И среднему предпринимательству АО «МСП Банком»
Дата | Кол-во субъектов МСП | Сумма оказанной поддержки субъектам МСП (млн. руб.) | |
01.01.2016 | 16 359 | 105 508 | |
01.04.2016 | 15 834 | 98 539 | |
01.07.2016 | 15 392 | 90 859 | |
01.10.2016 | 14 262 | 85 580 | |
01.01.2015 | 18 080 | 96 880 | |
01.04.2015 | 18 841 | 99 494 | |
01.07.2015 | 18 322 | 102 217 | |
01.10.2015 | 17 347 | 102 117 |
Источник: «МСП Банк»
АО «МСП Банк» в 2015 г. оказал поддержку субъектам МСП в размере 400 708 млн. руб., в 2016 г. сумма оказанной поддержки сократилась по сравнению с предыдущим периодом и составила – 380 586 млн. руб[26].
АО «Корпорация «МСП» – институт развития в сфере малого и среднего бизнеса, реализует программу поддержки по 4 основным направлениям: финансовая и гарантийная поддержка; имущественная и консультативная поддержка; маркетинговая и информационная поддержка; расширение доступа к закупкам компаний с госучастием.
Согласно отчету о ходе реализации оказания мер поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, составленному АО «Корпорация «МСП», за 2016 г. объем закупок у субъектов МСП составил 1,511 трлн руб. (на основании данных, подтвержденных Федеральным казначейством и ФНС России)[27]. В 2017 г. ожидается, что данный показатель достигнет 1,6 трлн.руб.
Вместе с тем в настоящее время крупные государственные корпорации открыли для публичного доступа списки планируемых к закупке товаров и услуг. Открытые списки значительно упростили поиск закупок для предпринимателей, но при этом у субъектов МСП практически отсутствует возможность в них участвовать и заключить государственный контракт. Это связано с тем, что многие крупные заказчики требуют прохождения подрядчиками добровольной сертификации для установления соответствия стандартам заказчика в одобренных ими организациях. Стоимость услуг сертификации в таких организациях необоснованно высокая (доходит до полутора миллионов рублей, в то время как обычная сертификация в рамках «национальной системы» обойдется в триста тысяч рублей).
Помимо высокой стоимости, часто предъявляются необоснованные требования к продукции (услугам). Процесс сертификации может быть целенаправленно затянут до окончания закупочных процедур в интересах лояльных организаций. Учитывая специфику товаров (услуг), поставляемых именно малыми и средними предпринимателями, стоит отметить, что зачастую предмет закупки не требует «особых» процедур сертификации, которые могут оказать только одобренные заказчиками организации. Небольшие компании вынуждены тратить огромные суммы на получение сертификатов в различных органах, чтобы иметь доступ к поставкам в определенные организации. Сейчас в России насчитывается свыше двух тысяч систем добровольной сертификации.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Рост предпринимательской активности в России на 35% с 2014г. по 2016 г. зафиксирован Глобальным мониторингом предпринимательства (GlobalEntrepreneurshipMonitor, GEM)[28], который является крупнейшим в мире проектом по исследованию предпринимательской активности. В 2016 г. в опросе приняло участие более 197 тыс. человек в 65 странах мира. Исследования также показали, что в 2016 г. в России выросло количество людей, чей бизнес существует на рынке более чем 3,5 года - их количество составило 5,3% взрослого трудоспособного населения, это также самое высокое значение данного показателя за весь период проведения исследования в России (с 2006 года).
Закрытие бизнеса в России, согласно исследованию, происходило в основном по финансовым причинам. Около 33% респондентов констатировали, что вынуждены были закрыть бизнес из-за неприбыльности. 15% указали, что причина, побудившая их закрыть бизнес, связана с высокими налогами и бюрократией. Выше этот показатель был только в Македонии (30,9%), Италии (26,3%), Латвии (20,6%), Хорватии (16,5%).
По итогам 2016 г. Всемирный банк опубликовал международный рейтинг «Ведение бизнеса» (DoingBusiness 2017), в котором Россия поднялась на 11 позиций, заняв 40 место из 190 возможных[29]. Наибольшая динамика зафиксирована по таким показателям, как «Регистрация предприятий», «Международная торговля» и «Получение разрешений на строительство».
Несмотря на различные позитивные показатели, вклад МСП в экономику Российской Федерации остается несущественным по сравнению с другими странами мира. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП находится на уровне 20%, что в разы ниже показателей зарубежных стран.