Влияние на состояние конкуренции санкций, введенных в отношении России
6 августа 2014 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым был запрещён ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по перечню согласно приложению постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560, от 24.06.2015 № 320 и от 29.06.2016 № 305, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. В указанный перечень входят, в том числе, мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи.
Действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 и продленных Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2015 № 320, продлено с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2016 № 305.
30.06.2016 Правительством Российской Федерации подписано постановление № 608 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778», направленное на реализацию указов Президента Российской Федерации о продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации.
Продлен с 6 августа 2016 года по 31 декабря 2017 года запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Это, в том числе Соединённые Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн. При этом в отношении Украины указанный запрет применяется с 1 января 2016 г.
Авторы исследования «Динамика потребительских цен: итоги 2016 года» Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации отмечают, что динамика потребительских цен в России в периоды экономических спадов 2008-2010 и 2014-2016 годов в целом схожа, но в 2015 году рост потребительских цен был заметно выше, чем в прошлый кризис (месячные приросты цен на непродовольственные товары и особенно продовольствие в декабре 2014 г. — феврале 2015 г. превышали 3-5%), что в основном обусловлено существенно более резкой и сильной девальвацией рубля, а также введенными Россией контрсанкциями в сфере продовольствия.
В первом полугодии 2015 г. из-за девальвации рубля в России резко сократилась доля импортной продукции в товарных ресурсах розничной торговли, причем в отношении продовольствия падение данного показателя продолжилось и в 2016 году. Это привело к ослаблению инфляционного давления со стороны подорожавшего импорта на потребительские рынки: так, по категории «мясо и птица» доля импорта к первому полугодию 2016 г. сжалась до 10% — в три раза ниже, чем в 2011-2012 годах.
Рост рублевых цен на импортные товары отстает от величины девальвации национальной валюты, так как поставщики импортной продукции, состав которых в сфере продовольствия при этом изменился из-за санкционных ограничений, стремятся снизить инфляционное давление на потребителя и уменьшить падение спроса и вынуждены оптимизировать свои издержки (например, путем их частичного перевода в национальную валюту). В результате снижаются долларовые цены импорта: например, во втором полугодии 2014 г. средние цены на импортное мясо составляли 4,4 тыс. долл./т, а в первом полугодии 2016 г. — 2,6 тыс. долл./т, то есть снижение долларовых цен превысило 40%.
Что касается вопросов внешней торговли, то по данным Банка России внешнеторговый оборот России (по методологии платежного баланса), в 2016г. составил 473,2 млрд. долларов США (88,6% к 2015г.), в том числе экспорт – 281,8 млрд. долларов (82,5%), импорт – 191,4 млрд. долларов (99,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 90,4 млрд. долларов США (в 2015г. – положительное, 148,5 млрд. долларов).
Внешнеторговый оборот, по данным ФТС России, в 2016г. составил 467,8 млрд. долларов США. Экспорт составил 285,5 млрд.долларов, в том числе в страны дальнего зарубежья - 248,1 млрд.долларов, в государства-участники СНГ - 37,4 млрд.долларов. Импорт составил 182,3 млрд.долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - 162,9 млрд.долларов, из государств-участников СНГ - 19,3 млрд.долларов.
Экспорт услуг в январе-сентябре 2016г. составил 36,9 млрд.долларов США (2518,1 млрд. рублей) и по сравнению с январем-сентябрем 2015г. уменьшился на 2,9%, импорт услуг составил 55,1 млрд.долларов США (3758,5 млрд.рублей) и уменьшился на 19,0%. Сальдо баланса услуг сложилось отрицательное в размере 18,2 млрд.долларов США (в январе-сентябре 2015г. - отрицательное, 30,0 млрд.долларов). Доля государств-участников СНГ в общем объеме экспорта услуг в январе-сентябре 2016г. составила 13,5%, импорта услуг - 7,0%.
Объем ВВП России за 2016г., по первой оценке, составил в текущих ценах 85880,6 млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно 2015г. составил 99,8%. Индекс-дефлятор ВВП за 2016г. по отношению к ценам 2015г. составил 103,4%.
В январе 2017г. по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 100,6%, в том числе на продовольственные товары - 100,9%, непродовольственные товары - 100,5%, услуги - 100,5%.
В январе 2017г. среди наблюдаемых видов плодоовощной продукции существенно выросли цены на свежие помидоры и огурцы - на 23,4% и 20,8% соответственно, виноград - на 11,3%, лук репчатый - на 6,8%. Вместе с тем апельсины стали дешевле на 7,9%, сухофрукты - на 0,6%.
