Мораль как регулятор социального поведения 5 страница

В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть.

Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать не­обходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, от­ветственность за их реализацию, способность идти на обосно­ванный риск. Последнее качество необходимо в условиях конку­ренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получе­ние прибыли.

Сущность производства нельзя полностью понять без характе­ристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производ­ства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения — это отношения в сфере производства и распределе­ния материальных благ. Производительные силы и производствен­ные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако произво­дительные силы более динамичны, развиваются быстрее произ­водственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производитель­ные силы. Смена производственных отношений может происхо­дить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладель­ческих производственных отношений феодальными, а несоот­ветствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в сово­купности представляют движущие силы экономического разви­тия общества.

Вопросы и задания

1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удов летворении играет производство?

2. В чем состоит закон повышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.

3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупа емых товаров?

4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?

5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций?

6. Почему в настоящее время большую роль в экономике стали играть информационные ресурсы?

7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов.

8. Что такое экономическая эффективность? Как она рассчитывается?

9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализа­ция?

10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Ка­кие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятель­ности?

11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производствен ных отношений?

12. Прочитайте высказывание А.Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, кото рая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?

РЫНОК

Нормальное функционирование экономики невозможно без обмена результатами производственной деятельности. Обмен — это процесс движения потребительских благ и производственных ресур­сов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов об­щества. Через обмен формируется система экономических отно­шений.

Способы обмена могут быть различны. В древние времена пре­обладал натуральный обмен. Он стал необходим в условиях обще­ственного разделения труда (на земледелие, скотоводство и ре­месла) и специализации. Люди, производившие разнородную про­дукцию, были вынуждены обмениваться продуктами своего труда, чтобы более полно удовлетворить свои материальные потребно­сти. При обмене приходилось сопоставлять ценность и полезность обмениваемых предметов, чтобы интересы каждой из сторон не были ущемлены. Соизмерение ценностей вещей при натуральном обмене представляло весьма сложную проблему. Как, например, определить, сколько глиняных горшков можно получить за коро­ву? Поэтому со временем для измерения стоимости вещей стали использовать предметы, одинаково ценимые большинством лю­дей. Так появились деньги, а вместе с ними и денежный обмен.

Сначала в качестве денег выступали различные вещи: шкурки животных, домашний скот, ракушки, зерно и др. И по сей день некоторые реликтовые племена используют в качестве денег по­добные предметы. Неудобство таких денег состояло в их недолго­вечности, потере с течением времени полезных свойств. Так, шкур­ки постепенно изнашивались, а домашний скот мог заболеть и пасть. На смену вещественным деньгам пришли металлические. Они были более долговечны и могли делиться на части. Сначала ме­талл использовали в слитках. Чтобы оплатить недорогую покуп­ку, от слитка отрезали кусок, который приходилось взвешивать для определения его ценности. На Руси основной единицей пла­тежа была гривна (около 400 граммов серебра). Довольно часто она представляла собой обруч для ношения на шее. Для оплаты товаров ее могли делить напополам (рубить), отсюда пошло на­звание «рубль».

Постоянное деление металлических слитков и взвешивание отрезанных кусков также было не вполне удобным. Поэтому по­явились монеты — металлические деньги со строго фиксирован­ным весом и стоимостью. В большинстве случаев монеты имели и имеют по сей день дисковую форму. На каждой из ее сторон чека­нились какие-либо изображения. Чаще всего это были лица мо­нархов, гербы государств, а также различные надписи. Монеты были довольно распространенными деньгами в течение многих столетий, пока в XVIII в. не появились бумажные деньги. Они бо­лее удобны, потому что легче по весу, чем металлические, и за­нимают значительно меньше места. Бумажные деньги широко рас­пространены и сейчас. Но несмотря на удобства они имеют и не­достатки. Металлические деньги (золото, серебро) — это реальные деньги, они вряд ли когда-нибудь обесценятся. Бумажные же день­ги называют символическими. Их реальная стоимость равна стоимо­сти израсходованной на них бумаги и типографских услуг. В то же время формальная стоимость денег определяется их номиналом, т.е. той суммой, которая обозначена на купюре.

