Основные черты права средневекового Китая.
Основными формами собственности в праве Китая были государственная и частная собственность. Особый вид собственности представляла церковная собственность (принадлежавшая буддийским и даоским монастырям).
Общинное землевладение перестало существовать в Китае еще в древности. Коллективная собственность на землю имела форму семейной или родовой Собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища.
Договоры заклада собственности имели следующие особенности:
• при закладе земли залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга, поскольку отчуждение семейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Залогодержатель не мог распорядиться землей, даже если в договоре займа оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя;
• при залоге движимого имущества также исключалось самовольное распоряжение им, даже если исполнение договора было просрочено; кроме того, отдать в залог семейное имущество мог только глава семьи. Китайское право отличало от договора займа договор ссуды - передачу в
пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.
Договор купли-продажи занимал особое место в китайском обязательственном праве. Главным условием его действительности являлось соглашение сторон. Купля-продажа обычных вещей, так же как рабов и скота, требовала составления купчей. Не составление купчей наказывалось битьем палками.
Обязательственное право – совокупность правовых норм, заключающихся в праве одного лица требовать от другого лица совершения определённого действия или воздержания от действий. Действие обязательства рассчитано на будущее. В обязательстве сторона, имеющая право требовать, именуется кредитором, а сторона, на которой лежит обязательство выполнить требование кредитора,- должником. От права собственности, установленного на длительное время, обязательственные отношения отличаются тем, что они кратковременны и прекращаются с исполнением обязательства.
Обязательства – отношения договора. Договоры бывают односторонние и двусторонние, в зависимости от того, является ли по договору обязанной только одна сторона, или обе стороны.
Примечательной особенностью обязательственного права в Китае был его автономный характер, представители власти не участвовали в заключении обязательств.
В тех случаях, когда отдаются в залог общественные или частные вещи, сделка оформляется частным документом и представители государственной власти не вмешиваются. Однако, если нарушен закон, взимается процент (рост) свыше установленного контрактом, тогда вмешиваются чиновники.
Второй особенностью обязательств в Китае было то, что обязательства понимались не как объективные, а как следствие состояния субординации.
Обязательство подписывала та сторона, которая просила чего – либо. Имело значение и социальное положение сторон. Неравенство сторон определялось и необходимостью «просителю», например, заёмщику, иметь поручителя; при купле-продаже иметь маклера.
Составление письменного контракта придавало ему особую силу, отличную от сделки, заключённой посредством устного договора или каких-либо действий. Закрепление сделки её записью придавало контракту совершенно особый авторитет и престиж, он представлял сторонам в тот момент конкретные доказательства определённой сделки.
Контракт подписывали или ставили на нём заменяющие подпись знаки («хуа-я»), нередко модификации части иероглифа имени. Ссуда. Ссуда могла быть выдана как частным лицом, так и казной. Кодексы не содержат никаких указаний о нормах права, регулировавших ссуды, получаемые от частных лиц, но уделяют много внимания ссудам, получаемым от казны.
Если чиновник, в ведении которого находилось казенное имущество, сам себе ссужал вещь, или ссужал её кому-либо другому, то это наказывалось 50 тонкими палками, а по прошествии 10 дней трактовалось как незаконное присвоение имущества с уменьшением меры наказания на две степени. Как указывает кодекс, под ссужаемыми вещами в данном случае понималась одежда, постельные принадлежности, палатки, утварь. Предельной мерой наказания за такое незаконное пользование вещью было два года каторжных работ.
Особо оговаривают кодексы ссужение чиновником, в ведении которого находились рабы и скот, казенных рабов и скота самому себе или другим лицам. В данном случае только «сам факт одолжения» («цзе») наказывался 50 тонкими палками. Под «самим фактом одолжения» понималось одолжение одного раба или одного животного. Если чиновник одалживал небольшое число рабов или скота на большой срок или большое число рабов или скота пусть даже на короткий срок, то требовалось произвести оценку работы рабов или животных и преступление квалифицировалось как незаконное присвоение чиновником имущества («цзан»).
Сурово наказывалось одолжение ослов и лошадей, используемых на почтовой службе, а также незаконное одолжение казенных телег, лодок, мельниц, лавок и т.п. Например, использование казенной лошади в течение пяти дней каралось годом каторжных работ.
Если чиновник, в ведении которого находились казенные вещи, отдавал их в заём («дай»), или сам брал взаймы, то, если этот заём не был оформлен договором, он приравнивался к краже. Если должностное лицо брало заём для себя, то мера наказания была выше, чем за обычную кражу. За заём на сумму в 5 пи полагался год каторги, а за каждые последующие 5 пи мера наказания увеличивалась на одну степень. Если заём был дан другому лицу и оно не было в состоянии оплатить долг, растраченное казенное имущество компенсировали виновные в его ссужении чиновники.
Беспроцентный заём назывался «фучжай». Всякий, взявший в долг и нарушивший договор (цзе), если он не возвратил сумму, равную 1 пи или более, просрочил установленный срок возврата на 20 дней, наказывался 20 тонкими палками. За каждые последующие 20 дней просрочки наказание увеличивалось на одну степень, и мера наказания ограничивалась 60 толстыми палками. За невозврат 30 пи наказание увеличивалось на две степени, а 100 пи – ещё на три степени.
Во всех случаях отдавался приказ возвратить долг. Взявшим в долг (заёмщиком) назывался тот, кто не дал вещь в залог. В конце XII века по «Цинь-юань тяо фа шилей» предельная возможная мера наказания за не возврат долга в 1 пи и более (до 30 пи) была увеличена с 60 до 100 толстых палок.
В документах договорённости о беспроцентном займе указывалась дата займа, стороны, заключающие договор займа, причина займа, объект займа, его сумма, срок возврата взятого в долг, поручитель и свидетели. В договоре могло быть оговорено, что если заёмщик не возвратит долг до такого-то срока, то далее станут начисляться проценты.
Заём под проценты мог быть взят как деньгами, так и конкретными вещами, например, зерном. При Тан и Сун был как месячный, так и годовой процент. При займе деньгами процент чаще всего исчислялся помесячно, а при займе зерном он был годовым.
Судебный процесс носил инквизиционный характер.
Дело начиналось обычно с письменной или устной жалобы потерпевшего в уездный суд, составленной по определенной форме. Преследование преступника было обязанностью государства. Специальные чиновники, ответственные за поиски преступника, должны были разыскать его в определенный срок. Если преступник не был найден, чиновник наказывался палочными ударами. Это создавало условия для привлечения к ответственности невиновных.
До суда преступника держали в тюрьме, женщин отдавали на поруки в дом мужа.
Как всегда, когда процесс имеет инквизиционный характер, судьи исходили из презумпции виновности обвиняемого и ставили своей главной целью добиться признания последнего. Судьи проводили допросы, очные ставки, назначали пытки. Если признание вины не было получено после троекратного допроса под пытками, то пытки могли быть применены к обвинителю, чтобы уличить его в лжесвидетельстве. Обвиняемый мог быть оправдан, осужден или его дело могло быть признано сомнительным.
Кроме судей и чиновников, расследовавших преступление, в судах были стряпчие, делопроизводители, посыльные, стражники, экзекуторы.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
15. Изучить самостоятельно следующие вопросы:
тексты догматов ислама, буддизма и синтоизма с целью выявления роли господствующей религии в формировании институтов права; виды пожарной охраны и организационно – правовые основы ее деятельности.
16. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:
1.Средневековое государство Индии.
2.Общественный строй и сословно-классовое деление средневековой Индии.
2. Мусульманское и индусское право.