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения) в январе 2017г. в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 171,5 млрд.рублей, что говорит о росте производства продукции сельского хозяйства по итогам 2016 года к соответствующему периоду предыдущего года на 4,8 %. [9]
Производство продуктов животноводства в сельскохозяйственных организациях в январе 2017 года к январю 2016 года составило:
· Скот и птица на убой (в живом весе) - 106,7%;
· Молоко - 104,3%;
· Яйца – 104,9%.
Объем работ, выполненных по видам деятельности «строительство» в январе 2017 года к январю 2016 года, снизился на 4,7%, при этом строительство жилых домов в январе 2017 года к январю 2016 года снизился на 21,6%.
Индекс промышленного производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» в январе 2017 года к январю 2016 года повысился на 2,3 %, а именно:
· индекс производства по добыче полезных ископаемых в стране в январе 2017 года к январю 2016 года повысился на 3,3 %;
· индекс обрабатывающего в январе 2017 года к январю 2016 года повысился на 2 %;
· индекс обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха в январе 2017 года к январю 2016 года составил незначительный рост 0,8 %.
Такие результаты могут отражать основные тенденции государственной политики в течение последнего года — импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности. Взвешенная и целенаправленная политика импортозамещения, рассчитанная на долгосрочную перспективу, должна способствовать росту российского высокотехнологичного производства.
Однако, политика ускоренного импортозамещения, несмотря на кажущуюся в краткосрочном периоде пользу для российских производителей, может нести скрытые угрозы для экономики страны. Недостаточно продуманные и быстро реализуемые меры в долгосрочной перспективе могут привести к ограничению конкуренции и снижению эффективности функционирования товарных рынков.
Анализ мероприятий, реализуемых в рамках политики импортозамещения, показывает, что большинство из них в той или иной степени оказывают или могут оказывать отрицательное влияние на состояние конкуренции товарного рынка в виде:
1) ограничения доступа импорта на российский рынок путем:
- запрета и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами для целей государственного и муниципального заказа;
- введения дополнительных административных барьеров в виде лицензирования и обязательной сертификации продукции;
- создания реестров отдельных видов продукции;
Так, формируются перечни отдельных видов продукции (например, в сфере машиностроения) иностранного происхождения, которые в случае заключения специального инвестиционного контракта запрещено закупать без согласования с Правительственной комиссией по импортозамещению.
2) создания дискриминационных условий функционирования товарных рынков путем предоставления отдельным хозяйствующим субъектам различных преимущественных условий при наличии иных действующих хозяйствующих субъектов, как правило, посредством:
- определения единственного поставщика товаров, работ, услуг;
В качестве обоснования применения данной формы закупки в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчик ссылается на необходимость оказания поддержки конкретному предприятию, реализующему импортозамещающую продукцию, а в некоторых случаях только планируемому осуществлять производство соответствующей продукции.
- заключения специального инвестиционного контракта;
Возможность заключения долгосрочных договоров с определенными производителями под гарантированные объемы поставок продукции посредством заключения специальных инвестиционных контрактов на освоение производства соответствующей продукции. В течение срока действия указанных контрактов в отношении инвестора действуют меры стимулирования, которые могут негативно повлиять на конкурентоспособность иных хозяйствующих субъектов.
- предоставления субсидий.
Предоставление субсидий отдельным отечественным производителям продукции ведет к сокращению доли действующих на товарном рынке других хозяйствующих субъектов, в том числе и российских, но не соответствующих требованиям, установленным для получения права на субсидию. Как следствие, рост цен на продукцию без изменения ее качественных характеристик.
Так, на Гайдаровском форуме – 2017 «Устойчивый экономический рост: модель для России» было отмечено, что старая модель экономики уже сегодня не работает, что решительных мер, которые позволили бы перезапустить экономику, пока тоже не принимается. Перед нами стоят очень серьезные вызовы, которые объективно сдерживают наш экономический рост, и те шаги, которые должны предпринимать страна, Правительство, Президент.
Прежде всего речь идет о демографическом вызове, недостатке инвестиций, включая проблему санкций и дистанцирования России от мировых рынков, технологическом отставании, низкой производительности труда и низком качестве государственного управления.
Чтобы жить с темпами экономического роста выше среднемировых и тем самым сохранить долю отечественной экономики в мировой системе, требуются системные реформы. Сохранение текущей системы может привести к сокращению присутствия России на мировых рынках, в том числе и на рынке углеводородов. Глава Центра стратегических разработок считает, что одним из источников роста должен стать экспорт, в частности, необходимо увеличить долю несырьевых и неэнергетических товаров.
По результатам опроса Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Оценка состояния конкурентной среды – 2017», в котором приняли участие представители всех сфер экономической деятельности, состояние конкуренции на российских рынках оценено как умеренное: 48% участников опроса указали на высокую или очень высокую конкуренцию для их бизнеса. Доля тех, кто указал на отсутствие конкуренции вообще или на наличие не более 3 конкурентов у представляемого ими бизнеса, составила 12%.