Бумажные деньги при всех их достоинствах породили массу проблем. Их легко подделать. Современные типографские техно­логии позволяют копировать даже самые совершенные средства защиты. Еще одна проблема — это износ купюр. Государство вы­нуждено постоянно изымать из обращения ветхие купюры и за­менять их новыми. Выпуск новых партий бумажных денег называ­ется эмиссией. Государство жестко контролирует этот процесс, предоставляя право эмиссии одному или нескольким банкам. В со­ответствии со статьей 75 Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком РФ.

Количество бумажных денег в стране должно соответствовать объему товарной массы и золотовалютному запасу государства. Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание, называется инфляцией. В результате падения по­купательной способности денег растут цены на товары и услуги, снижается уровень жизни населения. Инфляция стала обычным явлением XX в. Небольшие ее темпы допустимы и учитываются при составлении государственного бюджета. По темпам развития выделяются умеренная инфляция (до 10% в год), галопирующая (до 200 % ) и гиперинфляция (до 1000 % ). Чтобы избежать высоких темпов инфляции, государство должно постоянно контролиро­вать денежное обращение.

Сейчас наряду с бумажными все большее значение приобрета­ют электронные деньги. Они функционируют в виде безналичных платежей, т. е. переводов денег с одного банковского счета на дру­гой. Одну из форм электронных денег представляют кредитные карточки в виде именного денежного документа, выпущенного кредитным учреждением (банком), удостоверяющего личность владельца банковского счета и дающего ему право на приобрете­ние товаров и услуг в розничной торговле без оплаты наличны­ми деньгами. Кредитные карточки появились в 1950-х гг. и стали довольно распространенным средством платежа в настоящее вре­мя. Владельцу кредитной карточки не обязательно носить с со­бой деньги. При покупке товара нужная сумма снимается с его счета, а если понадобятся наличные деньги, то их можно полу­чить через банкомат.

Независимо от формы деньги имеют общие признаки и вы­полняют одинаковые функции. Признаками денег являются их пор­тативность (занимают мало места), однородность (равная стоимость однородных купюр), стабильность (одинаковая стоимость на про­тяжении длительного времени) и узнаваемость (сложность под­делки).

Деньги выполняют три функции: служат средством обращения, мерой стоимости и средством накопления. В качестве средства об­ращения деньги выступают платежным средством при обмене то­варов. Приобретая какую-либо вещь, покупатель платит за нее день­ги; продавец, получив деньги, оплачивает ими товары и услуги и т.д. Чем быстрее обращаются деньги, тем меньше в стране денеж­ной массы и, соответственно, меньше вероятность инфляции. Выступая как мера стоимости, деньги играют роль счетной еди­ницы, всеобщего эквивалента, благодаря которому можно срав­нить стоимость всех товаров и услуг. Как средство накопления деньги выступают в том случае, когда их не тратят, а откладывают с целью накопить необходимую сумму для покупки дорогостоящей вещи или на «черный день».

С развитием денежного обмена появляется рынок. Это слово имеет несколько значений. В широком смысле рынком называют место, где совершается купля-продажа товаров и услуг. В зависимости от вида товаров различают продуктовые, автомобильные, радиорынки и др., а по форме торговли — оптовые и розничные.

С точки зрения экономической науки рынок — это форма хо­зяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов эконо­мических благ. Рынок обслуживает производство, обмен, распре­деление и потребление. Для производства рынок поставляет необ­ходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок служит главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он выступает тем ме­ханизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Через рынок потребителю по­ступает основная часть необходимых ему потребительских благ. На­конец, на рынке определяется цена, представляющая собой глав­ный индикатор рыночной экономики. •

Цена — это денежное выражение стоимости товаров и услуг. Процесс установления цены на товар называется ценообразовани­ем. Конечно, продавец может произвольно установить цену. Но если цена будет слишком высокой, то товар не купят, а если она будет ниже себестоимости, то предприниматель разорится. На процесс ценообразования оказывают влияние множество объек­тивных факторов: соотношение спроса и предложения, редкость (дефицит) и престижность товара, возможность замены товара аналогичным, степень его необходимости.

