Состояние конкуренции на рынке медицинских услуг в сфере обязательного медицинского страхования.
До вступления в силу Федерального закона от 29.11.2010 № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) число медицинских организаций негосударственной формы собственности составляло 618 (7,6% от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования). С 2011 года количество медицинских организаций частной формы собственности, работающих в сфере обязательного медицинского страхования постоянно увеличивается:
- в 2011 году - 733 (9,0% от общего числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования);
- в 2012 году - 1 029 (12,7%), в 2013 году - 1 333 (16,2%), в 2014 году - 1 840 (21,5%), в 2015 году - 1 952 (23,4%), в 2016 году - 2 446 (27,3%; всего в 2016 году деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляют 8 945 медицинских организаций).
В настоящее время законодательно обеспечено равное участие всех медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования: порядок включения в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (Реестр), носит уведомительный характер, а для вновь созданных медицинских организаций Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации (далее - Комиссия) могут быть установлены иные сроки подачи уведомления о включении в Реестр.
Законодательством в сфере обязательного медицинского страхования установлено равное право представителей медицинских организаций любой формы собственности входить в состав и принимать участие в деятельности создаваемой в субъекте Российской Федерации Комиссии.
С каждым годом расширяется спектр медицинских услуг, оказываемых частными медицинскими организациями по обязательному медицинскому страхованию: если на начальном этапе частные медицинские организации оказывали стоматологические услуги и отдельные диагностические услуги, в настоящее время спектр услуг расширился за счет офисов врачей общей практики, консультаций узких специалистов, услуг гемодиализа, экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), позитронно-эмиссионной томографии и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ), реабилитации в центрах восстановительной медицины и санаториях.
В качестве положительных примеров доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в сфере обязательного медицинского страхования можно отметить следующие.
С 2013 года в Санкт-Петербурге реализуется пилотный проект государственно-частного партнерства в сфере первичной врачебной медицинской помощи, предусматривающий открытие офисов врачей общей практики в новых микрорайонах на территории, где размещены государственные медицинские организации, мощности которых не рассчитаны на имеющийся рост населения или далеко расположены от новых строений.
Затраты на строительство и оснащение центров, поиск и обучение персонала взяла на себя частная компания. Участие государства сводится только к оплате оказанных медицинских услуг из средств обязательного медицинского страхования по тарифам, которые действуют в сфере обязательного медицинского страхования.
Реализация аналогичного проекта началась также в Ульяновской области.
В рамках проекта предполагается открыть сеть максимально приближенных к местам проживания населения «мини» клиник, оказывающих услуги первичного звена здравоохранения, наиболее важную и востребованную медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, оптимизируя работу, таким образом, существующей государственной системы здравоохранения.
В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации реализуются проект по созданию сети центров позитронной эмиссионной и компьютерной томографии (ПЭТ/КТ). Частные ПЭТ - центры включены в реестр медицинских организаций и осуществляют деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан, Тамбовской, Орловской, Липецкой, Воронежской, Курской и Свердловской областях.
Значительно участие медицинских организаций частной системы здравоохранения при оказании услуг экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). В 2013 году процедура ЭКО осуществлялась частными медицинскими организациями в 17 субъектах Российской Федерации. В 2016 году число таких субъектов увеличилось до 69, а доля случаев применения ЭКО в медицинских организациях частной системы здравоохранения и их финансовое обеспечение составили по итогам 2016 года 48,0%.
Финансовое обеспечение оказываемой медицинскими организациями частной системы здравоохранения составляет:
- в стационарных условиях - 2,1%;
- в амбулаторных условиях (в том числе стоматология) – 5,1%;
- в условиях дневного стационара - 20,7%, в том числе ЭКО-47,7%;
- скорая медицинская помощь - 0,4%.
С целью создания привлекательных условий для медицинских организаций как государственной, так и негосударственной форм собственности, осуществляющих свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, ведется постоянная работа по взаимодействию с представителями частного бизнеса, совершенствуется нормативная правовая база сферы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с 2019 года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, будут предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения.
Таким образом, с 01 января 2019 года медицинские организации частной системы здравоохранения будут иметь возможность участия в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации, на сопоставимых условиях с федеральными государственными учреждениями и медицинскими организациями, подведомственными уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что будет способствовать появлению на рынке новых медицинских организаций, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, и повышению доступности медицинской помощи.
Министерство энергетики Российской Федерации