Сфера лесопромышленного комплекса

Лесопромышленный комплекс (ЛПК) России включает следующие виды экономической деятельности:

- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели;

- производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;

- производство мебели.

По данным Росстата в ЛПК в 2016 году (сентябрь 2016 г.) зарегистрировано крупных и средних предприятий, в том числе:

322 организации в обработке древесины,

198 - в ЦБП,

175 - в мебельном производстве.

Вместе с тем в сегменте пиломатериалов общее число зарегистрированных предприятий превышает 20 тысяч (значительно присутствие малого бизнеса).

Перспективы развития ЛПК обусловлены значительным объемом природных ресурсов. Однако при оценке потенциала и определении задач следует учитывать ограничения, накладываемые доступностью имеющихся ресурсов, а также объемами потенциальных рынков сбыта и возможностями российских компаний конкурировать на них при существующей структуре издержек.

Базой для российской целлюлозно-бумажной промышленности являются предприятия, оставшиеся после распада СССР. Компании предпочитают проводить модернизацию существующих мощностей, так как создание новых требует серьезных инвестиций в площадки с высокими рисками (в сравнении с зарубежными аналогами). Основными регионами производства целлюлозы являются северо-запад (Архангельская область, Республики Коми и Карелия) и южные районы Сибири (Иркутский край). Отрасль достаточно сконцентрирована и поделена между несколькими крупными холдингами.

Объем варки целлюлозы в России составляет около 8 млн т., что ставит ее на 8 место в мире. Большая часть данной целлюлозы используется в дальнейших переделах. Российская целлюлоза является одной из наиболее конкурентных по цене в Китае, что создает потенциал по расширению присутствия.

Важным направлением развития данного сегмента в последние годы являлось стимулирование импортозамещения. Однако значительным сдерживающим фактором для активного развития производства глубоких переделов изделий из бумаги и картона является ограниченный уровень спроса на внутреннем рынке. Указанный фактор ограничивает создание новых производственных площадок.

Дальнейшее развитие производств будет следовать за появлением дополнительного спроса. Наибольшим потенциалом для этого обладают сегменты макулатурного и потребительского картона, а также санитарно-гигиенических изделий (СГИ).

В части деревообрабатывающей промышленности необходимо отметить.

Россия является крупным игроком на экспортном рынке пиломатериалов, уступая по этому показателю только Канаде. Основные потоки российской продукции: Китай и Северная Африка (преимущественно Египет), страны СНГ и Япония.

Крупнейшей продуктовой группой сегмента древесных плит является ДСП, поскольку они активно используются при производстве мебели низкого ценового сегмента. Экспортные возможности данного продукта крайне ограничены ввиду сильного влияния транспортных издержек на себестоимость продукции.

Другим крупным сегментом являются плиты MDF/HDF, спрос на который в последние годы растет ввиду быстрого распространения ламинированных полов и частичного вытеснения фанеры и ДСП при производстве мебели. До 2030 г. темпы роста снизятся.

Рынок плит OSB в последние годы стабилизировался, сравнявшись с темпами роста рынка деревянного домостроения. Дальнейший ввод мощностей перейдет к перепроизводству и ценовой конкуренции. Основной объем мощностей вводится зарубежной компаний за счет локализации производств крупного импортера Kronspan.

В целом, потенциал развития сегмента древесных плит ограничен объемом потребления внутреннего рынка и рынков стран СНГ и Восточной Европы, и до 2030 г. не планируется кардинальных изменений в сегменте.

Схожие проблемы присутствуют и в сегментах конечной продукции механической деревообработки - мебели и деревянного домостроения.

Россия является достаточно крупным производителем пеллет, входя в 10 крупнейших стран-экспортеров данного продукта. Все предприятия сегмента ориентированы исключительно на внешний рынок, поскольку в России пеллеты в отоплении практически не используются. Большинство заводов по производству пеллет сосредоточены в Северо-Западном регионе и ориентированы на крупный рынок Европы, при этом мощности недозагружены. Возможности по росту внутреннего рынка крайне ограничены в силу высокой стоимости переключения на использование пеллет с дров и природного газа.

Таким образом, можно выделить ряд ключевых проблем, создающих барьеры для развития промышленности:

- высокий уровень износа ряда производственных мощностей;

- высокие капитальные затраты на строительство новых производств;

- недостаточное развитие научного и технологического потенциала;

- высокие цены на электроэнергию и железнодорожные перевозки, недостаток транспортно-логистической инфраструктуры, сложность ее расширения и обеспечения доступа к ней;

- недостаточная емкость внутреннего рынка;

- недостаточное развитие кадрового потенциала и высокопроизводительных рабочих мест

Также необходимо отметить наличие экологических рисков, связанных с действием двух групп факторов: природных (пожары, лесные болезни, вредные организмы) и антропогенных. Снижению экологических рисков способствуют мероприятия по развитию лесного хозяйства, расширению борьбы с пожарами, государственной природоохранной деятельности и сертификации российских предприятий.

