Развитие украинской публицистики на современном этапе.
Публици́стика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни. Вопросы эти могут быть также предметом научного исследования, но общность предмета не должна вести к смешению области науки и публицистики.
С вынужденной часто самоуверенностью публицистика опережает выводы осторожной науки и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же; всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого, сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по необходимости, видит в нём не столько заблуждающегося теоретика, сколько носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений противника к его личности; поэтому на всем протяжении существования публицистики самые яркие образцы её мы находим в форме памфлета. По мнению Игоря Дедкова, «публицистика — высший род журналистики. Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи.
49.Журналистика русского зарубежья периода «застоя».
Журналистика конца 70-х – начала 80-х гг. – брежневской эпохи застоя. Это название они получили уже в годы перестройки. Активизируется политическая установка противопоставления двух систем, показа преимуществ советского образа жизни, достоинств советского человека по сравнению с западным. Особо значимой темой становится борьба за мир, показ исключительного миролюбия советской политики и агрессивности устремлений и милитаристских действиях капиталистических стран Запада. Прежней остается политика замалчивания неугодной информации – международной, внутриполитической, любой другой, идущей в разрез с линией партии.
Значительное место занимает в прессе и политика разрядки международной напряженности, эта тема подается как результат односторонних усилий СССР. Стремление показать преимущества системы социализма рождает в прессе кампанию по показу “положительного героя”. Юбилеи Победы в Великой Отечественной войне используются как массовые пропагандистские кампании. Аактивная борьба с инакомыслием. Для устрашения используются аресты, заключение в “психушки”, ссылки и высылка за границу. Но тем не менее официальная пресса дополняется “Самиздатом”. Размноженные на машинках запрещенные произведения писателей становятся известны читающей публике. Наказуемым является не только распространение, но и чтение таких изданий. Развитие беспроводного радио, появление портативных радиоприемников позволяет многим слушать передачи иностранных радиостанций. Это, в том числе так называемые “подрывные радиостанции” “Свобода”, “Свободная Европа” и другие. Степень объективности их информации велика, хотя они тоже тенденциозно подбирают сообщения с целью дискредитировать действия и идеологию партии и государства. Но эти передачи активно “глушатся” специальными помехообразующими устройствами.
Телевидение этого времени по тематике выступлений ничем не отличается от газет. Даже развлекательные и художественные передачи несут на себе идеологический отпечаток. Главная их задача – воспитание нового человека. И телевидение ее свято выполняет.
50.Типологическая эволюция мировой периодики 20 века: структурно-функциональные характеристики изданий.
Печатное издание — средство массовой информации, распространяющее свою продукцию в печатном виде, то есть, отпечатанное на бумаге;
Журналы, как и газеты, классифицируются:
· по периодичности — не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие с другой периодичностью;
· по формату;
· по тематике;
· по характеру подачи информации.
Эволюция газет в разных странах:
США: USA Today— первая общенациональная ежедневная газета в США. Основана в столичном Вашингтоне. Первый номер газеты вышел в1982 году.
Далее USA Today издавалась с цветными фотографиями и крупными диаграммами, широко освещая события спорта и жизнь знаменитостей. Большое внимание уделялось публикации опросов общественного мнения.
The Washington Post. Издаётся в городе Вашингтоне :) . Крупнейшая газета столицы США, также входит в число старейших.
The Wall Street Journal – влиятельная ежедневная американская деловая газета. Издается в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк :) ) компанией Dow Jones & Company с 1889, со временем стала англоязычной международной ежедневной газетой с азиатским и европейским выпуска-ми
Великобритания: The Guardian — ежедневная газета, основана в Манчестере в 1821 году под названием The Manchester Guardian
Financial Times, международная деловая газета, развивалась, и теперь издаётся на английском языке в 24 городах мира с общим тиражом до 450 тыс. экземпляров. Штаб-квартира главной редакции находится в Лондоне.
Германия: Bild (Бильд, дословный перевод с немецкого — картина, изображение) — крупнейшая немецкая ежедневная иллюстрированная газета-таблоид.
Россия: Правда — газета, долгое время бывшая ежедневным центральным органом партии большевиков и наиболее влиятельным советским изданием, фактически — главной газетой страны.
Известия — российская общественно-политическая и деловая ежедневная газета, учрежденная в марте 1917 года. В настоящее время является независимым СМИ.
Украина: 2000 — всеукраинский общеполитический еженедельник, который издаётся с ноября 1999 года в Киеве.
Аргументы и факты в Украине — еженедельная газета на русском языке, издающаяся в Киеве (Украина). Выходит с мая 1995 года.
ХХ век ввел в мировую печатную журналистику новые понятия:
«Жёлтая пресса» —обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую, мнимых), скандалах, сплетнях.
Таблоид — газета, удобная как таблетка. характерный тип вёрстки:
· газетная полоса выполнена не на традиционном листе формата А2, а на вдвое меньшем листе формата А3, что позволяет с большим удобством читать газету в транспорте, переворачивать страницы и т. д.;
· значительное количество иллюстраций, часто «неправильной» (не четырёхугольной) формы, залезающие на текст и т. д.;