Международное сотрудничество как фактор повышения эффективности реализуемой конкурентной политики

Реализация российским антимонопольным органом полномочий в сфере международного сотрудничества представляет собой одно из важнейших направлений работы, обеспечивающих достижение стратегической цели ведомства по повышению эффективности реализуемой конкурентной политики.

Достижение данной цели обеспечивается путем решения двух ключевых задач в рамках реализации направлений международного сотрудничества.

Первая задача связана с активным участием в обсуждении последних мировых тенденций в области конкурентной политики. При этом ставится задача не только в использовании в практической работе результатов обсуждений и конкретных продуктов, но и участие в их выработке. Данная задача реализуется через активное участие российского антимонопольного органа в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами конкурентной политики, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международная конкурентная сеть (МСК), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Вторая задача в области международного сотрудничества связана непосредственно с применением современных наработок в сфере конкурентной политики в практической деятельности российского антимонопольного органа. Речь идет о совершенствовании антимонопольного законодательства и практики его применения. Все более актуальным становится направление работы, связанное с развитием практического взаимодействия антимонопольных органов при расследовании конкретных нарушений антимонопольного законодательства. В данном контексте полезными оказываются любые формы сотрудничества, начиная от обмена информацией и подходами к проводимым расследованиям, заканчивая более прогрессивными формами сотрудничества, предусматривающими координацию правоприменительной деятельности антимонопольных органов в случаях, когда нарушения затрагивают интересы более одной стороны.

Все указанные выше направления международного сотрудничества в условиях глобализации мировой экономики и развития региональной интеграции приобретают особую актуальность. Основные результаты работы российского антимонопольного органа по развитию международного сотрудничества в 2016 году приводятся ниже.

Международное сотрудничество в области защиты и развития конкуренции в 2016 году осуществлялось посредством реализации совместных программ и иных мероприятий в указанной области с международными организациями, интеграционными объединениями и зарубежными конкурентными ведомствами, в том числе государств-участников СНГ и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), как на двусторонней, так и многосторонней основе, в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Важным направлением работы ФАС России традиционно было сотрудничество с ведущими международными организациями, специализирующимися на вопросах защиты и развития конкуренции - ОЭСР, ЮНКТАД, МКС, АТЭС.

Центральным событием прошедшего года в рамках взаимодействия с ОЭСРстало участие делегации ФАС России во главе с руководителем Службы И.Ю. Артемьевым в заседании Комитета по конкуренции ОЭСР и его Рабочих групп в июне 2016 года.

Данный визит был обусловлен приглашением И.Ю. Артемьева представить доклад о развитии конкурентного законодательства и политики в Российской Федерации, что является показателем особого интереса к российскому опыту со стороны ОЭСР и стран-членов Организации и положительной динамики развития взаимодействия между Российской Федерацией и ОЭСР в целом, несмотря на приостановку ее вступления в Организацию. В своем докладе И.Ю. Артемьев рассказал об изменении полномочий ФАС России в части тарифного регулирования, о последних изменениях российского антимонопольного законодательства, подготовленных, в том числе, с учетом Рекомендаций ОЭСР, об основных направлениях международного сотрудничества российского конкурентного ведомства.

Председатель Комитета по конкуренции ОЭСР Фредерик Женни отметил актуальность доклада И.Ю. Артемьева и выразил надежду на продолжение активного сотрудничества ФАС России и ОЭСР.

Помимо этого, представители ФАС России приняли участие и выступили с докладами в других дискуссиях в рамках заседаний Комитета по конкуренции ОЭСР и его Рабочих групп, в частности, по вопросам взаимодействия конкурентной и антикоррупционной политики, национальных режимов контроля слияний, влияния предоставления скидок на конкуренцию, заключения мировых соглашений.

