Воздушный транспорт. Рынок пассажирских перевозок.
С 2009 года пассажирские авиаперевозки в Российской Федерации развиваются устойчивыми темпами, значительно опережая мировые.
Во многом данные результаты стали возможны благодаря принятым мерам по обеспечению развития конкуренции в сфере авиаперевозок, среди которых снятие с 2007 года административных барьеров доступа на рынки внутренних воздушных перевозок в Российской Федерации, разделение предприятий, осуществляющих аэропортовую и перевозочную деятельность, обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, сдерживание роста тарифов на услуги субъектов естественных монополий.
В отношении мер по оптимизации цен и тарифов на перевозки воздушным транспортом с 2012 года особое внимание уделялось вопросам, направленным на снижение финансовой нагрузки на авиакомпании, в том числе мерам по:
- снятию предусмотренного ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации запрета на использование авиаперевозчиками «невозвратных» тарифов;
- исключению из стоимости авиабилетов обязательных услуг по питанию и перевозке багажа.
В 2016 году российскими авиакомпаниями было перевезено 88,6 млн. пассажиров, что на 13,8% ниже показателя 2015 года. Был обеспечен высокий процент занятости пассажирских кресел - 81,1%, пассажирооборот снизился на процента.
Количество обслуживаемых пассажиров российскими аэропортами в 2016 году достигло 162 млн. человек, превысив аналогичный показатель 2015 года (159,3 млн. человек).
Ведущие авиапредприятия, которые на протяжении многих лет демонстрируют стабильные и высокие показатели, продолжили курс по укреплению своих позиций, это ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Россия» и другие.
Доля 15 ведущих авиакомпаний в общем объеме пассажирских перевозок составила в 2016 году 90 %ino количеству перевезенных пассажиров и более 93,5% по пассажирообороту. Более 98% всех перевозок пассажиров выполняют 35 авиакомпаний. Перевозки груза и почты, а также грузооборот продолжали увеличиваться, хотя показатели их роста изменились незначительно (3,5% и 2,8% соответственно).
Основной объем перевозок грузов и грузооборот выполнен 5 авиакомпаниями: ООО «Авиакомпания ЭйрБ»риджКарго», ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Авиакомпания Волга-Днепр» и ПАО «Авиакомпания ЮТэйр».
Авиакомпания ООО «Авиакомпания ЭйрБриджКарго» в 2016 году сохранила позицию лидера, обеспечив 51% рынка грузовых перевозок среди российских авиапредприятий, а ее доля в грузообороте составила 74,7 процента.
Продолжается уверенный рост пассажиропотока на внутренних воздушных линиях. В 2016 году было перевезено более 56 млн. пассажиров, что на 7% больше показателя предыдущего года, в 2015 году - более 52,5 млн. пассажиров. При этом необходимо отметить, что темпы роста в данном сегменте, начиная с 2000 года, составляли не более 3-4% в год.
Объем внутренних перевозок в 2016 году, за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправления которых является г. Москва и составил более 65 млн. пассажиров.
Такой рост пассажиропотока обусловлен, в том числе реализацией программ субсидирования региональных перевозок.
В 2016 году были реализованы 5 программ субсидирования, направленные на развитие региональных воздушных перевозок.
Совокупный бюджет этих программ составил 8 млрд. рублей, что позволило перевезти почти 1,5 млн. пассажиров.
В рамках Программы субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242) были привлечены 19 авиаперевозчиков, полеты выполнялись по 130 маршрутам.
В рамках реализации данной Программы выполнено более 10,5 тыс. рейсов, перевезено почти 610 тыс. пассажиров.
По Программе развития регионарных перевозок в Приволжском федеральном округе (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1168) приняли участие 3 авиаперевозчика, которые в течение года по 33 маршрутам выполнили более 10,9 тыс. рейсов, перевезли более 115 тыс. пассажиров.
В целях реализации Программы субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095) силами 9 авиаперевозчиков было перевезено более 469 тыс. пассажиров по 53 маршрутам.
В Программе субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1321) приняли участие 6 авиаперевозчиков, выполняя полеты по 2 маршрутам и перевезли более 168,8 тыс. пассажиров.
Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении (постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 388) позволила 11 авиаперевозчикам по 13 маршрутам перевезти почти 115,6 тыс. пассажиров.
