Проблемы установления тарифов при закреплении имущества на праве хозяйственного ведения после 08.05.2013.
С 01.01.2015 «старые» объекты ЖКХ передаются только по концессионному соглашению (исключение технологическая связь).
С 05.12.2015 законодательством в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения установлена ничтожность договоров аренды, заключенных вместо концессионных соглашений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Таким образом, договоры аренды в отношении объектов ЖКХ, заключенные вместо концессионных соглашений, являются ничтожными, не влекут юридических последствий и недействительны с момента их совершения.
В соответствии с положениями Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Таким образом, в случае представления в орган регулирования договора аренды объектов ЖКХ, заключенных вместо концессионных соглашений, хозяйствующий субъект не может подтвердить законное основание владения и пользования в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
В отсутствие у унитарных предприятий законных оснований владения, пользования и распоряжения переданным им после 08.05.2013 на праве хозяйственного ведения объектов ЖКХ сложилась ситуация с невозможностью установления тарифов на услуги ЖКХ, что могло привести к срыву отопительного сезона, прекращению теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, социальной напряженности и другим негативным последствиям.
Еще одной распространенной проблемой значительной части унитарных предприятий является наличие у них долговых денежных обязательств по оплате труда, энергетических ресурсов, обязательства по кредитным договорам, заключенным в целях финансирования мероприятий инвестиционных программ таких организаций, а также обязательств по уплате налогов и сборов.
Вместе с тем неоплата такими предприятиями энергетических ресурсов перед другими ресурсоснабжающими организациями приводит к росту тарифов последних, поскольку в ряде установленных законодательством случаях такие недополученные доходы поставщика энергетического ресурса будут заложены в его НВВ на следующие периоды регулирования. Таким образом, получается ситуация, когда граждане оплатившие предоставленный им ресурс будут вынуждены оплачивать коммунальные услуги по тарифу, увеличенному на сумму долга неэффективного ресурсовика, имеющего задолженность и неспособного ее погасить без увеличения тарифа.
По имеющейся информации, представленной рядом субъектов Российской по состоянию на 01.01.2017 общий размер кредиторской задолженности унитарных предприятий в Челябинской области составляет - 6 197 982 тыс.руб. (в сфере теплоснабжения), Свердловской области – 2 118 099 тыс.руб., Вологодской области – 2 322 146 тыс.руб., Нижегородской области - 2 131 874 тыс.руб., Мурманской области – 1 819 703 тыс.руб., Астраханской области – 1 585 586 тыс.руб., Пермском крае - 1 045 021 тыс.руб.
Информация по размеру кредиторской задолженности по отдельным унитарным предприятиям представлена в следующей таблице.
№ | Субъект РФ | Наименование ГУП/МУП | Сфера | Размер кредиторской задолженности на 01.01.2017 (тыс.руб.) | НВВ (с учетом НДС), используемая для расчетов тарифов на 2017 год (тыс.руб) | Доля задолженности ГУП/МУП (на 01.01.2017) в НВВ, использованной для расчетов на 2017 год |
Нижегородская область | МУП «Выксатеплоэнерго» | теплоснабжение | 683 314 | 512 651 | ||
Челябинская область | МУП «Челябинские коммунальные тепловые сети» | теплоснабжение | 3 474 823 | 11 890 995 | ||
Челябинская область | МП трест «Теплофикация» | теплоснабжение | 1 307 486 | 3 920 819 | ||
Челябинская область | ММПКХ | теплоснабжение | 664 166 | 955 017 | ||
Мурманская область | МУП «Тепловые сети» | теплоснабжение | 400 143 | 428 200 | ||
Ярославская область | МУП ГО г. Рыбинск «Теплоэнерго» | теплоснабжение | 1 154 608 | 2239 344 | ||
Астраханская область | МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» | теплоснабжение | 645 670 | 478 010 | ||
Брянская область | ГУП Брянской области | теплоснабжение | 4 141 153 | 4 597 733 | ||
Брянская область | МУП «Брянский городской водоканал» | водоснабжение | 280 130 | 552 082 | ||
Брянская область | МУП «Брянский городской водоканал» | водоотведение | 264 870 | 521 422 | ||
Вологодская область | МУП «Вологдагортеплосеть» | теплоснабжение | 1 152 957 | 3 298 219 | ||
Алтайский края | МУП «Новоалтайские ТС» | теплоснабжение | 299 006 | 447 050 | ||
Свердловская область | МУП «Энергосервис» МО Красноуфимский район | водоснабжение | 145 560 | 126 131 | ||
Свердловская область | МУП городских тепловых сетей Новоуральского городского округа | теплоснабжение | 815 263 | 247 437 |
Таким образом, из информации, представленной в таблице, видно, что задолженность проанализированных унитарных предприятий может составлять значительную часть от НВВ, а также может свидетельствовать о неэффективности деятельности таких предприятий.
