Тема 1. Власть, ее происхождение и виды

Политика

Политическая власть имеет множество разновидностей.

Основа классификации Разновидности политической власти
С точки зрения своего предназначения Законодательная» исполнительная, судебная
По месту в структуре власти Центральная, региональная, мест­ная
По основному субъекту Монархическая, республиканская

Легитимность– общественное признание власти, готовность общества ей подчиняться. Право, признанное за лидером или группой с согласия общества принимать политические решения (М. Вебер).

Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства, которые с ней связаны (Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером)

Типы политической власти

• Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности. Традиционный тип легитимности – вера в святость традиций и право властвовать по этой традиции.

• Легальный — основывается на правовых нормах и ра­циональных понятиях. Рациональный (легальный) тип легитимности – вера в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний.

• Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера. Харизматический тип легитимности – вера в сверхъестественную святость, героизм, гениальность властителя, не подлежащие понятному объяснению.

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включа­ет элементы всех трех типов.

Исследователи выделяют следующие функции политиче­ской власти: формирование политической системы общест­ва, организация его политической жизни, политических от­ношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами; управ­ление делами общества и государства на разных уровнях, ру­ководство органами власти и политическими и неполитиче­скими процессами, контроль политических и иных отноше­ний; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соот­ветствующих ей политических отношений и других полити­ческих характеристик общества.

Политическая власть в современном мире должна быть:

— ограничена, т. е. разделена на законодательную, ис­полнительную и судебную;

— регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

— институциональна, т. е. имеет организационное выра­жение;

— легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет об­щественно-моральное оправдание и признание.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная власть — один из видов власти в об­ществе, где в качестве субъекта власти выступает госу­дарство, которое в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Государственная власть имеет свои отличительные при­знаки:

— публичный характер, т. е. выступает от имени обще­ства;

— суверенный характер, т. е. верховенство по отноше­нию ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и неза­висимость в решении всех вопросов своей политики в отноше­ниях с другими государствами (внешний суверенитет);

— ограниченность территорией, это базовое условие су­ществования государства.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государ­ственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсою­зов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Большое значение для политической власти имеет пробле­ма ее устойчивости.

  Основные принципы устойчивости политической власти    
   
Легитимность власти   Результативность власти  
Процедура общественного признания власти, политиче­ских решений, лидеров, пар­тий, организаций и движений   Степень выполнения влас­тью тех функций и ожида­ний, которые возлагает на нее население  
     
Признаки   Признаки
• Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение • Признание власти граж­данским обществом • Признание власти мировым сообществом   • Успешная экономическая политика • Устойчивый рост благосос­тояния основной части насе­ления • Укрепление общественно­го порядка • Авторитет на международ­ной арене
             


Одной из самых распространенных классификаций госу­дарственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.

Цель разделения властей: Предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противове­сов», направленную на то, чтобы свести к минимуму воз­можные ошибки в управлении

Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)

Основные положения:

Законода­тельная, ис­полнитель­ная, судеб­ная власти предоставля­ются различ­ным людям и органам со­гласно конс­титуции

Все власти равны и автоном­ны, ни од­на из них не может быть уст­ранена лю­бой другой

Никакая власть не может пользо­ваться пра­вами, пре­доставлен­ными конститу­цией дру­гой власти

Разделение властей и их основные функции:

Законодатель­ная (парламент)

Представляет ин­тересы граждан, издает законы

Исполнительная (правительство)

Управляет госу­дарственными делами

Судебная (судьи всех уровней)

Следит за соблю­дением законов органами власти. Судебная власть дейст­вует незави­симо от поли­тического влияния, судьи пользу­ются правом длительного пребывания в должности

Таким образом, разделение властей предоставляет опреде­ленные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма, предотвращает возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противове­сов», направленную на то, чтобы свести к минимуму воз­можные ошибки в управлении

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормаль­ного функционирования государства необходимо взаимодей­ствие всех ветвей единой государственной власти.

Образец задания

1 А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресур­сами.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 1.

Признаки государства

1.Территориальная ор­ганизация власти (инс­титут гражданства, го­сударственная граница, наличие границ)

2. Публичный характер власти (выступает от имени общества, несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри стра­ны и его независимость во внешних отношениях)

4. Принудительный ха­рактер власти (приме­нение насилия в целях исполнения принимае­мых государством реше­ний)

5. Исключительные права на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег

6. Обязательность членства в государстве (институт гражданства)

7. Претензии на предста­вительство общества как целого и защиту об­щих интересов и общего блага

8. Наличие государствен­ной символики (гимн, герб, флаг)

9. Исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы.

10. Система органов и механизмов осуществления публичной власти

Наряду с указанными основными признаками государст­ва в современной науке выделяют дополнительные признаки:

— язык как средство общения на территории того или иного государства;

— единую оборонную и внешнюю политику;

— единую транспортную, информационную, энергетиче­скую системы и др.