Кроме того, представители ФАС России приняли участие в работе Глобального форума по конкуренции, Комитета по конкуренции ОЭСР, его Рабочих групп, которые состоялись в конце ноября – начале декабря 2016 года. В рамках участия в данных мероприятиях представителями ФАС России были сделаны доклады по таким вопросам, как влияние инноваций на конкуренцию на рынках услуг наземного транспорта, ценовой дискриминации, определения географических границ рынков и др. Кроме того, в ходе данных мероприятий был представлен опыт расследования ФАС России на рынках информационно-коммуникационных технологий, полученный в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства компанией Google, вызвавший интерес со стороны участников мероприятий.

По линии ОЭСР также продолжилось укрепление сотрудничества между ФАС России с Региональными центром по конкуренции ОЭСР в Венгрии (РЦК ОЭСР). Представители ФАС России приняли участие в ряде семинаров, РЦК ОЭСР, посвященных, как обсуждению общих теоритических вопросов конкурентной политики, целевой аудиторией которых выступили молодые специалисты антимонопольных органов, так и специальных вопросов, таких как адвокатирование конкуренции и антимонопольное регулирование в финансовом секторе.

Традиционно один из выездных семинаров РЦК ОЭСР прошел на территории России и был организован совместно с ФАС России. Данный семинар был проведен в г. Суздале в июне 2016 года на тему «Противодействие сговору на торгах и коррупции», следует отметить, что представители ФАС России наравне с экспертами ОЭСР выступили с ключевыми докладами по темам, предложенным к обсуждению.

В 2016 году в рамках взаимодействия с ОЭСР представители ФАС России участвовали в заседаниях Сети экономических регуляторов ОЭСР, в рамках которых обсуждались такие вопросы, как роль регуляторов в управлении инфраструктурой, вовлечение стейкхолдеров в процесс регулирования, а также поведенческие подходы к регулированию рынков.

Кроме того, в отчетном периоде ФАС России принимала участие в исследовании Сети экономических регуляторов ОЭСР на тему «Роль регулятора и текущие проблемы, связанные с инфраструктурой».

В продолжение темы, связанной регуляторной политикой, нельзя не остановиться на развитии международного сотрудничества в области тарифного регулирования в энергетической сфере.Специализированной площадкой для работы в данном направлении являетсяРегиональной ассоциации органов регулирования энергетики (ЭРРА). В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерацииот 4 марта 2016 года № 378-р ФАС России является действительным членом ЭРРА и принимает самое активное участие в работе данной международной организации. Ассоциация насчитывает 30 стран-членов, среди которых государства Восточной Европы, Средней Азии, Африки, а также СНГ.

В течение 2016 года представители ФАС России приняли участие и выступили с докладами в ходе ключевых мероприятий ЭРРА - Общее собрание ЭРРА, заседания Рабочей группы по вопросам потребителей и розничных рынков, Конференция по инвестициям и регулированию энергетики, а также в ряде учебных мероприятий.

Следует отметить, что Российская Федерация всегда играла важную роль в функционировании ЭРРА, русский язык был закреплен в качестве официального языка Ассоциации. В настоящее время продолжение взаимодействия с ЭРРА является безусловным приоритетом ФАС России. Полагаем, что участие в мероприятиях ЭРРА в 2016 году позволило России в лице ФАС России укрепить позиции в данной организации, что подтверждается интересом и высокой оценкой со стороны зарубежных коллег к выступлениям представителей Службы, принимавших участие в указанных мероприятиях.

В отчетном периоде ФАС России была продолжена работа в рамках МКС в качестве члена Координационного комитета МКС, являющегося руководящим органом этой организации, а также ряде рабочих органов МКС (ФАС Росси является председателем второй подгруппы рабочей группы по картелям совместно с антимонопольным органом Австралии, а также председателем группы МКС по регламенту совместно с конкурентным ведомством Бразилии).

В 2016 году представители ФАС России принимали активное участие в мероприятиях МКС, обеспечивая представление материалов и позиции ведомства по обсуждаемым вопросам.

Ключевым мероприятием в деятельности МКС традиционно стала 15-я Конференция МКС, которая прошла в Сингапуре. В ходе данной конференции представители ФАС России выступили в качестве модератора и содокладчика сессии Рабочей группы МКС по адвокатированию, а также в качестве спикера в составе президиума секционного заседания Рабочей группы МКС по эффективности антимонопольных ведомств.