Примерно половина респондентов (49%) указала на увеличение числа конкурентов представляемого ими бизнеса на основном для него рынке товаров и услуг за последние три года. Указанное значение в целом сопоставимо с результатами 2016 года, когда оно составило 50%. Вместе с тем около четверти участников опроса (23%), как и в прошлом году (24%), отмечают снижение числа конкурентов представляемого бизнеса на основном для него рынке.
По мнению участников опроса, снижение числа конкурентов их бизнеса наблюдалось главным образом в результате антиконкурентных действий органов власти (на это указали 40% респондентов), изменений нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность предпринимателей (37%), и ухода российских конкурентов с рынка (34%). Указанные факторы снижения числа конкурентов преобладали также в 2016 году – их подчеркнули 41%, 32% и 42% респондентов соответственно.
Рост же количества конкурентов респонденты объясняют, как правило, появлением на рынке новых российских организаций (на это в 2017 году указали 67% участников опроса, отметивших рост количества конкурентов, в 2016 году – 70%).
При этом ответы респондентов указывают на то, что в целом на российских рынках преобладает именно ценовая конкуренция: 41% респондентов (37% в 2016 году) заявил, что низкая цена играет главенствующую роль для повышения конкурентоспособности продукции их бизнеса. Лишь для каждого пятого наиболее важными факторами конкурентоспособности продукции являются доверительные отношения с клиентами (20%) и высокое качество продукции (19%). Данные результаты сопоставимы с итогами опроса 2016 года (о важности качества продукции и доверительных отношений с клиентами заявил 21% участников опроса в общих случаях).
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» в рамках ежегодного мониторинга состояния предпринимательского климата также провела опрос среди субъектов малого и среднего предпринимательства о состоянии конкуренции в России. По итогам опроса, проведенного в феврале 2017 года, отмечено, что для предпринимателей ужесточение конкуренции продолжает оставаться одной из основных проблем бизнеса. Наиболее остро проблема ужесточения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли (24%), а также в сфере транспортных услуг, строительства и недвижимости (11%). Многие сферы предпринимательской деятельности отметили ужесточение конкуренции как основную проблему за последний год, что может быть связано с введением санкции в отношении России.
Чаще усиление конкуренции отмечали в сфере недвижимости (83%), услуг связи (75%) и информационных технологий (60%).
В докладе Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ говорится, что более 20% предприятий в России приостановили текущие инвестпроекты из-за санкций.
«Ситуация на рынке инвестиций продолжала оставаться сложной вследствие сохраняющегося напряжения со стороны экономико — геополитической конъюнктуры, а также неослабевающего влияния различного рода дестимулирующих факторов», — говорится в исследовании.
Эксперты рассказали, что 54% участников опроса заявили, что санкции оказывают не только относительное, но и прямое ограничивающее воздействие на инвестиционную деятельность.
В целом половина респондентов считают, что в 2016 году состояние инвестиционной активности в организациях сохранилось на уровне 2015 года. Еще треть опрошенных сообщили о снижении инвестиционных процессов.
Аналитики отмечают, что также продолжает снижаться потребность в инвестировании: в позапрошлом году о готовности инвестировать заявляли 90% руководителей, а в 2016 году – 83%.
Опрос показывает, что 60% предпринимателей оценивают состояние инвестиционного климата в России как «удовлетворительное», а 38% — негативно. Главными барьерами для инвестиционной активности бизнесмены назвали высокие проценты по коммерческим кредитам (об этом говорили 77% респондентов) и существующие механизмы их получения (52%). Аналитики поясняют, что, по словам большинства предпринимателей, приемлемой была бы ставка ниже 10%.
В докладе центра ВШЭ использовались результаты опроса более 10 000 руководителей промышленных организаций, ежегодно проводимых Федеральной службой государственной статистики, а также итоги пилотного обследования более 1000 инвестиционно-активных промышленных организаций из 30 регионов, проведенного по заказу НИУ ВШЭ АНО «Статистика России»[10].
Общий объем финансовых вложений организаций (без субъектов малого предпринимательства, бюджетных учреждений, банков, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов) в 2016 г. по данным Росстата составил 136,7 трлн.рублей, в том числе долгосрочные финансовые вложения - 15,5 трлн.рублей (11,3% от общего объема), краткосрочные - 121,2 трлн. рублей (88,7%).
В 2016 г. инвестиции в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) составили 11.111,4 млрд. рублей, из них 98,9% приходилось на инвестиции в основной капитал.
В 2016 г. использовано 14639,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 99,1% к уровню 2015 г.
Затраты организаций (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) на приобретение основных средств, а также объектов незавершенного строительства, бывших в употреблении у других юридических и физических лиц, в 2016 г. составили 394,9 млрд. рублей, что соответствует уровню 2015 г.