По итогам рассмотрения заявок перевозчиков на предоставление допусков к выполнению международных регулярных и нерегулярных (чартерных) перевозок пассажиров и (или) грузов и принятия межведомственной Комиссией по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок соответствующих решений Росавиацией в 2016 году было выдано:
- 626 допусков к выполнению международных регулярных пассажирских перевозок;
- 32 допуска к выполнению международных регулярных перевозок грузов;
- 192 допуска к выполнению международных нерегулярных (чартерных) пассажирских перевозок.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» доля авиакомпании ПАО «Аэрофлот» на рынке пассажирских авиаперевозок составляет 33%, а Группы компаний «Аэрофлот» - 49% того же рынка.
В этой связи, полагаем возможным признать не высокий уровень конкурентной среды в рыночном секторе перевозок авиапассажиров, осуществляемых российскими авиакомпаниями.
Для защиты конкуренции на рыках услуг в аэропортах главной проблемой является дискриминационное поведение аэропортов в интересах базовых (для этих аэропортов) авиакомпаний,] выражающее в создании преимущественных условий по доступу к инфраструктуре аэропорта, к услугам в аэропорту (возможность получения больших пакетов слотов и бронирования большего числа слотов), заключение соглашений о стратегическом сотрудничестве. Такие действия аэропортов приводят к ущемлению интересов иных авиакомпании, пользующихся услугами этих аэропортов.
Продолжается реализация программ субсидирования в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, из г. Симферополь и в обратном направлении, на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном | направлении в части снятия ограничений по возрасту пассажиров льготной категории, расширения перечня субсидируемых маршрутов; упрощена процедура сертификации региональных аэропортов с низкой интенсивностью полетов и обеспечение возможности выполнения аэропортами сертификационных требований с привлечением соответствующих служб, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Минтрансом России, в целях дальнейшего совершенствования программ субсидирования, направленных на обеспечение доступности воздушных перевозок подготовлены изменения, предусматривающие расширение перечня субсидируемых маршрутов в данных программах.
В целях совершенствования Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных 'платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок Минтрансом России подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение действия указанных Правил на модернизированные путем замены поршневого двигателя на турбовинтовой самолеты типа ТВС-2МС, а также организационно-юридические процедуры и механизмы, включающие необходимые корректировки и условия реализации сторонами договора о предоставлении субсидии, в случае аннулирования сертификата эксплуатанта у российской авиакомпании в целях сохранения маршрутной сети региональных и местных авиалиний, и возможности эксплуатации ВС на маршруте.
В 2017 году будет продолжена реализация:
- 4 программ субсидирования, направленных на обеспечение доступности воздушных перевозок; ,
- мероприятий, предусмотренных «дорожной картой» развития региональных авиаперевозок, развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики, направленных на снижение себестоимости авиаперевозок.
Рынок аэропортовых услуг.
Развитие конкуренции на рынке аэропортовых услуг актуально в части обеспечения наземного обслуживания авиакомпаний на территории отдельно взятого аэропорта, привлечения транзитных потоков, в том числе между аэропортами, расположенными в одном мегаполисе.
В целях защиты интересов потребителей услуг в аэропортах в 2009 году Правительством Российской Федерации были утверждены разработанные ФАС России совместно с Минтрансом России Правила доступа к услугам в аэропортах, которыми определены равные условия оказания услуг потребителям, приоритетность оказания услуг, стандарты раскрытия информации об услугах, порядок разрешения споров.
За счет практики применения аэропортами правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в течение 2,5 лет произошло существенное улучшение ситуации в аэропортах. Формируется конкурентная среда в отдельных сегментах рынков услуг по наземному обслуживанию, на которых в настоящее время работают от 2 до 7 операторов. Альтернативные операторы приходят в такие сферы, как инженерно-авиационное обеспечение авиационной техники и техническое обслуживание воздушных судов, клининг (очистка, уборка) и экипировка воздушных судов, услуги по обеспечению бортовым питанием пассажиров, обработке багажа, грузов, почты, обслуживание деловой авиации, услуги по авиатопливообеспечению.
Государственному регулированию на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах подлежат следующие услуги: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива, в соответствии с Перечнем услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на: которые регулируются государством (постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293).
Процедура принятия ФСТ России решений по определению (установлению) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий строго регламентирована, носит заявительный характер и осуществляется на основании пункта 4 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденного приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1.