Одной из основных тем, обсужденных в 2016 году в рамках Координационного Комитета МКС, стала тема по определению приоритетных проектов для реализации в ближайшей перспективе. В результате были определены 10 таких проектов, по трем из которых в настоящее время ФАС России совместно с конкурентными ведомствами Франции, Бразилии, Мексики, Сингапура ведется детальная проработка. Это проекты «Новые задачи», «Применение антимонопольного законодательства», «Сотрудничество с региональными конкурентными сетями».

Деятельность ФАС России в МКС, и, в частности, в Координационном комитете, подчеркивает статус и авторитет российского конкурентного ведомства в мировом конкурентном сообществе и позволяет отстаивать на равных позиции по принципиальным вопросам развития конкуренции в мировом масштабе.

Сотрудничествопо линии ЮКТАДв 2016 году получило новое развитие, что было связано с проведением ряда встреч на уровне руководства ФАС России и ЮНКТАД, позволивших наметить направления совместной работы на перспективу.

Основной темой встреч руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева с Директором Департамента международной торговли товарами и услугами ЮНКТАД Гилермо Вайесом стала тема проведения расследований трансграничных нарушений и повышения эффективности их проведения антимонопольными органами.

И.Ю. Артемьевым была отмечена особая актуальность сотрудничества антимонопольных органов всех стран по противодействию антиконкурентным практикам крупных транснациональных корпораций. Г-н Вайес выразил солидарность с высказанной озабоченностью относительно действий транснациональных корпораций на глобальных рынках и надежду на активное участие ФАС России в работе по решению существующей проблемы. В результате встречи была достигнута договоренность о проведении в октябре 2016 года в рамках 15-й сессии Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области конкуренции (далее - МГЭ ЮНКТАД) специальной сессии, посвященной международному сотрудничеству при расследовании трансграничных дел на рынках информационных технологий и океанских линейных перевозок. Основным докладчиком и со-организатором данной сессии выступила ФАС России. В ходе данного мероприятия была представлена позиция ФАС России о необходимости интенсификации сотрудничества между конкурентными ведомствами всех стран мира в целях обеспечения борьбы с ограничительными деловыми практиками транснациональных компаний. Данная идея была поддержана со стороны ЮНКТАД, что было также подтверждено в ходе двусторонней встречи делегации ФАС России с заместителем Генерального секретаря ЮНКТАД Хоакимом Райтером и главой отдела по конкуренции ЮНКТАД Терезой Морейра.

В развитие данной идеи в ходе закрытия 15-й сессии МГЭ ЮКНТАД ФАС России выступила с предложением о включении отдельного вопроса по разработке международного правового инструментария по международному сотрудничеству при расследовании трансграничных дел в повестку 16-й сессии МГЭ ЮНКТАД, которая состоится в июле 2017 года.

Данная идея была одобрена, в поддержку предложения ФАС России выступили делегации Египта, Бразилии, ЮАР, Ирана, Коста-Рики, Индонезии, Китая, Демократической Республики Конго, Нигерии, Республики Конго, Филиппин, Вануату, Ливана и Пакистана.

Полагаем, что ЮНКТАД, являясь наиболее глобальной площадкой для диалога между конкурентными ведомствами различных стран, представляет собой перспективную площадку для выработки совместных решений на вызовы современности, одним из которых является ограничительная деловая практика транснациональных компаний, представляющая угрозу для развивающихся экономик.

В 2016 году поступательно продолжало развиваться сотрудничество ФАС России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), которое осуществлялось как в режиме двусторонних связей с конкурентными ведомствами данного региона, так и в рамках АТЭС.

В целях реализации Комплексного плана действий Российской Федерации в Форуме АТЭС в 2016-2018 годы ФАС России принимала участие в мероприятиях АТЭС с целью предоставления позиции России по ряду ключевых экономических проблем в рамках компетенции ФАС России и продвижения ее в итоговых документах Форума.

