Российский союз промышленников и предпринимателей
Проблемы, связанные с недобросовестной конкуренцией, остаются по-прежнему значимыми для бизнеса. Почти четверть участников опроса считают, что недобросовестная конкуренция — одна из наиболее острых проблем, мешающих предпринимательской деятельности в России.
Примерно такая же доля компаний в 2016 году регулярно сталкивалась с нарушением своих прав из-за недобросовестной конкуренции. Вариант «сталкивались в единичных случаях» отметили 48,4% респондентов.
Отрицательный ответ дали 28% организаций.
Нарушение прав компании: столкновение с недобросовестной конкуренцией в 2007 — 2016 годах, %
Динамика 2007-2016 годов отрицательная: компании чаще испытывали трудности в своей деятельности из-за недобросовестной конкуренции — доля ответов «приходилось сталкиваться» выросла с 37,8% до 48,4%.
При этом последние пять лет ситуация остаётся неизменной.
Максимальная доля отрицательного ответа в случае Приволжского федерального округа — 38,2% компаний из ПФО указали, что не сталкивались с проявлениями недобросовестной конкуренции.
Дальневосточные компании страдают из-за недобросовестной конкуренции чаще, чем компании из других регионов.
85,2% компаний строительного сектора заявили, что им пришлось в 2016 году столкнуться с недобросовестной конкуренцией — регулярно или в единичных случаях, доля выше совокупного значения на 13,2%. Также эта проблема актуальна для отрасли «оптовая и розничная торговля».
Каким образом устроена конкурентная среда в России, в целом? Бизнес дал следующую оценку давления конкуренции на деятельность компании со стороны различных производителей.
Влияние конкуренции на деятельность компании со стороны…
2016 год, %
Большинство компаний — 41,8% — назвали влияние конкуренции со стороны отечественных производителей заметным. 22,7% считают, что влияние сильное. Ответ «слабо» дали 22% участников опроса. Конкуренция со стороны отечественных производителей не оказывает влияния только на 13,5% компаний.
Динамика оценок конкурентной среды: отечественные производители
2009 — 2016 годы[39], %
*При дальнейшем анализе не учитывается вариант «нет ответа».
По сравнению с 2009 годом выросла доля тех компаний, на деятельность которых конкуренция со стороны отечественных производителей влияет сильно — с 16,3% до 22,7% через промежуточное значение 2011-го года 22%.
Респонденты стали также чаще выбирать вариант «заметно влияет».
Сильное конкурентное давление со стороны национальных производителей испытывают на себе компании из Южного и Уральского федеральных округов: доля этого варианта достигла 40%.
Максимальная доля ответа «влияет сильно» зафиксирована в случае компаний строительного сектора — 30,4%.
Организации отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в два раза чаще других дали ответ «влияния со стороны отечественных компаний нет».