Тема 1. Власть, ее происхождение и виды
Политика
Политическая власть имеет множество разновидностей.
Основа классификации | Разновидности политической власти |
С точки зрения своего предназначения | Законодательная» исполнительная, судебная |
По месту в структуре власти | Центральная, региональная, местная |
По основному субъекту | Монархическая, республиканская |
Легитимность– общественное признание власти, готовность общества ей подчиняться. Право, признанное за лидером или группой с согласия общества принимать политические решения (М. Вебер).
Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства, которые с ней связаны (Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером)
Типы политической власти
• Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности. Традиционный тип легитимности – вера в святость традиций и право властвовать по этой традиции.
• Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях. Рациональный (легальный) тип легитимности – вера в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний.
• Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера. Харизматический тип легитимности – вера в сверхъестественную святость, героизм, гениальность властителя, не подлежащие понятному объяснению.
Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов.
Исследователи выделяют следующие функции политической власти: формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами; управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений; создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества.
Политическая власть в современном мире должна быть:
— ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
— регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
— институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
— легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет общественно-моральное оправдание и признание.
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство, которое в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
Государственная власть имеет свои отличительные признаки:
— публичный характер, т. е. выступает от имени общества;
— суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);
— ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.
Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Большое значение для политической власти имеет проблема ее устойчивости.
Основные принципы устойчивости политической власти | ||||||
Легитимность власти | Результативность власти | |||||
Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений | Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на нее население | |||||
Признаки | Признаки | |||||
• Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение • Признание власти гражданским обществом • Признание власти мировым сообществом | • Успешная экономическая политика • Устойчивый рост благосостояния основной части населения • Укрепление общественного порядка • Авторитет на международной арене | |||||
Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей.
Цель разделения властей: Предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении
Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)
Основные положения:
Законодательная, исполнительная, судебная власти предоставляются различным людям и органам согласно конституции
Все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой
Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти
Разделение властей и их основные функции:
Законодательная (парламент)
Представляет интересы граждан, издает законы
Исполнительная (правительство)
Управляет государственными делами
Судебная (судьи всех уровней)
Следит за соблюдением законов органами власти. Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности
Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма, предотвращает возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении
Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.
Образец задания
1 А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о сущности власти?
А. Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться и управлять кем-либо или чем-либо. Б. Любая власть — это контроль над экономическими ресурсами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 1.
Признаки государства
1.Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница, наличие границ)
2. Публичный характер власти (выступает от имени общества, несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
5. Исключительные права на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег
6. Обязательность членства в государстве (институт гражданства)
7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага
8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)
9. Исключительное право издавать общеобязательные правовые нормы.
10. Система органов и механизмов осуществления публичной власти
Наряду с указанными основными признаками государства в современной науке выделяют дополнительные признаки:
— язык как средство общения на территории того или иного государства;
— единую оборонную и внешнюю политику;
— единую транспортную, информационную, энергетическую системы и др.
Функции: (стр. 215)
1. Политическая — государство оказывается главным носителем политической власти, обеспечивая условия деятельности политических и общественных институтов. Обеспечение народовластия и государственного суверенитета.
2. Экономическая - государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и др.)
3. Социальная - осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры. Обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в общественном производстве; обеспечение реализации прав граждан на охрану здоровья, отдых жилище, образование, пользование достижениями культуры
4. Идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные каналы средств массовой информации
1. Участие в решении глобальных проблем
2. Обеспечение национальной безопасности
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества
4. Отстаивание государственных интересов в международных отношениях
Государство осуществляет свои функции в определенных формах.
Формы осуществления функций государства — однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Правовая форма
Правотворческая форма: Разработка и принятие юридических норм, издание нормативно-правовых актов
Правоисполнительная форма: Принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.)
Правоохранительная форма: Контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям
Организационная форма
Организационно-регламентирующая форма: Текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.
Организационно-хозяйственная форма: Оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.
Организационно-идеологическая форма: Повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения
Государство является главным управляющим центром политической системы общества.
Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни
— Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов общества.
— Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,
— Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.
— Государство является собственником ресурсов и средств производства.
— Государство располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.
— Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.
Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические стандарты, стандартизирует образование, выполняет организационные функции и др.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование
Форма правления | Форма государственно-территориального устройства | Политический режим | ||
Это способ организации верховной государственной власти | Это способ взаимосвязи территориальных образований государства, закрепленный конституцией | Это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
Монархия (отгр. monarchia — единовластие, самодержавие) | Республика (от лат. res-publica — общественное дело, государство) | • Унитарное (от фр. unitai-ге — единый) • Федеративное (от лат. f oedus — союз, договор) • Конфедеративное (от лат. confoede-ratio — союз, сообщество) | • Демократический (от гр. demo-kratia — власть народа) • Тоталитарный (от новолат. tota-liter — целиком, полностью) • Авторитарный (от лат. auctori-tas — власть, влияние) | ||||||
Абсолютная (Катар, Оман, Саудовская Аравия) | Президентская (Аргентина, Бразилия, США) | ||||||||
Дуалистическая (Иордания, Марокко, Непал) | Полупрезидентская (смешанная) (Австрия, Россия, Франция) | ||||||||
Парламентская (Великобритания, Норвегия, Швеция) | Парламентская (Германия, Индия, Италия, Швейцария) | ||||||||
Виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная | Дуалистическая (от лат. duo — два) | Парламентская (конституцион.) |
1. Принадлежность законодательной власти | Монарху | Разделена между монархом и парламентом | Парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
3. Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов |
4. Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
5. Право роспуска парламента | (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право veto монарха на решения парламента | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется | |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
8. Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Виды республик и их признаки
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
1. Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) | Избирается на заседании парламента | |
2. Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента | Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответствен- ность прави- тельства | Перед прези- дентом. Парламент не может выра- зить вотум не- доверия пра- вительству | Двойная ответ- ственность — перед парла- ментом и час- тично перед президентом. Президент не ответственен за действия прави- тельства. Вотум недоверия пар- ламента прави- тельству невоз- можен | Перед парла- ментом. Пар- ламент может внести вотум недоверия правитель- ству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отстав- ку правитель- ства |
4. Право рос- пуска парла- мента у прези- дента | Отсутствует | Президент имеет право роспуска парламента | |
5. Наличие поста премьер- министра | Отсутствует | Существует пост премьер-министра | |
6. Объем пол- номочий пре- зидента | Полномочия президента: он не только глава госу- дарства, но и глава ис- полнительной власти | Президент — глава государст- ва. Полномочия в осуществле- нии исполни- тельной власти разделены меж- ду президентом и правитель- ством | Президент- ские полномо- чия номиналь- ны, любые действия он совершает по рекоменда- ции прави- тельства, которое несет за них ответ- ственность |
7. Современ- ные государ- ства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Рос- сия, Франция | Индия, Ита- лия, ФРГ, Швейцария |
Политические режимы
Виды режимов | |||
Линии сравнения | Демократиче-ский | Недемократический | |
Тоталитарный | Авторитарный | ||
1. Формы | Непосредст- Венная (народ напрямую осуществляет управление государством) и представи- тельная (народ управляет государством через избранные представительные органы) демократия | Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм | От буржуазных, социалист. до военно- диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока |
2. Социальная база | Опора на боль- шинство насе- ления, которое сознательно поддерживает демократиче- ские ценности (подчинение политического меньшинства большинству) | Опора на мас- совые движе- ния люмпе- низирован- ных слоев населения | Опора на тра- диционные со- циальные институты — бюрократию, армию, цер- ковь |
3. Госу- дарственное устройство | Правовое госу- дарство, по- строенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения | «Всеобщее государство», осуществляю- щее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни | Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной жизни формализованное разделение властей |
4. Партийная система | Многопартий- Ность | Господство одной партии | Правящая партия огосу- дарствлена |
5. Оппозиция | Действует легально | Отрицается | Ее деятельность ограничена жесткими рамками |
6. Право- вой принцип | Разрешено все, что не запрещено законом | Запрещено все, что не разрешено законом | Все, что касается полит. деят-ти, строго регламентиров. Властью |
7. Права и свободы граждан | Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Периодические свободные выборы | Права и свобо- ды граждан лишь декла- рируются, люди совер- шенно безза- щитны перед произволом властей. За- кон защищает не личность, а государство | Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в поли- тической сфере. Закон преиму- щественно стоит на защите интересов госу- дарства, а не личности (выборы в органы государственной власти могут проводиться и в недемократических государствах, просто нарушается демократические принципы избирательной системы) |
8. Эконо- мика | Смешанная экономика, до- минирует част- ный сектор; го- сударственное регулирование частного пред- приниматель- ства носит кос- венный ха- рактер | Централизо- ванная эконо- мика, государ- ственное пла- нирование с милитарист- ской направ- ленностью. Жесткая про- изводственная дисциплина | Обширный го- сударственный сектор может уживаться с рыночной экономикой |
9. Идеоло- гия | Политический Плюрализм | Существует единственная обязательная официальная идеология | Доминирует официальная идеология, но допускается наличие дру- гих идейных течений |
10. Кара- тельные органы | Строго подчиняются закону | Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны | Важный элемент государствен. Аппарата |
Критерий выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества. Особенность демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
Демократия(греч. народовластие) – способ политической организации общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством.
Признаки демократии
- участие граждан в формировании и осуществлении государственной власти;
- сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчётность избирателям;
- демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами;
- политический плюрализм;
- гласность, отсутствие цензуры в СМИ
- реальное осуществление принципа разделения властей;
- принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства
Конституция РФ. Статья 3
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
- Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
- Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Демократии присущи внутренние противоречия:
-Проводимая государством политика должна опираться на определённую систему ценностей, что противоречит принципам политического плюрализма
-невозможно преодолеть неравенство возможностей влияния на принятие политических решений гражданами, так обладают различным количеством политически значимых ресурсов (у обычных граждан и владельцев СМИ).
