Выводы и предложения субъектов РФ
Субъектами Российской Федерации в региональных докладах обозначены проблемы, затрудняющие внедрение Стандарта, а также даны предложения по их решению. Наиболее общие проблемы следующие:
1. Регионы испытывают сложности при проведении мониторинга, связанные с отсутствием необходимой информации в формах государственной статистики.
Предлагается: органам государственной статистики рассмотреть возможность по корректировке системы федеральной статистической отчетности для обеспечения субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимой статистической информацией для проведения мониторинга состояния конкуренции на рынках товаров работ и услуг на уровне регионов.
2. Отсутствует единая методики оценки уровня развития конкуренции (конкурентной среды) в субъектах РФ. Существующие подходы к оценке рынков (международная методика «Инструментарий для оценки воздействия на конкуренцию», разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития) неприменимы для регионов России, так как трудозатратны и несовместимы с действующими методическими подходами.
Предлагается: разработать методику оценки уровня развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации с использованием опыта такой оценки, наработанного регионами за 2015-2016 годы.
3. Органы исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, общественные организации потребителей и бизнес-сообщества, принимающие участие в содействии развитию конкуренции в регионах, испытывают трудности в связи с нехваткой квалифицированных кадров в указанной сфере деятельности.
Предлагается: проводить на регулярной основе обучающие мероприятия для региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления при активном участии Федеральной антимонопольной службы, Министерства экономического развития Российской Федерации, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.
4. Отсутствуют модельные решения по развитию конкуренции на отраслевых рынках.
Предлагается: активизировать работу федеральных органов исполнительной власти по развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата на отраслевых рынках; обеспечить координацию этой работы со стороны Минэкономразвития России и ФАС России. В состав межведомственной рабочей группы по вопросам реализации Стандарта при Минэкономразвития России включить представителей отраслевых министерств и ведомств.
5. Отсутствуют единые для всех субъектов Российской Федерации методические подходы к отбору рынков.
Предлагается: рассмотреть вопрос о формировании на федеральном уровне указанных методических подходов.
6. Сроки выхода официальной статистической информации, используемой при подготовке Доклада о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг за отчетный год - 31 марта. Срок опубликования регионального доклада и представление его в заинтересованные органы и организации - 10 марта.
7. Сложность в получении статистической, финансовой и налоговой отчетности.
Предлагается: в целях обеспечения доступа к статистической информации, финансовой и налоговой отчетности предусмотреть в Стандарте заключение соглашений о взаимодействии между уполномоченным органом и территориальными органами ФНС, Росстата и др., а также разработать и утвердить соответствующие формы и периодичность предоставления отчетности.
8. В целях повышения эффективности работы субъектов Российской Федерации по вопросам внедрения Стандарта, а также реализации основных составляющих Стандарта предлагаем организовать и обеспечить функционирование Единого Информационного Портала «Стандарт развития конкуренции». В рамках указанного Портала субъекты Российской Федерации могли бы размещать официальную информацию о внедрении Стандарта, а также организовать обмен лучшими практиками. На базе Портала можно предусмотреть организацию взаимодействия регионов и федерального центра по вопросам внедрения Стандарта.
Одновременно с вышеуказанными проблемами ФАС России выделяет еще одну: в российском законодательстве понятие конкурентная среда не определено. Вместе с тем, данное понятие широко используется в различных исследованиях, а также нормативных правовых актах.
Анализ использования понятия конкурентная среда показывает, что его содержание зависит, прежде всего, от целей и задач проводимого исследования.
В целом понятие конкурентная среда можно рассматривать как ситуацию (или условия), сложившуюся на рынке (сегменте бизнеса), в рамках которой производители товаров и услуг находятся в состоянии борьбы за потребителей, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке; либо конкурентная среда – это комплекс релевантных условий (динамических параметров), в которых функционирует бизнес на том или ином рынке.
Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации интерпретируют это понятие в соответствии с целями и задачами развития конкуренции в регионах на основе внедрения Стандарта.
Так, в Докладе о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Воронежской области представлена одна из наиболее релевантных позиций по вышеуказанному вопросу:
«Характеристика состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области проведена по следующим направлениям:
- характеристика динамики и структуры количества хозяйствующих субъектов, конкурирующих на рынках;
- оценка уровня конкуренции на рынках товаров и услуг;
- оценка удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг и состоянием ценовой конкуренции;
- оценка наличия и уровня преодолимости административных барьеров, препятствующих появлению новых конкурентов на рынках в разрезе муниципальных образований Воронежской области;
- характеристика экономических ограничений конкуренции на рынках товаров и услуг;
- оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области с использованием имеющихся данных рейтингов, характеризующих состояние конкуренции на региональных рынках товаров и услуг.
Представленные выводы по перечисленным направлениям базируются на анализе статистических данных Росстата, результатах мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Воронежской области, проведенного уполномоченным органом, результатах оценки бизнес-климата, проводимой Торгово-промышленной палатой, анализе информации, представленной Федеральной антимонопольной службой, региональными отделениями общероссийских общественных организаций: Союз промышленников и предпринимателей Воронежской области, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», а также результатах проведенного правительством Воронежской области социологического исследования по выявлению ключевых факторов, влияющих на удовлетворенность предпринимательского сообщества региона.».
В то же время оценка конкурентной среды на том или ином рынке содержит и ряд иных значимых направлений, такие как уровень недобросовестной конкуренции, доступность услуг естественных монополий и другие.
Однако, в докладах субъектов Российской Федерации понятия «конкуренция» и «конкурентная среда» далеко не всегда разграничиваются. Более того, в документах федерального уровня, в частности в государственной статистической отчетности в форме «Оценка состояния конкурентной среды в розничной торговле по регионам Российской Федерации» одной из составляющей этой формы является собственно улучшение состояния конкурентной среды, наряду с другими ее составляющими.
В связи со сложившейся неопределенностью, в выводах и предложениях многих региональных докладов содержится предложение разработать единую методику оценки уровня развития конкурентной среды в субъектах Российской Федерации.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.09.2016 № 1969-р при Минэкономразвития России создана межведомственная рабочая группа по вопросам реализации положений Стандарта (далее – межведомственная рабочая группа). Согласно положению основными задачами межведомственной рабочей группы является подготовка разъяснений положений Стандарта, а также предложений по его изменению.
В этой связи, представляется необходимым включить в план работы группы и рассмотреть на ее заседаниях вопросы, поставленные в докладах о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъектов Российской Федерации.
В план работы группы на 2017 год включено проведение обучающих мероприятий (семинаров и совещаний) во всех федеральных округах.
На заседании межведомственной рабочей группы, состоявшемся 09.02.2017 (протокол № 2-Д05), рассмотрено предложение ФАС России о необходимости разработки и внедрения единой формы отчетности в части информации о состоянии конкурентной среды в регионе на отдельных товарных рынках. Данное предложение членами рабочей группы признано концептуально верным и нуждающимся в серьезной проработке.
Таким образом, в 2017 году необходимо решить ряд методических задач в целях обеспечения измеримости результатов политики по развитию конкуренции.
В настоящее время проходит согласование подготовленного ФАС России проекта указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», в рамках которого утверждается Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2017-2018 годы. В соответствии с указанным проектом в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определен принцип измеримости результатов политики по развитию конкуренции. Утверждение Национального плана развития конкуренции создаст институциональную основу решения многих организационных, методологических и ресурсных проблем, возникающих в ходе внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Приложение № 1
К Разделу 1.2 Доклада