebook и на портале «Википедия»).
Одним из показателей результативности деятельности ФАС России, в том числе в области международного сотрудничества, является позиция российского антимонопольного органа в общепризнанном международном Рейтинге эффективности деятельности конкурентных ведомств, публикуемом независимым международным изданием «Всемирный обзор по конкуренции» (ВОК).
Рейтинг является результатом ежегодного исследования деятельности мировых лидеров среди конкурентных ведомств. В него включены только ведущие конкурентные ведомства, чья правоприменительная практика соответствуют высоким мировым стандартам.
Рейтинг ВОК позволяет получить оценку деятельности ФАС России со стороны представителей зарубежной и российской юридической и деловой общественности, привлекаемых ВОК к участию в работе по подготовке Рейтинга.
Эксперты, привлекаемые ВОК для работы по составлению Рейтинга оценивают эффективность деятельности каждого ведомства в таких областях, как контроль слияний, предупреждение и расследование картельных сговоров, злоупотреблений доминирующим положением, работа по адвокатированию конкуренции и др.
При этом методика составления Рейтинга предусматривает возможность ведомств самим рассказать о своей работе, заполнив специально разработанный ВОК вопросник.
В связи с этим взаимодействие с ВОК, ежегодное заполнение вопросников являются важным направлением международного сотрудничества ФАС России.
Оценка в рамках Рейтинга осуществляется по 5-ти балльной шкале с разбивкой ведомств по количеству баллов (звёзд) на группы: элита, очень хорошо, хорошо и удовлетворительно.
Результаты рейтинга, опубликованного в 2016 году по итогам 2015 года, свидетельствуют о стабильности работы ФАС России, которая по оценке ВОК получила «3 звезды» (по пятизвездочной системе) и оценку «хорошо». В Рейтинге ФАС России заняла 17 позицию, войдя в одну группу с конкурентными ведомствами таких стран, как Австрия, Канада, Греция, Италия, Нидерланды, Израиль, Мексика, Швеция и Швейцария и др.
В своих комментариях к Рейтингу ВОК цитирует высказывания экспертов, которые отметили возросший акцент ФАС России на борьбе с картелями. Кроме того, ВОК отметил деятельность ФАС России в отношении крупных нефтяных компаний, а также дело ФАС России против компании Google.
ФАС России принимал и принимает активное участие в развитии международного сотрудничества, в том числе в части борьбы с картелями.
Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова была организована работа по разработке проекта конвенции «О борьбе с картелями» (далее – Конвенция). Для этого ФАС России была создана межведомственная рабочая с участием ФАС России, МИД России, Минюста России, Минэкономразвития России, МВД России, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представителей науки Института государства и права РАН, Института права и развития ВШЭ-Сколково, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Конвенция, в качестве международно-правового акта, призвана определить принципы и основы взаимодействия государств-участников в борьбе с картелями на международном уровне.
ФАС России были проведены консультации, в частности с МИД России, о возможности инициирования Российской Федерацией процесса принятия указанной Конвенции. Так, МИД России рекомендовал рассматривать в качестве наиболее логичной «площадки» для продвижения данной инициативы структуры ООН, в том числе через проработку данного проекта в одном из профильных комитетов, например, Комиссии ООН по праву международной торговли.
Вместе с тем, МИД России рекомендовал предварительно проработать и согласовать текст Конвенции в рамках ЕАЭС в соответствии с его нормами и правилами. По завершении этого этапа ЕАЭС мог бы выступить с совместной инициативой по картельной проблематике в других многосторонних форматах.
На сегодняшний день, проект Конвенции не встретил препятствий со стороны государств-участников ЕАЭС.
Сегодня ведется работа по дельнейшему продвижению проекта Конвенции в рамках таких интеграционных объединений как страны БРИКС и СНГ с целью изучения возможной реакции иностранных партнеров на заключение в дальнейшем данного документа.