Основные школы в теории международной политики
· Идеалистическая школа
Деятельность Лиги Наций базировалась на идеалистическом подходе к международным отношениям, представителей которого в политической науке называют идеалистической школой.
Одним из основоположников этой школы в теории и политике был В. Вильсон. Идеалистический подход отличает, прежде всего, отчетливо выраженная этическая позиция. Он исходит из того, что человек - существо разумное, способное к нравственному совершенствованию и социальному прогрессу. Ради общего блага государства должны отказаться от господствовавшей на протяжении многих веком политики силы и стремления к доминированию.Им следует развивать нравственные начала в международной политике и подчинить свои действия международному праву.
«Идеалисты» стремились создать гармоничную, лишенную военных конфликтов модель международных отношений. Путь к этому — расширение и институциализация международного сотрудничества.
Институционализация означает упорядочивание и регулирование взаимоотношений между народами с помощью международных организаций, правил, норм, международного арбитража. Политику тайной дипломатии необходимо заменить постоянным сотрудничеством политиков в международных организациях, открытым обсуждением спорных проблем на переговорах и конференциях с участием широкой международной общественности.
Свое развитие идеалистический подход получил в интеграционной теории, представленной в двух основных направлениях: федерализме и функционализме. Оба этих направления исследовали международные отношения в целях сохранения мира и повышения благосостояния народов. Они исходили из того, что реализовать эти цели можно на пути интеграции народов, их объединения в более крупные, чем национальные государства, сообщества.
Однако в вопросе о средствах международной интеграции федералисты и функционалисты радикально расходились.
Федералисты, считали, что достичь интеграционные цели можно посредством политических решений правительств об объединении, вторые же, функционалисты, видели в правительствах скорее тормоз, чем инструмент объединения и рассматривали международную интеграцию как процесс поэтапного развития неполитических, прежде всего экономических, научно-технических и культурных связей между гражданами и неправительственными организациями различных государств.
Позднее оба этих направления показали свою односторонность и были синтезированы в неофункционализмеи некоторых других теориях.
Идеалистическая школа оказала большое влияние на международное сотрудничество.Наиболее сильно ее воздействие на политику проявилось в создании в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В отличие от Лига Наций, ООН получила полномочия по контролю за соблюдением международного права и обеспечением его реализации.
Такого рода функции уполномочен осуществлять Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов, 5 из которых — постоянные члены: США, Россия (ранее — СССР), Великобритания, Китай и Франция имеют право вето на принимаемые решения.
Идеалистический подход проявился также в создании организаций, устанавливающих международные режимы.
Международный режим — это система принципов, норм и правил поведения частных лиц и организаций, а также процедур принятия общих решений в различных областях интернационального сотрудничества: экономике, торговле, использовании радиочастот, воздушного и космического пространства и т.д.
Помимо интернациональных, общемировых,в различных частях света возникли региональные организации, в значительной степени регулирующие соответствующие сферы международных отношений. Это, например, Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Американского Единства (ОАЕ), Европейский Союз (ЕС)и т.д.
Создание наднациональных организаций, наделенных правом принимать обязательные для их членов решения, существенно изменяет характер международной политики. В тех случаях, когда международные организации демократически организованы и свободны от диктата мировых или региональных сверхдержав, их деятельность укрепляет шансы на сохранение мира и решение целого ряда глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
Однако это происходит далеко не всегда. В мировой политике, в том числе и современной, установки идеалистической школы на обуздание национального эгоизма, создание мира, основанного на равноправном сотрудничестве и принципах морали, очень часто ставятся под сомнение сторонниками школы политического реализма.
· Реалистическая школа
Идейные истоки школы политического реализмакоренятся в воззрениях мыслителей прошлого: Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Л. фон Ранке (немецкий историк XIX в.), А.Тойнби (английского историка XX в.), а также теоретиков геополитики.
Непосредственным идейным вдохновителем этой школы выступил протестантский теолог Р. Нибур. Ее современные представители — Дж. Кеннан, У. Липпман, Р. Арон, Дж. Фрэнкель, 3. Бжезинский, У. Ростоу, Г. Киссинджер, К. Томпсон, С. Хантингтон и др.
Школа политического реализма сформировалась во второй половине 40-х гг. ХХ в США под воздействием импульсов «холодной войны». Она длительное время господствовала в научных кругах, непосредственно влияющих на американскую внешнюю политику.
Всех реалистов объединяет понимание человека как существа несовершенного, движимого эгоистическими интересами, проявляющимися в непрерывной борьбе за существование.
Еще Гоббс уподоблял человека волку и считал, что естественному состоянию людей соответствует борьба всех против всех, сдержать которую, обеспечить порядок и безопасность в обществе может лишь государство — Левиафан.
Нибур также считал человека неспособным к альтруистической позиции и склонным к злоупотреблению властью. В 30-е годы XX в. он остро критиковал «идеалистов» за игнорирование первостепенной роли «национального интереса» в международных отношениях, исходя при этом из принципа несовместимости политики и морали.