Так, в отчетном периоде продолжалась работа ФАС России в Рабочей группе по конкурентной политике Экономического комитета АТЭС. Представители ФАС России принимали участие также в ежегодно-проводимой встрече Старших должностных лиц АТЭС в г. Лима (Перу). В ходе данного мероприятия был представлен доклад о последних изменениях в российском конкурентном законодательстве и отчетная информация о проекте АТЭС - обучающем Семинаре по конкурентной политике АТЭС «2-ой региональный семинар в рамках Новой стратегии АТЭС по структурной реформе» по вопросам борьбы с антиконкурентной практикой в целях обеспечения функционирования открытых, транспарентных и конкурентных рынков, который состоялся в Учебно-методическом центре ФАС России в г. Казани в октябре 2015 года.

Кроме того, представители ФАС России приняли участие в серии учебных семинаров АТЭС в рамках реализации проекта «Продвижение наилучших международных конкурентных практик для реализации целей Новой стратегии АТЭС по структурной реформе». В ходе данных мероприятий обсуждались вопросы борьбы с картелями, эффективности программ освобождения от ответственности за картели, а также процессуальные вопросы расследования дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В 2016 году ФАС России продолжала активно развивать сотрудничество в формате БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).Несмотря на относительно молодой срок существования межгосударственного объединения БРИКС, можно с уверенностью сказать о значительных результатах, которых удалось добиться ФАС России за время работы в данном формате.

Важным событием с начала сотрудничества антимонопольных органов в формате БРИКС стало подписаниеМеморандума о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики между конкурентными ведомствами БРИКС (далее – Меморандум), которое состоялось в мае 2016 года в рамках 6-го Петербургского международного юридического форума. Договоренность о подписании Меморандума была достигнута между руководителями антимонопольных органов стран БРИКС еще в 2013 году в рамках 3-й БРИКС Конференции по конкуренции в документе в Нью-Дели (Индия). Начиная с этого времени ФАС России велась активная работа по подготовке проекта Меморандума и его согласованию с партнерами по БРИКС.

В ходе подписания Меморандума руководители антимонопольных органов стран БРИКС отметили, что подписание Меморандума подчеркивает особый интерес стран-партнеров к взаимовыгодному сотрудничеству и открывает перспективы для дальнейшего его углубления.

Меморандум, помимо традиционных форм взаимодействия, как консультации и обмен неконфеденциальной информацией, предполагает возможность организации совместной работы в формате различных совместных рабочих групп по исследованию вопросов конкуренции в социально-значимых секторах экономики, представляющих взаимный интерес для стран БРИКС.

К настоящему времени уже созданы и действуют рабочие группы по фармацевтике, продовольствию и автопромышленному комплексу.

В целях координации деятельности антимонопольных органов стран БРИКС по указанным направлениям деятельности был создан Координационный комитет БРИКС по антимонопольной политике, в который вошли представители каждого конкурентного ведомства БРИКС на уровне заместителя руководителя ведомства и на экспертном уровне. Установочное совещание Координационного комитета БРИКС состоялось в рамках Международного мероприятия «Неделя конкуренции в России в сентябре 2016 года в Московской области.

В ходе Установочного совещания, помимо вопросов организации совместной деятельности, плана-графика заседаний рабочих групп БРИКС на 2016-2017 гг., также обсуждалась инициатива ФАС России по созданию Совместного аналитического и координационного центра БРИКС по вопросам антимонопольной политики, в задачи которого будут входить сбор и анализ информации от антимонопольных ведомств стран БРИКС, выявление лучших практик, и главное - подготовка рекомендаций и выработка подходов к конкурентной политике и основным направлениям, отражающим интересы развития экономик стран БРИКС и отдельных отраслей в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Участники Установочного совещания выразили заинтересованность в создании такого центра БРИКС и решили продолжить обсуждение вопросов по принятию конкретных шагов для воплощения данной идеи в жизнь.

Также в ходе Установочного совещания участники отметили важность и полезность совместно разрабатываемого Вестника конкурентных ведомств БРИКС, а также вклад ФАС России в обеспечение информационного наполнения первого выпуска Вестника, опубликованного конкурентным ведомством Индии в 2015 году. Представители конкурентных ведомств БРИКС выразили свою готовность участвовать в информационном наполнении Вестника, координацию подготовки которого продолжит ФАС России.