-нередко сами граждане сознательно отказываются от участия в политике, игнорируют выборы.
-Политические интересы граждан, выражаемые различными политическими организациями, могут искажаться, не реализовываться, оставаясь пустыми декларациями.
Образец задания
1 С7. | Известный американский политолог 3. Бжезинский утверждал: «Демркратия, быть может, главное завоевание Запада. Но демократия — это лишь сосуд, который еще должен быть наполнен содержанием... Демократия сама по себе еще не дает ответа на дилеммы общественного бытия и в особенности не определяет «качества жизни...». Почему, по вашему мнению, автор называет демократию «главным завоеванием»? Можно ли согласиться с позицией автора, что демократия не влияет на «качество жизни», а следовательно, является привилегией богатых стран? Свой ответ аргументируйте.
Ответ: Автор называет демократию главным завоеванием Запада, поскольку ее становление прошло через длительный этап борьбы: от эпохи Просвещения и идей естественного права через революции и гражданские войны, тоталитарные режимы и войны мирового масштаба шло становление демократических институтов стран Европы и Америки. Само по себе провозглашение демократии не изменит качество жизни, будь то в политической, экономической или социальной областях. Необходимо длительное становление демократических институтов, которые во многом должны опираться на демократические традиции страны. При этом ее богатство отнюдь не означает автоматического приближения к демократическим нормам. В то же самое время укрепление демократии напрямую зависит от политики государства по преодолению бедности населения.
Образец задания
В1. I Запишите слово, пропущенное в схеме.
Форма правления
Форма государственно-территориального устройства
Политический режим
Ответ: Форма государства.
Структура госаппарата
Основа классификации | Органы госаппарата |
Разделение властей | — Система законодательных (представительных) учреждений — Исполнительно-распорядительные органы — Судебные органы |
Выполняемые функции | — Органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы межгосударственных отношений, информации) — Органы, осуществляющие внутренние функции (органы правопорядка, безопасности: полиция, суд, прокуратура и др.; органы социально-экономического регулирования: финансово-налоговый аппарат, учреждения связи, транспорта, коммунальной службы и др.; органы духовного производства: учреждения образования, культуры, органы информации и др.) |
Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности.
Кроме этого, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения.
Государственные учреждения — государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транспорта).
Государственный аппарат состоит из следующих структурных элементов:
1. Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение.
2. Иерархичная система государственных органов и учреждений, которые правомочны совершать действия, направленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.
3. Материальные средства, которые необходимы для функционирования первых двух элементов.
Виды политических партий
Основа классификации | Виды партий |
Идеологическая направленность | Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод Коммунистические — стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т. д. Консервативные и либеральные — ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии Националистические — строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей Анархистские - |
Участие в осуществлении власти | Правящие — это те партии, которые находятся у власти Оппозиционные — это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу — завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные |
Характер членства | Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выборов Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически. Ориентированы на длительное участие в политике; имеют чёткую организацию, местные и молодёжные отделения; ведут систематическую работу с избирателями. |
Шкала политического спектра | Левые партии (социалистические и коммунистические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции |
Способ деятельности | Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными |
По отношению к закону | Легальные (официально разрешённые) Нелегальные (запрещённые правительством) |
Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.
Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; участие в выборах (электоральная функция); политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса, и налоговых льгот для этих видов бизнеса); выдвижение и пропаганда политических идей, программ (политическая партия представила свою программу развития институтов гражданского общества), теорий; политическая социализация и мобилизация граждан, привлечение их к участию в политической жизни (государство тоже участвует, политическая партия провела серию массовых митингов в поддержку демократических реформ, привлекает молодежь в митингах приглашением известных поп-исполнителей); целенаправленный отбор политических лидеров (государство тоже участвует); формирование/обновление политической элиты; обеспечение связи участников политического процесса, оппонирование правительству, политического диалога; непосредственная реализация политической власти (например, в тоталитарных обществах).
Функции:
-Деятельность политических партий позволяет выявить и обобщить разнообразные социальные интересы
-политические партии разрабатывают альтернативные варианты политики (политического курса)
-политические партии выдвигают кандидатов на выборы
-политические партии осуществляют представительство интересов определённых блоков социальных сил в органах власти
Выбор избирателя во время голосования определяется следующими факторами:
-уровень дохода и образования избирателя;
-влияние социальной среды и окружения
-позиция средств массовой информации, которые ему доступны
-национальные, религиозные, культурные факторы
Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.
В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Типы партийных систем
Наименование типа | Его сущность |
Однопартийная | В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий |
Двухпартийная | В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе |
Многопартийная | В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compromissum — соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы. В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов |
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения— добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.
В современном мире существуют следующие демократические движения:
— за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;
— антивоенные, антиядерные;
— за землю и социальные права крестьян;
— за новый экономический порядок (антиглобализм);
— неприсоединения;
— экологические;
— против расовой и национальной дискриминации;
— женские, молодежные, студенческие.
Виды политических движений
Основа классификации | < Наши рекомендации
|