Главной проблемой для защиты конкуренции на рыках услуг в аэропортах является дискриминационнре поведение аэропортов в интересах базовых (для этих аэропортов) авиакомпаний, выраженное в создании преимущественных условий по доступу к инфраструктуре аэропорта, к услугам в аэропорту (возможность получения больших пакетов слотов и бронирования большего числа слотов), заключении соглашений о стратегическом сотрудничестве. Такие действия аэропортов приводят к ущемлению интересов иных авиакомпаний, пользующихся услугами этих аэропортов.
Темпы роста стоимости нерегулируемых аэропортовых услуг традиционно опережают инфляцию и динамику регулируемых сборов. Главной причиной опережающего роста является ограниченный доступ альтернативных операторов к оказанию услуг на территории аэропортов. Непрозрачность процедуры, а также отсутствие государственного регулирования стоимости доступа альтернативных операторов и самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний) к инфраструктуре аэропортов приводят к отсутствию реальной конкуренции в большинстве аэропортов, завышению стоимости нерегулируемых аэропортовых услуг.
Ксуществующим барьерам, препятствующим деятельности, относится отсутствие утвержденной формы и порядка оформления заявки на доступ к объектам инфраструктуры аэропортов и, соответственно, формы и порядка ведения реестра заявок о доступе к указанным объектам, необходимым (необходимому) для оказания заявленных услуг (услуги) в аэропорту.
Не определен перечень услуг по предоставлению доступа и использованию объектов инфраструктуры аэропорта, которые владельцы данных объектов (главные операторы (операторы)) могут оказывать в аэропортах Российской Федерации.
Основной мерой по защите конкуренции на рыках услуг в аэропортах является усиление контроля за выполнением операторами аэропортов условий и порядка обеспечения доступа к услугам в аэропортах в соответствии с федеральным законом «О защите конкуренции», j
В рамках доработки постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» необходима реализация следующих принципов:
- наличие не менее 2-х независимых конкурентных операторов по определенным услугам в аэропортах с годовым пассажиропотоком более 0,5 млн. пассажиров или грузооборотом более 5 тыс. тонн;
- допуск к объектам инфраструктуры самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний и аффилированных с ними организаций) без ограничений;
- государственное регулирование процедуры доступа и стоимости сбора за доступ к объектам инфраструктуры с исключением из стоимостной основы данного сбора расходов уже включенных в стоимостную основу других аэропортовых сборов (взлет-посадка, аэровокзал и авиабезопасность).
В целях защиты интересов потребителей услуг в аэропортах Правительством Российской Федерации были утверждены Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599), которыми определены равные условия оказания услуг потребителям, приоритетность оказания услуг, стандарты раскрытия информации об услугах, порядок разрешения споров.
Правительством Российской Федерации разрабатываются изменения в указанные Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах, предусматривающие:
- наличие не менее 2-х независимых конкурентных операторов по определенным услугам в аэропортах с годовым пассажиропотоком более 0,5 млн. пассажиров или грузооборотом более 5 тыс. тонн;
- допуск к объектам инфраструктуры самообслуживающихся потребителей (авиакомпаний и аффилированных с ними организаций) без ограничений;
- государственное регулирование процедуры доступа и стоимости сбора за доступ к объектам инфраструктуры с исключением из стоимостной основы данного сбора расходов уже включенных в стоимостную основу других аэропортовых сборов (взлет-посадка, аэровокзал и авиабезопасность).
Предусматривается возможность рассмотреть предложение по внесению изменений (дополнений) в правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах Российской Федерации в части определения объема прочих (дополнительных) услуг, оказываемых в аэропортах, их регламентация и установление прозрачных механизмов формирования тарифов по ним.
Водный транспорт.
Общим принципом ценообразования на морском и речном транспорте в условиях рыночной экономики является свободное установление тарифов на перевозки и связанные с ними услуги, за исключением работ и услуг, подлежащих государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На морском и внутреннем водном транспорте организациями-субъектами естественных монополий, подведомственными Росморречфлоту и включенными в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, являются администрации морских портов, ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», администрации бассейнов внутренних водных путей, ФГБУ «Канал имени Москвы», в отношении которых введено государственное регулирование.
В целях доведения до сведения Минтранса России, Росморречфлота, ФАС России и ФГУП «Росморпорт» позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам ца услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт», для достижения баланса интересов различных групп потребителей и ФГУП «Росморпорт», обеспечивающего доступность предоставляемых услуг, создан Совет потребителей по вопросам деятельности ФГУП «Росморпорт» и его дочерних и зависимых обществ (далее - Совет).