Еще одним направлением международного сотрудничества ФАС России, получившим дальнейшее развитие в 2016 году, стала деятельность международных рабочих групп по вопросам развития конкуренции на социально значимых рынках, работу которых возглавляет ФАС России.

На данный момент действуют две рабочие группы –Международная рабочая группа по развитию конкуренции на рынках услуг связи в роуминге (далее – Рабочая группа по роумингу) и Международная рабочая группа по исследованию вопросов конкуренции в фармацевтическом секторе (далее – Рабочая группа по фармацевтике).

Важных результатов удалось достичь в рамках деятельности Рабочей группы по роумингу, связанных со снижением российскими операторами тарифов на услуги связи в роуминге в рамках реализации принципов справедливого роуминга, сформулированных Рабочей группой. С учетом сформировавшегося в 2016 году уровня новых межоператорских тарифных ставок ожидается расширение зон снижения и конечных тарифов на услуги в роуминге для абонентов.

В ходе одного из заседаний Рабочей группы, которое состоялось в рамках Международного мероприятия «Неделя конкуренции в России» в сентябре 2016 года в Московской области, был рассмотрен вопрос о целесообразности распространения сферы деятельности Рабочей группы по роумингу на вопросы развития конкуренции в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Широкое распространение ИКТ и, как следствие, формирование информационного общества оказывают влияние на рынки телекоммуникаций, формируя как новые способы оказания услуг, так и изменяя их потребительскую ценность.

Следует отметить, что идея была одобрена членами Рабочей группы по роумингу и решено в 2017 году продолжить изучение вопроса развития конкуренции на рынке телекоммуникаций с учетом всего разнообразия услуг, которые предоставляются потребителям в сфере ИКТ.

Что касается деятельности Рабочей группы по фармацевтике, следует отметить, что формат работы по изучению актуальных вопросов в рамках ее деятельности был расширен. 24 марта 2016 года в рамках Пятой международной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии состоялось совместное заседание Рабочей группы по фармацевтике и Группы высокого уровня «Опыт стран БРИКС в преодолении эпидемии ВИЧ/СПИД: доступность лекарственных средств» на тему: «Антиретровирусная терапия – обеспечение условий справедливой конкуренции», в ходе которого обсуждались вопросы обеспечения АРВ-препаратами в Российской Федерации повышения доступности данных лекарственных средств для населения. Одним из аспектов обсужденной темы, являлся аспект ценообразования, ведь именно цена на лекарственные препараты определяет уровень их доступности для населения.

Обсуждение данного вопроса продолжилось Рабочей группой по фармацевтике также в рамках Международного мероприятия «Неделя конкуренции в России». Рассматривая этот вопрос были обсуждены вопросы, связанные с регулированием ценообразования в различных странах, проблемами регулирующих органов, с подходами борьбы с дискриминационными практиками при установлении цен на лекарственные средства глобальными компаниями.

Важным событием 2016 года стало принятие Кодекса добросовестных практик в фармацевтической отрасли (далее – Кодекс), разработанный Ассоциацией европейского бизнеса совместно с ФАС России. Кодекс представляет собой эффективный механизм саморегулирования, обеспечивающий прозрачные, добросовестные, взаимовыгодные и не ограничивающие конкуренцию взаимоотношения между хозяйствующими субъектами. Кодекс открыт для присоединения любого производителя лекарственных средств независимо от членства в АЕБ.

Тема внедрения механизмов саморегулирования на социально-значимых рынках стала одной из центральных в блоке мероприятий, организованных ФАС России в рамках VI Петербургского международного юридического форума, прошедшего в мае 2016 года.

В ходе данного мероприятия также были рассмотрены вопросы, связанные с разработкой Международного правового инструментария борьбы с картелями, развитием глобальной продовольственной цепочки в странах БРИКС и роли антимонопольного регулирования в данных процессах.

Наши рекомендации