Цены бывают нескольких видов: оптовые и розничные, внут­ренние и мировые. Но независимо от вида цены выполняют одни и те же функции. Цена информирует (информирующая функция) по­купателя о том, сколько денег хочет продавец получить за товар. Эта информация ориентирует (ориентирующая функция) покупа­теля в выборе товара и определяет спрос на него. Увеличение цены на товар стимулирует производителя к выпуску продукции (сти­мулирующая функция), а увеличение спроса на товар при сниже­нии цены побуждает производителя к снижению себестоимости (ресурсосберегающая функция). Наконец, изменение цен способ­ствует перераспределению капитала (распределительная функция) из одной отрасли экономики в другую.

Условиями существования рынка выступают разделение труда, специализация, обмен, наличие самостоятельных субъектов эко­номической деятельности, свобода предпринимательской дея­тельности, основанная на частной собственности. Все это регу­лируется общеобязательными правилами поведения — обычая­ми, традициями, законами. Рынок как механизм взаимодействия покупателей и продавцов («большой» рынок) состоит из отдель­ных («малых») рынков — капитала, труда, ценных бумаг, валют­ных средств, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д.

Рынок выполняет ряд функций. Прежде всего это информацион­ная функция. Она проявляется в определении цен на товары и ус­луги, предложения и спроса на них. Регулирующая функция прояв­ляется в изменении структуры производства, регулировании цен, внедрении новых технологий и т.д. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями (посредническая функ­ция), позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-про­дажи. Стимулирующая функция нацеливает производителя на по­вышение эффективности производства.

Покупатели и продавцы на рынке постоянно совершают обмен денег на товар и обратно. Товар — это продукт труда, удов­летворяющий какую-либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителя, а для продажи.

Важным свойством товара служит его полезность, т.е. способ­ность удовлетворения какой-либо потребности потребителя. По­требитель оценивает степень пользы от потребления товаров и вы­страивает для себя шкалу полезности каждого из них. Потребно­сти людей очень отличаются друг от друга. В то же время существуют объективные обстоятельства, заставляющие всех покупать тот или иной товар. В экономической науке сформулирован закон убываю­щей предельной полезности, в соответствии с которым по мере уве­личения потребления блага его полезность уменьшается. Напри­мер, когда человек хочет есть, первая порция еды будет для него обладать высокой степенью полезности, вторая — меньшей, тре­тья — еще более меньшей, и, наконец, когда человек насытится, оставшаяся еда будет в его глазах обладать минимальной степенью полезности. Еще одно качество товара — это его ценность (сто­имость). Под ценностью понимается денежная оценка потребите­лем полезности блага.

Формирование рыночных цен происходит в процессе взаимо­действия производителей (продавцов) и потребителей (покупате­лей), преследующих диаметрально противоположные цели. Этот процесс в большинстве случаев связан с конкуренцией — соперни­чеством между участниками рынка. Конкуренция может представ­лять собой борьбу и за экономические ресурсы, и за утверждение устойчивой ниши на рынке. Достоинство конкуренции состоит в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в за­висимость от экономических аргументов конкурентов. Победить в конкурентной борьбе обычно можно предлагая блага более вы­сокого качества по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции за­ключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточ­ного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

Различают такие виды конкуренции, как совершенная и несо­вершенная. При совершенной конкуренции существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Самому потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на Цене на аналогичные товары других производителей. Появление новых фирм в отрасли не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Выход из отрасли также абсолютно свободен. Нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Несовершенная конкуренция связана с заметным ограничением свободного предпринимательства. Такая конкуренция имеет мес­то при незначительном количестве фирм в каждой сфере пред­принимательской деятельности. Какая-либо группа предпринима­телей (или даже один предприниматель) может произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Проникновение новых предпринимателей на рынок затруднительно. Отсутствуют заменители продукции, вы­пускаемой привилегированными производителями.