Идеи Нибура и других предвестников реалистов развил применительно к послевоенному устройству мира американский политолог Ганс Моргентау. Он создал из отдельных идей политического реализма целостную теорию и поэтому заслуженно считается главным представителей этого направления общественной мысли.
Согласно Моргентау, единственными важными акторами международной политики являются национальные государства. «Международная политика, как и любая политика, есть борьба за власть.Власть же означает господство одного человека над другим», неважно в каких формах это господство осуществляется.
С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое доминирующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного актора международной политики можно лишь с помощью силового противодействия ее другого субъекта.
Мир и стабильность обеспечиваются через равновесие или баланс сил. При этом мир понимается как отсутствие войны, а сила, по выражению Л. Халле, — как «способность добиваться желаемых результатов любыми средствами — красноречием, убедительной аргументацией, шантажом, торговлей, угрозой или принудительными действиями, а также умением вызвать жалость, раздражение или неловкость». Чтобы быть успешными, переговоры и дипломатия в целом должны опираться на военную мощь.
Баланс сил формируется в результате создания блоков и союзов во главе с наиболее мощными державами. Он служит самой надежной гарантией мира. Нарушение силового равновесия влечет за собой войны или же активизирует подготовку к ним.
Вследствие этогодостижение и поддержание баланса сил — важная цель международной политики.Однако длительный прочный мир в принципе невозможен в силу конфликтности человека по своей природе, его эгоизма.
Моргентау не противопоставляет политику морали, однако по существу не оставляет ей места в своей концепции, поскольку исходит из того, что политические действия определяются несовершенной природой человека. Требования морали отражаются в политике в основном лишь тогда, когда достигается равновесие сил.
Из-за своей простоты — мировая политика объясняется посредством борьбы за власть, достижения баланса сил или его нарушения — и соответствия позиции США в период холодной войны теория международной политики Моргентау получила широкое распространение и была взята на вооружение главными разработчиками американской внешней политики, а также известными учеными из числа политических советников и консультантов.
В то же время теория Моргентау имеет и ряд слабостей. К числу ее главных недостатков обычно относят чрезмерную упрощенность, одномерность в объяснении сложной системы международных отношений (почти все объясняется стремлением к власти); неучет влияния на международную политику экономических акторов и многочисленных неправительственных организаций, преувеличение значения власти в детерминации политики. По мнению большинства политологов, власть не столько самоцель, сколько средство реализации государственных интересов.
· Концепции неореалистов
Слабости теории Моргентау пытались преодолеть более поздние представители школы политического реализма — неореалисты (С. Д. Краснер, Р. Гильпини др.). Они стремились осмыслить новые политические реалии, возникшие в 80-е годы в связи с завершением периода разрядки в международных отношениях после ввода советских войск в Афганистан и прихода к власти в США президента Р. Рейгана, публично объявившего СССР «империей зла».
В отличие от классических реалистов, объясняющих международную политику главным образом стремлением к власти, неореалисты учитывают влияние на нее экономических акторов как носителей национальных интересов государства.
Они вводят в проблематику международных конфликтов вопрос о распределении экономических ресурсов, борьба за которые, а не только за власть, также движет мировую политику. Международные отношения формируются под влиянием конкурентной борьбы, в которой одни государства стремятся улучшить свои экономические и иные позиции за счет других. При этом в отличие от идеалистов и транснационалистов, считающих, что от международного сотрудничества могут выиграть все его участники, они трактуют такое взаимодействие как игру с нулевой суммой (т.е. когда выигрыш одного участника означает такой же проигрыш другого).
Хотя неореалисты исходили из общих постулатов школы политического реализма о балансе сил и стабильности как условиях мира, многих из них занимал в первую очередь вопрос о сохранении и улучшении позиций США в мировой системе. Эгоистическую прагматическую установку неореализма четко выразил Р. Мейерс: «в любом случае успешная реализация собственных интересов оказывается масштабом практических политических действий»10. Это означает, что в международной политике допускаются любые действия, если они выгодны. Такая установка во многом объясняет политику двойных стандартов и нарушения США и их союзниками по НАТО международного права, когда это им представляется выгодным, например, в случае развязывания войны против Югославии в 1999г.
Неореалисты разработали концепцию национальных интересов, ядро которых составляют постоянные интересы:
· национальная безопасность (защита от внешней опасности),
· экономические интересы (развитие связей с партнерами,
· наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка)
· интересы поддержания мирового порядка.
Защищаемая реалистической школой концепция баланса сил и сегодня играет важную роль в теории международных отношений и в определении практической политики в области государственной безопасности.
Необходимостью обеспечения этого баланса часто объясняется стремление государств к наращиванию вооружений. Как показала новейшая история, нарушение военно-стратегического равновесия после распада СССР и роспуска военного блока стран Варшавского Договора действительно усилило нестабильность в мире и активизировало гегемонистские устремления внешней политики США.
· Марксистский подход к международной политике
Теории «реалистов» постоянно подвергались критике со стороны «идеалистов», марксистов, а позднее — сторонников концепции взаимозависимости и некоторых других теорий.