Функции: (стр. 215)

1. Политическая — госу­дарство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов. Обеспечение народовластия и государственного суверенитета.

2. Экономическая - государ­ство регулирует экономиче­ские отношения и структур­ные изменения в экономике (национализация, привати­зация и др.)

3. Социальная - осуществ­ление государством про­граммы развития образова­ния и здравоохранения, со­циального обеспечения и поддержки культуры. Обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в общественном производстве; обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья, отдых жилище, образование, пользование достижениями культуры

4. Идеологическая - воспи­тание членов общества, фор­мирование гражданских и патриотических ценностей через систему государствен­ного образования и офици­альные каналы средств мас­совой информации

1. Участие в решении гло­бальных проблем

2. Обеспечение националь­ной безопасности

3. Развитие взаимовыгодно­го сотрудничества

4. Отстаивание государст­венных интересов в между­народных отношениях

Государство осуществляет свои функции в определенных формах.

Формы осуществления функций государства — одно­родная деятельность органов государства, посредством ко­торой реализуются его функции.

Правовая форма

Правотворческая форма: Разработка и принятие юридических норм, из­дание нормативно-пра­вовых актов

Правоисполнительная форма: Принятие мер по ис­полнению норм права, издание индивиду­альных актов примене­ния права (приговор су­да и др.)

Правоохранительная форма: Контроль и надзор за соблюдением и испол­нением норм, примене­ние принудительных мер к их нарушителям

Организационная форма

Организационно-регламентирующая форма: Текущая деятельность госу­дарственных структур по обеспечению функциониро­вания органов государства, связанная с подготовкой про­ектов документов, организа­цией выборов и т. д.

Организационно-хозяйст­венная форма: Оперативно-техническая хо­зяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.

Организационно-идеологиче­ская форма: Повседневная идеологическая работа, связанная с разъясне­нием вновь изданных норма­тивных актов и формирова­нием общественного мнения

Государство является главным управляющим центром по­литической системы общества.

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни

— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов обще­ства.

— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,

— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

— Государство является собственником ресурсов и средств производства.

— Государство располагает развитой системой юри­дических средств, при помощи которых оно может осу­ществлять контроль и регулирование различных сфер обще­ственной жизни.

— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих пе­ред ним целей.

Будучи важнейшим субъектом политической жизни, го­сударство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.

Форма государства — это устройство поли­тической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование

Форма правления   Форма государственно-территориального устройства   Политический режим
Это способ ор­ганизации верховной государст­венной власти   Это способ взаимосвязи территориальных обра­зований государства, закрепленный консти­туцией   Это совокупность методов и способов осуществле­ния в стране го­сударственной власти и управ­ления
Монархия (отгр. monarchia — единовлас­тие, самодер­жавие)   Респуб­лика (от лат. res-publica — общест­венное дело, государ­ство)   • Унитарное (от фр. unitai-ге — единый) • Федератив­ное (от лат. f oedus — со­юз, договор) • Конфедера­тивное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество)   • Демократичес­кий (от гр. demo-kratia — власть народа) • Тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью) • Авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, вли­яние)
       
           
Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия)   Президентская (Арген­тина, Бразилия, США)  
Дуалистиче­ская (Иорда­ния, Марок­ко, Непал)   Полупрезидентская (смешанная) (Авст­рия, Россия, Франция)
Парламент­ская (Вели­кобритания, Норвегия, Швеция)   Парламентская (Гер­мания, Индия, Италия, Швейцария)
                   

Виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная Дуалистиче­ская (от лат. duo — два) Парламентская (конституцион.)
1. Принадлеж­ность законо­дательной власти Монарху Разделена между мо­нархом и пар­ламентом Парламенту
2. Осуществ­ление испол­нительной власти Монарх Формально — монарх, фактиче­ски — правитель­ство
3. Назначение главы прави­тельства Монарх Формально — монарх, но с уче­том парламент­ских выборов
4. Ответствен­ность прави­тельства Перед монархом Перед парламен­том
5. Право рос­пуска парла­мента (парламент отсутствует) У монарха (неограни­ченное) У монарха (по ре­комендации пра­вительства)
6. Право veto монарха на ре­шения парла­мента   Абсолютное veto Предусмотрено, но не исполь­зуется
7. Чрезвычай­но-указное за­конодательст­во монарха Неограничен­ное (указ мо­нарха имеет силу закона) Только в пе­риод между сессиями парламента Предусмотрено, но не исполь­зуется
8. Современ­ные государ­ства Бахрейн, Ка­тар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Велико­британия, Дания, Испания, Нидер­ланды, Япония

Виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрези­дентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания пре­зидента Избирается всенародным голо­сованием (внепарламентский путь) Избирается на заседании пар­ламента
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительст­во при опреде­ленном парла­ментском контроле Правительство формируется президентом из лидеров побе­дившей на вы­борах в парла­мент партии и должно полу­чить вотум до­верия парла­мента Правительст­во формиру­ется парла­ментом из лидеров побе­дившей на вы­борах партии
3. Ответствен- ность прави- тельства Перед прези- дентом. Парламент не может выра- зить вотум не- доверия пра- вительству Двойная ответ- ственность — перед парла- ментом и час- тично перед президентом. Президент не ответственен за действия прави- тельства. Вотум недоверия пар- ламента прави- тельству невоз- можен Перед парла- ментом. Пар- ламент может внести вотум недоверия правитель- ству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отстав- ку правитель- ства
 
 
 
 
 
4. Право рос- пуска парла- мента у прези- дента Отсутствует Президент имеет право роспуска парламента
 
5. Наличие поста премьер- министра Отсутствует Существует пост премьер-министра
 
6. Объем пол- номочий пре- зидента Полномочия президента: он не только глава госу- дарства, но и глава ис- полнительной власти Президент — глава государст- ва. Полномочия в осуществле- нии исполни- тельной власти разделены меж- ду президентом и правитель- ством Президент- ские полномо- чия номиналь- ны, любые действия он совершает по рекоменда- ции прави- тельства, которое несет за них ответ- ственность
7. Современ- ные государ- ства США, страны Латинской Америки Австрия, Рос- сия, Франция Индия, Ита- лия, ФРГ, Швейцария

Политические режимы

  Виды режимов
Линии сравнения Демократиче-ский Недемократический
  Тоталитарный Авторитарный
1. Формы Непосредст- Венная (народ напрямую осуществляет управление государством) и представи- тельная (народ управляет государством через избранные представительные органы) демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалист. до военно- диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока
 
2. Социальная база Опора на боль- шинство насе- ления, которое сознательно поддерживает демократиче- ские ценности (подчинение политического меньшинства большинству) Опора на мас- совые движе- ния люмпе- низирован- ных слоев населения Опора на тра- диционные со- циальные институты — бюрократию, армию, цер- ковь
3. Госу- дарственное устройство Правовое госу- дарство, по- строенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляю- щее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни формализованное разделение властей
4. Партийная система Многопартий- Ность Господство одной партии Правящая партия огосу- дарствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Право- вой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается полит. деят-ти, строго регламентиров. Властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Периодические свободные выборы   Права и свобо- ды граждан лишь декла- рируются, люди совер- шенно безза- щитны перед произволом властей. За- кон защищает не личность, а государство Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в поли- тической сфере. Закон преиму- щественно стоит на защите интересов госу- дарства, а не личности (выборы в органы государственной власти могут проводиться и в недемократических государствах, просто нарушается демократические принципы избирательной системы)
8. Эконо- мика Смешанная экономика, до- минирует част- ный сектор; го- сударственное регулирование частного пред- приниматель- ства носит кос- венный ха- рактер Централизо- ванная эконо- мика, государ- ственное пла- нирование с милитарист- ской направ- ленностью. Жесткая про- изводственная дисциплина Обширный го- сударственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
 
9. Идеоло- гия Политический Плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие дру- гих идейных течений
10. Кара- тельные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны Важный элемент государствен. Аппарата

Критерий выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. Особенность демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.

Демократия(греч. народовластие) – способ политической организации общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством.

Признаки демократии

  • участие граждан в формировании и осуществлении государственной власти;
  • сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям;
  • демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами;
  • политический плюрализм;
  • гласность, отсутствие цензуры в СМИ
  • реальное осуществление принципа разделения властей;
  • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства

Конституция РФ. Статья 3

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Демократии присущи внутренние противоречия:

-Проводимая государством политика должна опираться на определённую систему ценностей, что противоречит принципам политического плюрализма

-невозможно преодолеть неравенство возможностей влияния на принятие политических решений гражданами, так обладают различным количеством политически значимых ресурсов (у обычных граждан и владельцев СМИ).

-нередко сами граждане сознательно отказываются от участия в политике, игнорируют выборы.

-Политические интересы граждан, выражаемые различными политическими организациями, могут искажаться, не реализовываться, оставаясь пустыми декларациями.

Образец задания

1 С7. | Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демркратия, быть может, главное завоевание За­пада. Но демократия — это лишь сосуд, который еще должен быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особен­ности не определяет «качества жизни...». Почему, по вашему мнению, автор называет демократию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а сле­довательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.