Промежуточным видом конкуренции выступает монополисти­ческая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнород­ную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникаль­ными, хогя и взаимозаменяемыми.

Противоположность конкуренции составляет монополия. В усло­виях монополии существует только один продавец данной продук­ции, не имеющей близких заменителей. Ставятся жесткие барьеры для вступления в отрасль других фирм.

Если в единственном числе выступает покупатель, то такая кон­куренция называется монопсонией. В некоторых отраслях встречает­ся двусторонняя монополия, когда на рынке определенной про­дукции выступает один продавец и один покупатель. Например, в сфере военного производства заказчиком выступает государство, а поставщиком — какая-нибудь одна-единственная фирма.

Чистая монополия и чистая монопсония — сравнительно ред­кие явления. Гораздо чаще в рыночной экономике складывается олигополия, которая предполагает существование на рынке несколь­ких крупных фирм, выпускающих как однородную, так и разно­родную продукцию. Вступление новых фирм в отрасль затрудни­тельно. Особенность олигополии заключается во взаимной зави­симости фирм при принятии решений о ценах на свою продукцию.

В рамках рыночной экономики актуальным становится защита конкурентной среды с целью достижения оптимального сочета - ния различных видов конкуренции и недопущения подавления одних субъектов экономической деятельности другими. Такую за­дачу выполняет государство, которое проводит антимонопольную политику, закрепляя правила экономической деятельности в за­конах.

Важнейшими элементами рыночного механизма выступают спрос и предложение. Спрос — это намерение покупателей приоб­рести данный товар по данной цене, подкрепленное денежной воз­можностью. В условиях рынка действует закон спроса, согласно которому при равных условиях спрос на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на товар. Спрос во многом зависит от дохода потребителя и от цен на близкие по назначению и качеству товары.

Закон спроса работает в условиях стабильного экономического развития. Он не действует в ситуациях ажиотажного спроса, выз­ванного ожидающимся повышением цен. Закон спроса не распро­страняется на антиквариат, предметы роскоши, т.е. на те товары, которые выступают средством накопления, а также на те случаи, когда спрос переключается на технологически новые товары.

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить в зависимости от изменения цены, называют изме­нением величины спроса. Если цена на товар снижается, то вели­чина спроса на него возрастает, и наоборот. Кроме цены на спрос влияют доходы населения, изменение его структуры (по возраст­ному, профессиональному и другим признакам), изменение цен на другие аналогичные товары, а также смена моды, вкусов, привычек.

Предложение — это намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возмож­ных ценах на него. Действующий на рынке закон предложения со­стоит в том, что при равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и на­оборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Кроме цены на предложение оказывают влияние и другие факторы. На­пример, снижение издержек производства приводит к увеличе­нию предложения.

Соотношение спроса и предложения формирует равновесную (ры­ночную) цену, которая стремится установиться на таком уровне, при котором спрос равен предложению.

Рыночная экономика представляет собой наиболее распрост­раненный тип экономических систем в современном мире. Имен­но в условиях рынка возможно наиболее полно реализовать свои предпринимательские способности и удовлетворить необходимые потребности.

Вопросы и задания

1. Что такое обмен? Какие способы обмена существовали в истории человечества?

2. Какие формы денег были приняты в прошлом? В чем их достоин ства и недостатки?

3. Что такое инфляция? Каковы ее виды? Как инфляция влияет на развитие экономики?

4. Охарактеризуйте признаки денег.

5. Какие функции выполняют деньги?

6. В каких значениях употребляется слово «рынок»? Что такое рынок с точки зрения экономической науки?

7. Что такое цена? Что влияет на процесс ценообразования?

8. Назовите функции рынка.

9. Что такое товар? Каковы его свойства?

10. Как осуществляются взаимоотношения производителей и потре бителей? Какую роль при этом играет конкуренция?

11. В чем различие совершенной и несовершенной конкуренции? Что выступает противоположностью конкуренции?