Ежегодно разрабатывается план работы Совета, в соответствии с которым осуществляется оценка соблюдения стандартов раскрытия и предоставления информации об инвестиционных проектах и инвестиционных программах, правовых актов Российской Федерации в целях развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики.
В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции в целях создания недискриминационных условий доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах ФАС России совместно с Минтрансом России проводится работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах». В связи с имеющимися между ФАС России и Минтрансом России разногласиями был проведен ряд совещаний в Правительстве Российской Федерации, по результатам которых даны поручения ФАС России доработать проект Правил с учетом предложений Минтранса России.
В рамках реализации пункта 5 Плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2014 № 381-р (далее - План мероприятий), Минтрансом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главы 25 и 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который письмом от 23.10.2015 № СА-10/13953 внесен в Правительство Российской Федерации с протоколами согласительных совещаний.
Доработанный с учетом замечаний заинтересованных федеральных органов исполнительной власти указанный законопроект письмом от 06.03.2017 №МС- 10/2841 повторно внесен в Правительство Российской Федерации.
Законопроект предусматривает отнесение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, фактически произведенных частными инвесторами затрат на строительство, реконструкцию и содержание объектов пунктов пропуска при их безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации и расходов по их содержанию за счет инвестора.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 выписки из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 29.09.2016 № 31 Минтрансом России совместно с Росморречфлотом проводится работа по внесению изменений в План мероприятий, направленных на его актуализацию.
Автомобильный транспорт.
Рынки услуг по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются потенциально высококонкурентными. Цель правового регулирования в данной сфере - устранение административных барьеров, исключение дискриминационного поведения участников рынка, развитие конкуренции и, как результат, повышение доступности и качества транспортного обслуживания населения.
Анализ статистических данных показывает, что в 2016 году удельный вес малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем количестве организаций, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров автобусами по маршрутам общего пользования, составил 56 процентов. В коммерческих грузоперевозках 70% рынка занимают представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.
Следует отметить, что общий проблемный вопрос всех перевозчиков, работающих на регулярных маршрутах перевозок пассажиров и выполняющих все требования законодательства Российской Федерации, это недобросовестная конкуренция со стороны «нелегальных перевозчиков», работающих под видом заказных по установленной маршрутной сети регулярных перевозок.
В сфере перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации действующие методы государственного регулирования избыточной конкуренции являются достаточными. Указанная позиция поддерживается Минэкономразвития России.
При этом нарушение принципов конкуренции в области международных автомобильных перевозок является результатом недостаточной гармонизации транспортного законодательства государств, а также нарушения некоторыми перевозчиками основных существующих законов и правил, регулирующих работу автомобильного транспорта.
Только при условии добросовестной конкуренции на рынке международных автотранспортных услуг уровень ставок на перевозки, обеспечивающий компенсацию затрат и необходимый размер прибыли в соответствии с действующими законами и правилами, будет обеспечивать дальнейшее развитие отдельных предприятий, а также способствовать прогрессу отрасли в целом.
К существующим барьерам, препятствующим деятельности хозяйствующих субъектов, относятся следующие:
Согласно законодательству Российской Федерации, ограничение предпринимательской деятельности возможно только нормами федеральных законов.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) перевозки пассажиров автобусами подразделяются на регулярные перевозки и перевозки по заказу (договору фрахтования).
Вместе с тем положениями Устава, которыми регламентируются гражданско- правовые отношения, не предусмотрены процедуры допуска перевозчиков (фрахтовщиков) к рынку перевозок.
Необходимо отметить, что после отмены лицензирования деятельности, связанной с перевозками пассажиров по заказу и грузов, контроль за указанными видами деятельности усложнился.
Так, после вступления в силу федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» переход на уведомительный характер работы перевозчиков, работающих по заказу, позволил лицам, не владеющим основными знаниями в транспортной сфере, не выполняющим требования законодательства Российской Федерации в этой сфере, осуществлять перевозку пассажиров, тем самым снижая уровень безопасности и качества таких перевозок.
Существующее законодательство, регламентирующее проведение проверок, и применяемые Ространснадзором санкции за допущенные нарушения в отношении нелицензируемого транспорта, не позволяет эффективно воздействовать на правонарушителя, поскольку в соответствии с установленными нормами права в отношении данного правонарушителя может быть проведена только проверка, и за выявленные нарушения выдано предписание.