Ответ: Автор называет демократию главным завоеванием Запада, поскольку ее становление прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естественного пра­ва через революции и гражданские войны, тоталитарные ре­жимы и войны мирового масштаба шло становление демокра­тических институтов стран Европы и Америки. Само по себе провозглашение демократии не изменит качест­во жизни, будь то в политической, экономической или соци­альной областях. Необходимо длительное становление демо­кратических институтов, которые во многом должны опи­раться на демократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от политики государства по преодолению бедности населения.

Образец задания

В1. I Запишите слово, пропущенное в схеме.

Форма правления

Форма государственно-тер­риториального устройства

Политичес­кий режим

Ответ: Форма государства.

Структура госаппарата

Основа класси­фикации Органы госаппарата
Разделение властей — Система законодательных (представи­тельных) учреждений — Исполнительно-распорядительные органы — Судебные органы
Выполняемые функции — Органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы меж­государственных отношений, информации) — Органы, осуществляющие внутренние функ­ции (органы правопорядка, безопасности: поли­ция, суд, прокуратура и др.; органы социально-экономического регулирования: финансово-на­логовый аппарат, учреждения связи, транспор­та, коммунальной службы и др.; органы духов­ного производства: учреждения образования, культуры, органы информации и др.)

Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Государственные учреждения — государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.

Виды политических партий

Основа клас­сификации Виды партий
Идеологиче­ская направ­ленность Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении ос­новных свобод Коммунистические — стремятся к полному ого­сударствлению экономики, распределению бо­гатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны госу­дарства над сферами образования, здравоохране­ния и т. д. Консервативные и либеральные — ориентиру­ются на разгосударствление экономики и неко­торых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии Националистические — строят свою деятель­ность на основе националистических и фашист­ских идей Анархистские -
Участие в осуществ­лении власти Правящие — это те партии, которые находятся у власти Оппозиционные — это те партии, которые не на­ходятся у власти и имеют главную задачу — за­воевать власть: легальные, полулегальные, неле­гальные
Характер членства Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выбо­ров Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически. Ориентированы на длительное участие в политике; имеют чёткую организацию, местные и молодёжные отделения; ведут систематическую работу с избирателями.
Шкала политическо­го спектра Левые партии (социалистические и коммунис­тические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции
Способ деятельности Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием за­конных средств воздействия на власть и закон­ных средств достижения власти Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, ко­торые, с точки зрения существующего государст­венного устройства и политического режима, яв­ляются незаконными
По отношению к закону   Легальные (официально разрешённые) Нелегальные (запрещённые правительством)

Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интере­сов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; участие в выборах (электоральная функция); политическое воспитание; формирование обществен­ного мнения; подготовка кадров политиков; выражение инте­ресов социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); выдвижение и пропаганда политических идей, программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества), теорий; политическая социализация и мобилизация граждан, привлечение их к участию в политической жизни (государство тоже участвует, политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекает молодежь в митингах приглашением известных поп-исполнителей); целенаправленный отбор политических лидеров (государство тоже участвует); формирование/обновление политической элиты; обеспечение связи участников политического процесса, оппонирование правительству, политического диалога; непосредственная реализация политической власти (например, в тоталитарных обществах).

Функции:

-Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальные интересы

-политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса)

-политические партии выдвигают кандидатов на выборы

-политические партии осуществляют представительство интересов определённых блоков социальных сил в органах власти

Выбор избирателя во время голосования определяется следующими факторами:

-уровень дохода и образования избирателя;

-влияние социальной среды и окружения

-позиция средств массовой информации, которые ему доступны

-национальные, религиозные, культурные факторы

Партийная система — совокупность партий, участ­вующих в формировании законодательных и исполнитель­ных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпар­тийные и многопартийные системы.

Типы партийных систем

Наимено­вание типа Его сущность
Однопар­тийная В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «ис­кусственная многопартийность» (не следует пу­тать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических пар­тий, связанных с национальными и другими об­щностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных пар­тий
Двухпар­тийная В обществе существуют две сильные партии, кото­рые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, рес­публиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избиратель­ной системе
Многопар­тийная В обществе существует конкуренция между многи­ми партиями, ни одна из которых не имеет преиму­ществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к не­обходимости поиска компромисса (от лат. compromissum — соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (на­пример, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических общест­вах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной из­бирательной системы. В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установи­лась многопартийная система с одной доминирую­щей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отда­ют предпочтение — 30—50% голосов

Политические (социально-политические, обществен­но-политические) движения— добровольные формирова­ния, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности сво­их интересов.

В современном мире существуют следующие демократи­ческие движения:

— за сохранение и развитие демократии, прав и свобод че­ловека;

— антивоенные, антиядерные;

— за землю и социальные права крестьян;

— за новый экономический порядок (антиглобализм);

— неприсоединения;

— экологические;

— против расовой и национальной дискриминации;

— женские, молодежные, студенческие.

Виды политических движений

Основа классификации <

Наши рекомендации