12. В чем состоит соотношение цены, спроса и предложения? Сфор мулируйте законы спроса и предложения.

ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

Государство играет большую роль в регулировании обществен­ной жизни. Не исключение и экономическая сфера общества. При разных типах экономических систем влияние государства на эко­номику различно. В условиях традиционной экономической систе­мы оно незначительно, а в условиях административно-команд­ной — всеобъемлюще.

Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и свя­занные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется эко­номическая и социальная политика государства. В условиях рыноч­ной экономики производитель и потребитель выступают самосто­ятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее государство вынуждено оказывать влияние на экономику.

В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию нано­сят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохра­нение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, ин­фляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыноч­ную экономику не только целесообразно, но и необходимо.

Цель государственного регулирования экономики — формирова­ние наиболее благоприятных условий для поддержания экономи­ческого развития и сохранения стабильности общества. Некото­рые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходи­мое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание вы­годной внешнеэкономической политики. Последние задачи мало­совместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.

Государство располагает широким набором средств регулирова­ния экономики. В первую очередь это правовые средства. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): зако­нах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение право­вых норм вынуждает государство применять меры ответственно­сти к их нарушителю.

Другим способом государственного регулирования экономи­ки служат административные средства. Они реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государствен - ных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отно­шений.

Наконец, действенный способ воздействия государства на эко­номику представляют финансовые средства. Государственные фи­нансы — это средства, связанные с формированием и использовани­ем государственного бюджета. В свою очередь бюджет представляет собой ежегодный финансовый план доходов и расходов государ­ства. Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходова­нием. Исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осу­ществляется правительством.

По структуре бюджет состоит из доходов и расходов. Источни­ками формирования доходной части бюджета выступают налоги, доходы от деятельности государственного сектора экономики и продажи ресурсов, проценты от государственных ссудных опера­ций и др. Основные статьи расходования бюджетных средств — это содержание государственного аппарата управления и воору­женных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (креди­ты, дотации) и т.д.

Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития эконо - мической и социальной сфер, но и для политической самостоя­тельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Все расходные статьи обес­печиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государ­ства есть достаточно средств, чтобы финансировать развитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюд­жета превышают расходы, то такое положение называется «поло­жительное сальдо», или «профицит бюджета». Остающиеся у госу­дарства средства могут быть направлены на дополнительное фи­нансирование какой-либо области регулирования — социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так на­зываемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того', из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, сред­ства которого будут направляться на обеспечение расходной час­ти бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.

Превышение расходной части бюджета над доходной называ­ется «отрицательное сальдо», или «дефицит бюджета». Сбаланси­рованный бюджет — довольно редкое явление. Чаще всего в бюд­жет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что не­которые расходные статьи не будут обеспечены средствами. Государство располагает несколькими способами покрыть дефи­цит бюджета. Прежде всего оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюд­жета называется секвестр. Секвестрируются в основном соци­альные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию гос­аппарата чиновники не пойдут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жиз­ни населения, недовольству и падению популярности прави­тельства.

Другой способ преодоления дефицита бюджета — это выпуск необеспеченных золотым запасом денег (эмиссия). На первое вре­мя такая мера может решить проблему, но затем неизбежно по­следует рост цен и инфляция.

Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может при­вести к снижению объема внешней торговли, а значит и к непо­ступлению средств в казну. Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов — нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым при­датком других, индустриально более развитых стран.

Способом покрытия дефицита бюджета является государствен­ный долг. По источникам он делится на внутренний и внешний. Внутренний долг возникает, если государство продает ценные бу­маги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практи­ке такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране вы­пускались облигации обязательного государственного займа, ко­торые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 — 1998 гг. российское правительство выпускало государственные каз­начейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пира­мида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повыше­нии цен, разорении предприятий.

Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций. В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюд­жет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги на удовлетворение внут­ренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической за­висимости от кредиторов. Выплата процентов по государственно­му долгу и постепенное погашение основной его суммы называ­ется обслуживанием долга.

Наши рекомендации