Школу политического реализма обвиняют не только в упрощенности, одномерности, чрезмерной политической ангажированности, но и в недостаточной конкретности ее ключевых понятий, таких, например, как «баланс сил», «безопасность».
Марксисты характеризовали «реалистов» как адептов агрессивной внешней политики США (поскольку последние исходят из неизбежности международных конфликтов и борьбы за господство в мире), оправдывающих политику военного противостояния двух блоков и сдерживания освободительной борьбы народов (упование на силу и стремление к сохранению баланса сил).
Марксистская концепция объясняет международную политику классовыми интересами. Она утверждает, что антагонизм классов внутри наций и государств порождает антагонизм в отношениях между ними.
Основанный на непримиримых классовых противоречияхкапиталистический строй после вступления в свою последнюю, империалистическую стадию отличается особой агрессивностью и стремлением ведущих держав к переделу сфер влияния и к мировому господству.
С появлением социалистических государств определяющее влияние на международную политику оказывает борьба двух противоположных систем: социалистической и капиталистической, которая завершится победой социализма и коммунизма в мировом масштабе и постепенным «слиянием наций». Марксистский подход к международным отношениям отразил реальную зависимость внешней политики от политики внутренней, от гуманности внутригосударственного устройства и политической культуры, от уровня благосостояния граждан и социальной справедливости.
Марксистская концепция международной политики оказалась несостоятельной, о чем свидетельствует крах командно-административного социализма в СССР, государствах Восточной Европы и Монголии, острые, в том числе и военные, конфликты между социалистическими странами. В современном мире непосредственное влияние марксизма на политическую науку невелико.
· Транснационалистская (глобалистская) школа
В мировой политической мысли последних десятилетий широкую известность и влияние приобрела транснационалистская школа (Й. С. Най, Р. О. Кохане, Е. Л. Морзе и др.). Ее нередко называют глобалистской, или же школой взаимозависимости.
Она вышла на авансцену политической мысли в 70—80 годы, а ее научная аргументация широко используется так называемыми «глобалистами».
Транснационалистская школа претендует на более высокий по сравнению с идеалистами и реалистами уровень научной доказательности своих выводов.
Она опирается на так называемое модернистское течение в исследовании международных отношений, представители которого — К. Райт, К. Дойч, М. Каштан, Ш. Макклелланд, Р. Розекранц, Дж. Найи др.
Модернисты использовали основополагающие идеи бихевиоризма, системного анализа, структурного функционализма и некоторых других научных направлений.
Они заявили о намерении осмыслить связанные с НТР новые международные явления и процессы с помощью строго научных эмпирико-аналитических, а также кибернетических методов и создать на этой основе эмпирически верифицированные модели международных отношений,которые можно анализировать с помощью компьютеров.
Некоторые из таких моделей были разработаны учеными, близкими к Римскому Клубу. Несмотря на ограниченность своих возможностей в познании и предсказании мировых событий, они своевременно обратили внимание общественности и правительств на такие глобальные угрозы для человека, как истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, губительные последствия мировой термоядерной войны и др.
К. Дойч и В.Д. Эбервайнсоздали многомерную «модель-глобус», которая на основе сопоставления обширных данных о 25 государствах позволяла проигрывать различные сценарии отношений между ними и учитывать последствия каждого возможного варианта событий. Сами модернисты не смогли создать какой-либо общей содержательной теории международных отношений. Однако они побудили представителей транснационалистской школы к использованию более строгих научных методов для развития теории международной политики.
Идейное кредо транснациональной школы достаточно полно представлено в теории взаимозависимости, которая отразила процесс возрастания количества субъектов международной политики, расширения международного сотрудничества и усложнения системы взаимосвязей между народами. В 60-е годы в основном завершился процесс деколонизации, в результате которой на мировую арену вступили десятки новых государств. Многие из них активно включились в международную политику, в том числе в рамках влиятельного международного объединения — группы неприсоединившихся стран.
Период возникновения концепции взаимозависимости ознаменовался также разрядкой международной напряженности, созданием многочисленных неправительственных организаций (сегодня в мире их насчитывается свыше 10 000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций, углублением международного разделения труда, развитием хозяйственной кооперации и интеграции, особенно в рамках крупных регионов: Европы, Америки и т.д.
В международную жизнь активно включились партии, профсоюзы, защитники окружающей среды и прав человека, церковь и другие организации.
Эта школа продолжила традицию «идеалистов», выступающих за сближение государств и создание наднациональных органов, гарантирующих сохранение мира и рост благосостояния народов.
Однако транснационалисты в обосновании этой идеи исходили не из нормативных, ценностных соображений, а из реальных фактов и интересов народов.
Они утверждают, что национальные государства постепенно утрачивают свою роль главных субъектов международной политики и свой суверенитет в пользу международных организаций. Разграничение внутренней и внешней политики государств становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей мере.
Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, в то время как международная кооперация, активизируемая в том числе с помощью международных режимов торгового, валютного и другого сотрудничества, создает возможности выигрыша для всех ее участников.