Кроме того, плановая проверка данных перевозчиков возможна не чаще чем раз в три года.
В этих условиях недобросовестными перевозчиками под видом заказных или перевозок для собственных нужд осуществляются, по сути, регулярные перевозки пассажиров без получения лицензии и без выполнения лицензионных требований.
В целях устранения барьеров в отношении требования обязательности печати хозяйствующих субъектов автотранспортной деятельности в товарносопроводительных документах, и в рамках реализации Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» Минтрансом России в 2016 году разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 №1233 «О внесении изменений в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» в части упрощения оформления хозяйствующими субъектами товарно-сопроводительных документов, а также условий перевозки грузов автотранспортными средствами;
- приказ Минтранса России от 28.12.2016 № 422 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденный приказом Минтранса России от 18.07.2011 № 186»;
- приказ Минтранса России от 01.09.2016 № 261 «О внесении изменений в приказ Минтранса России от 14.10.2015 № 302 «О реализации положений пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.1998 № 127-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 89».
Принятие вышеуказанных актов позволило облегчить процедуру оформления хозяйствующими субъектами товарно-сопроводительных документов, а также упростить условия перевозки грузов автотранспортными средствами.
В части перевозок пассажиров автомобильным транспортом одной из важнейших задач также является установление единых требований и единого порядка допуска перевозчиков (фрахтовщиков) к рынку как регулярных перевозок, так и перевозок по заказам и для собственных нужд.
В соответствии с Регламентом выполнения Минтрансом России функции компетентного органа Российской Федерации по соглашениям о международном автомобильном сообщении и в целях реализации постановления Правительства 16.02.2008 № 89 «Об утверждении Правил выдачи специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства иностранным перевозчикам, а также иностранных разрешений и многосторонних разрешений российским перевозчикам» при Минтрансе России создана Комиссия по распределению иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам. Основными целями деятельности Комиссии является создание равных условий для российских перевозчиков при распределении иностранных и многосторонних разрешений и обеспечение доступности информации о проведении такого распределения. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в квартал, решения которых размещаются на сайте Минтранса России в сети «Интернет».
Минтрансом России в целях установления единых требований и единого порядка допуска перевозчиков (фрахтовщиков) к рынку как регулярных перевозок, так и перевозок по заказам и для собственных нужд, а также во исполнение пункта 1 поручения Правительства Российской Федерации от 24.12. 2016 № АД-П9-7939 по подпункту «а» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 17.12.2016 № Пр-2480 подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек», которым предусматривается обязательное лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (включая случаи, если такая деятельность осуществляется по заказам и для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В 2016 году было проведено 29 двусторонних переговоров по вопросам сотрудничества в области международного автомобильного сообщения с транспортными ведомствами Австрии, Азербайджана, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Греции, Грузии, Дании (2 раунда переговоров),. Италии, Казахстана, Киргизии, Латвии (2 раунда переговоров), Литвы, Молдовы (2 раунда переговоров), Польши (5 раундов переговоров), Сербии, Франции, Финляндии, Хорватии, Эстонии.
В ходе указанных переговоров обсуждались проблемные вопросы, возникающие у российских автомобильных перевозчиков при осуществлении перевозок по территориям иностранных государств.
Во время проведения переговоров на постоянной основе с компетентными органами государств-партнеров обсуждаются меры по устранению барьеров на пути эффективного развития автомобильных перевозок, вносятся предложения по либерализации транзитных перевозок, взаимному снятию необоснованных ограничений и упрощению разрешительной системы на двусторонние перевозки, что способствует повышению уровня конкуренции российских перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг.
Проведение переговоров с указанными странами было запланировано в рамках осуществления Минтрансом России политики по созданию условий для паритетного участия перевозчиков в перевозках автомобильным транспортом пассажиров и грузов и обеспечении потребностей внешней торговли Российской Федерации.
Ключевым событием, давшим новый импульс процессам интеграции в Евразийском регионе, стало подписание главами Беларуси, Казахстана и Российской Федерации Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и присоединение к нему Армении и Киргизии.
С начала 2017 года Минтранс России активно участвует в работе, проводимой в рамках Евразийской экономической комиссии ЕАЭС, по подготовке целого ряда документов, направленных на реализацию Договора и формирования комплексного документа по Основным направлениям согласованной транспортной политики (ОНСТП).