В целях поддержки отрасли реализуются мероприятия по субсидированию организаций лесопромышленного комплекса в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Ведется работа в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Реализация приоритетных инвестиционных проектов позволит увеличить глубокую переработку древесины, объемы производства основных видов лесоматериалов, а также обеспечить рост занятости в деревообрабатывающей отрасли.

В развитии лесного комплекса с учетом мировой практики представляется перспективным подход, основанный на формировании лесопромышленных кластеров, которые представляют собой сконцентрированную в регионе группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций в секторе лесной промышленности.

В целом, дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса России связано с реализацией экспортного потенциала, импортозамещения и роста внутреннего рынка.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

1. Практика заключения концессионных соглашений, изменения в законодательстве о концессионных соглашениях, стимулирование развития инвестиционной деятельности в целях развития конкуренции в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Основным направлением развития конкуренции в сфере жилищно- коммунального хозяйства с учетом технологических особенностей отрасли является создание условий для выхода ресурсоснабжающих организаций на соответствующие рынки. Оптимальным инструментом, обеспечивающим развитие прозрачной конкуренции за получение права владения объектами коммунальной инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является практика заключения концессионных соглашений по результатам проведения конкурса на право его заключения либо в порядке частной инициативы.

По итогам 2016 года было заключено 1477 концессионных соглашений, из них только за 2016 год заключены 580 концессионных соглашений, что превышает в 2 раза показатель предыдущего периода (за 2015 год было заключено 271 концессионное соглашение, за 2014 год - 112 концессионных соглашений).

Объем инвестиций, предусмотренных концессионными соглашениями, заключенными в 2016 году, составляет порядка 67,6 млрд руб. (из них 62,4 млрд руб. средства концессионеров).

Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2017 года, общий объем инвестиций (нарастающим итогом), предусмотренных в рамках действующих концессионных соглашений, составил 196,1762 млрд руб. (из них 183,3872 млрд руб. - средства концессионеров).

Данные показатели свидетельствуют об активизации концессионной модели и эффективности принятых Правительством Российской Федерации мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства и привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

В целях развития механизма концессионных соглашений принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», предусматривающий в том числе:

обязательное участие субъекта Российской Федерации в качестве стороны концессионного соглашения;

возможность передачи в концессию имущественного комплекса в случае, когда только часть имущества зарегистрирована в установленном порядке, и учет затрат на регистрацию имущества в тарифах концессионера;

возможность учета при установлении концессионной платы долговых денежных обязательств государственных и муниципальных предприятий, имущество которых передается в концессию, возникших не позднее, чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения;

возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса в концессионные соглашения в случае, если у арендатора права владения или пользования возникли в срок с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года.

Кроме того, Минстроем России проводится работа, направленная на развитие инструментов, создающих дополнительные условия для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10, далее - Паспорт), который в настоящее время актуализируется.

Паспортом предлагаются законодательные и регулятивные меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности отрасли жилищно- коммунального хозяйства в том числе за счет формирования и создания возможности тиражирования лучших практик реализации проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, упрощения процесса поиска потенциальных инвестиционных проектов (для инвесторов) и инвесторов (для проектов).

Так, например, в настоящее время во исполнение пункта 2 протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 30 сентября 2016 г. № 2 Минстроем России совместно с ПАО «Сбербанк» ведется работа по совершенствованию механизмов государственной поддержки в сфере жилищно-коммунального хозяйства с целью обеспечения массового привлечения частных инвестиций в указанную сферу путем разработки банковского типового тиражируемого кредитного решения, а также запуска соответствующих пилотных проектов в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, Минстроем России организована работа по формированию интернет-портала «Биржа инвестиционных проектов в ЖКХ». Указанный интернет- портал будет направлен на повышение информированности инвесторов о потенциально привлекательных для инвестирования объектах коммунального хозяйства. В рамках работы интернет-портала инвестиционные проекты будут проанализированы ведущими экспертами отраслевого и банковского сообщества на предмет их инвестиционной привлекательности. Соответствующая оценка и подготовка реализации инвестиционного проекта будет проводиться на безвозмездной основе.

В 2016 году по инициативе Минстроя России и Агентства стратегических инициатив была создана рабочая группа по отбору эффективных механизмов развития ЖКХ и формирования комфортной городской среды. В задачи рабочей группы входит отбор лучших практик и инициатив и работа над формированием «верных решений» отраслевой модели «ЖКХ и городская среда».

В настоящее время уже существует порядка 30 проработанных решений по различным направлениям: городская среда, доступная среда, теплоснабжение, водоснабжение, энергоэффективность, обращение с ТКО, инвестсреда, капремонт, общественные инициативы. Указанные решения максимально готовы к тиражированию в субъектах Российской Федерации.

Наши рекомендации