Вместе с тем юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).
Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).
Согласно нормам законодательства о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Таким образом, неспособность унитарных предприятий удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам приводит к признанию их в установленном порядке несостоятельными (банкротами), а также ликвидации.
Указанная ситуация частично разрешится после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (01.01.2017), предусматривающего, в том числе возможность передачи по концессионному соглашению незарегистрированного имущества, погашения концессионером догов унитарных предприятий, особенности проведения совместных конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ и т.д.
Следует упомянуть, что для реализации норм Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» принято постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2017 № 449 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», проект которого был разработан ФАС России.
Положения постановления направлены на установление порядка и размера учета в тарифах концессионной платы, расходов концессионера в связи с государственной регистрацией права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе в связи с выполнением кадастровых работ.
Указанные изменения позволят сделать отрасль коммунального хозяйства более привлекательной для инвесторов, что должно положительно сказаться на качестве предоставляемых гражданам услуг ЖКХ без резкого и существенного изменения тарифов. Однако, в целях комплексного решения сложившейся ситуации на законодательном уровне необходимо установить запрет на создание и осуществление деятельности государственных или муниципальных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
При этом в тех случаях, когда собственник предпринял все действия, предусмотренные законом, по передаче прав на государственное или муниципальное имущество частному оператору, но указанные действия не привели к достижению целей, то, по мнению ФАС России, законодательством должен быть предусмотрен закрытый перечень исключений, когда можно передать такое имущество казенному предприятию.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Таким образом, данная мера позволит обеспечить применение механизма субсидиарной ответственности собственников государственных и муниципальных казенных предприятий (субъектов Российской федерации и муниципальных образований) в случае недостаточности денежных средств предприятия для погашения существующей задолженности и, как следствие, обяжет собственника имущества более тщательно осуществлять контроль за выполнением показателей экономической эффективности деятельности казенного предприятия, использованием переданного имущества, а также осуществлять более качественный подбор менеджмента (руководителя предприятия, главного бухгалтера) казенного предприятия.
Основаниями для возможности закрепления имущества на праве оперативного управления могут быть:
1) случаи неоднократного признания конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ несостоявшимися по причине отсутствия участников;
2) объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем расположены в малых населенных пунктах;
3) объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем являлись объектами концессионного соглашения или договора аренды, срок действия которых истек (закрепляются на период до заключения нового концессионного соглашения или договора аренды, но не более, чем на 6 месяцев);
4) объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, которые являются технологически связанными с централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, ранее закрепленными на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при этом закрепляемые системы (объекты) ранее были бесхозяйными либо собственник таких систем (объектов) отказался от права собственности на них либо в установленном порядке был признан несостоятельным (банкротом).
Еще одной мерой решения сложившейся ситуации может являться установление на законодательном уровне возможности упрощенной передачи объектов теплоснабжения, централизованных систем водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем во временное безвозмездное пользование в случае прекращения договоров аренды или концессионных соглашений с обязательством по надлежащей эксплуатации указанных систем (объектов).
При этом, целесообразно ограничить срок, на который объекты передаются в безвозмездное пользование, 6-ю месяцами для проведения мероприятий по подготовке к заключению концессионного соглашения, а также предусмотреть передачу прав на указанные объекты с установлением «облегченного» тарифа, включающего минимальный перечень затрат, необходимый для поддержания нормальной работы объекта коммунального инфраструктуры.