Указанные изменения затронут рынок автотранспортных услуг государств-членов и обеспечат равный доступ на рынок и создание единых экономических условий для деятельности транспортных предприятий в государствах-членах Евразийского экономического союза, а также единый порядок осуществления транспортного контроля на его внешней границе.
Предусмотрена поэтапная либерализация перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Государства-члены договорились также принимать согласованные меры по устранению препятствий (барьеров), влияющих на развитие международного автомобильного сообщения в рамках Союза.
Это должно во многом определить вектор развития рынка услуг автомобильного транспорта в Евразийском регионе и послужить стимулом для принятия другими государствами региона мер по упрощению международных автомобильных перевозок и развитию конкуренции на рынке перевозок автомобильным транспортом.
Минтранс России проводит необходимую работу в рамках ЕАЭС с целью с исключения административных барьеров для малого и среднего бизнеса и стимулирования конкуренции.
Подготовленный в 2016 году проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек» письмом от 09.02.2017 № МС-10/1684 внесен в Правительство Российской Федерации.
Принятие законопроекта, позволит установить единые требования к допуску перевозчиков к осуществлению деятельности, связанной с перевозкой автобусами пассажиров по заказу, а также для собственных нужд, в том числе перевозкой школьными автобусами, а также единые меры административного воздействия ко всем перевозчикам, независимо от форм собственности и вида перевозок.
Кроме того, это позволит проводить проверку выполнения лицензионных требований субъектами транспортной деятельности на этапе получения лицензии, то есть до начала осуществления перевозок, тем самым установив механизм контроля перевозчиков на подготовительном этапе.
Дорожное хозяйство.
По результатам 20l6 года Федеральным дорожным агентством и подведомственными ему федеральными казенными учреждениями была проведена 3721 конкурентная процедура определения поставщика, в том числе путем проведения открытых аукционов в электронной форме -1934, в форме конкурсов - 1 547. По результатам таких процедур заключено 3 444 государственных контракта. При этом доля реализованных процедур определения поставщика, от запланированных в 2016 году процедур составляет 98,57 процента.
Доля конкурентных процедур в общем объеме закупок в стоимостном выражении в 2016 году составила 97,12 процента.
Экономия по конкурентным процедурам, проведенным в 2016 году, составила 4,95 млрд. рублей.
Вместе с тем среднее количество заявок, поданных на участие в конкурентных способах определения поставщика Федерального дорожного агентства и подведомственных учреждений, составляет 2,9 заявки, что свидетельствует о низкой конкуренции в сфере дорожного хозяйства в целом,однако необходимо отметить, что в ряде регионов среднее количество заявок достигло 5, что свидетельствует о среднем уровне конкуренции.В тоже время в ряде регионов среднее количество заявок не достигает 2, что в свою очередь свидетельствует о низком уровне конкуренции либо ее отсутствии.При этом участниками закупок подано 492 жалобы, 292 из них были признаны федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, необоснованными.
За 2016 год в соответствии с требованиями статьи 4 Закона № 223-Ф3 и постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (далее — Государственная компания) проведено 417 закупок в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг Государственной компании.
В том числе обеспечена организация, публикация и проведение 101 конкурентной процедуры и размещена информация о 316 прямых закупках в единой информационной системе в сфере закупок.
Экономия по конкурентным процедурам, проведенным в 2016 году, составила 513,45 млн. рублей.
В 2016 году Государственной компанией было заключено 797 договоров на сумму 218,47 млрд. руб. (включая договоры до 100 тыс. рублей и не требующие публикации в единой информационной системе в области закупок), из них заключено договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства - 289 шт. на сумму8,9 млрд. рублей.
Также необходимо отметить, что в 2016 году Государственной компании была вручена награда в категории «Гарантированная прозрачность» по итогам «Национального рейтинга прозрачности закупочной деятельности государственных структур и коммерческих компаний 2016 года». Это награда стала для Государственной компании пятой подряд.
Национальный рейтинг прозрачности закупок в 2016 году был составлен за период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года. Участниками рейтинга стали государственные и муниципальные закупщики, в том числе 70 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня, 85 крупнейших муниципальных образований, а также 71 заказчик, деятельность которых регулируется Федеральным законом № 223-Ф3, и 117 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами. Таким образом, в рейтинге участвовало 426 заказчика.
Следует отметить, что Государственная компания - одно из первых юридических лиц, закупочная деятельность которых регулируется Законом № 223-ФЭ, в 2014 году начала использовать при осуществлении закупок, в том числе собственну