Понятия, характеризующие международную политику
Название сферы | Акторы | Примеры |
Международная политика в широком смысле, между - народные отношения | Все субъекты между - народных отношений (они указаны ниже) | Любые взаимодействия, в которых участвуют пред - ставители двух и более государств |
Межгосударственная политика (международная политика в узком значении) | Любые государства и их органы в их взаимозависи- мости, организации, пред- ставляющие Мировое Со- дружество | Отношения между РФ и США, ФРГ, Японией и т.п., деятельность ООН, Совета Безопасности |
Наднациональная (супранациональная) политика | Органы, представляющие объединения государств, передавших часть своих суверенных прав | Политика органов ЕС, Союза России и Белоруссии и т.п. |
Мультинациональная политика | Объединения ряда государств и представл- яющих их организаций для решения определенных вопросов, сохраняющих суверенные права при принятии решений | СНГ, Контадорская группа, Организация Американских государств, ОБСЕ |
Транснациональная политика | Международные неправительственные организации, объединения партий, групп интересов, церковных организаций, транснациональные концерны, воздействую- щие на международные отношения | «Гринпис», Социнтерн, Всемирная конфедерация труда, Международный Совет Церквей, транснациональная корпорация ИБМ (IВМ) |
Внешняя политика | Отдельные государства, правительства и парламенты, их органы | РФ, правительство, МИД, Комитет по международным связям Федерального Собрания |
Их главным содержанием были взаимоотношения между племенами по поводу войны и мира. Однако современную форму международная политика приобрела в результате складывания этносов и появления государств и государственных территориальных границ.Действия государства за пределами своих границ получили название внешней политики. Из внешнеполитических действий складывалась международная политика.
В древности главными проявлениями международной политики были предотвращение нападений извне, расширение влияния одних государств на другие, поглощение сильными слабых, заключение союзов против общих врагов, создание благоприятных условий для торговли.
Война рассматривалась как естественное состояние международных отношений, ось, вокруг которой вращается политика. «Страсть к завоеваниям, — писал Н. Макиавелли, — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает при этом свои возможности, все одобрят или же никто не осудит...».
По мере развития международной политики, повышения ее значимости активизировались попытки ее теоретического осмысления.
Одним из первых попытался понять природу международной политики автор «Истории Пелопонесской войны» древнегреческий историк Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н.э.). Он выдвинул идею циклического повторения исторических явлений и в том числе международных конфликтов, что вызвано неизменностью человеческой природы, в основе которой лежат стремление к господству и жажда власти, а также еще более сильно выраженное стремление к свободе.
Многих мыслителей древности занимали вопросы о соотношении насильственной внешней политики и морали, нравственной оценки войн. Так, Цицерон (106—43 до н.э.) пытался обосновать возможность «справедливой и благочестивой войны», которая являлась таковой в том случае, если велась для отмщения за причиненное зло или же для изгнания вторгшегося в страну врага.
Идея о справедливых войнах получила развитие у ряда более поздних мыслителей. Так, Аврелий Августин Гиппомский (354—430) добавил к условиям нравственной войны «справедливость намерений» ведущего войну.
Фома Аквинский (1225—1274) считал, что, помимо вышеназванных условий, справедливая война должна быть санкционирована государственной властью.
Гуго Гроций(1583-1645) в своей основной книге «О праве войны и мира» считал, что человек в отличие от животных по своей природе стремится к мирному общению, организованному на принципах разума. Война есть проявление разрозненного состояния людей, преодоление которого (через воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров и наказание за преступления) ведет к складыванию права человеческого, устанавяивающего справедливость вмеждународной политике. Эти идеи легли в основу более поздних теорий международного права.
Целый ряд интересных мыслей об эффективной политике, в том числе международной, высказал Н. Макиавелли (1469—1527). В трактате «Государь» (1532) он, в частности, дает политическим лидерам такие советы:
— «В чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует также сделаться главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных, а кроме того, следить за тем, чтобы в страну как-нибудь не проник чужеземный правитель, не уступающий ему силой».
— «...Лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не побуждает необходимость...»4.
Этому же мыслителю принадлежит и столь часто используемая на практике мысль о целесообразности «создания врагов», победа над которыми гарантирована.
Значительное влияние на теорию международной политики оказали идеиТомаса Гоббса(1588-1679) о догосударственном состоянии человечества как «войны всех против всех», о возникновения государства из потребности людей в установлении и обеспечения мира. Эти идеи были использованы, в частности, в концепции «баланса сил».
Заметный вклад в осмысление проблем войны и мира внес трактат «О вечном мире» И. Канта (1724-1804), а также теоретическая и практическая деятельность ряда других мыслителей и политиков.
Широкое признание в последующей теории международной политики получило определение войны прусским генералом и военным теоретиком Карлом фон Клаузевицем (1780-1831): «война есть продолжение политики другими средствами».
Великие географические открытия, а также развитие капитализма в Европе способствовали расширению экономических, торговых и иных связей между государствами, глобальному распространению и интенсификации международной политики.
В XIX в. свыше половины территории Земли (не учитывая Антарктиду) оказалось поделенной между тремя крупнейшими империями: четверть поверхности планеты контролировала Британская, одну шестую Российская и одну десятую Французская империи.
После наполеоновских войн пять европейских монархий (Россия, Англия, Франция, Австрия и Пруссия)попытались создать регулируемую систему европейской политики, поддерживающую на основе приблизительного баланса сил политический статус-кво в Европе.
Эта система получила название «европейский концерт». Она предусматривала совместное давление на державу, усиливающую свое влияние, требование от нее «компенсирующих уступок». Попытка совместного регулирования международных отношений оказалась успешной — на континенте целый век — с 1815 по 1914г. не было общеевропейских войн.
И все же первая мировая война показала иллюзорность надежд на исключение войн из жизни Европы. Послевоенноестремление государств не допустить в будущем разрушительных конфликтов и рационально регулировать международную политику дали мощный импульс развитию теории международных отношений, ее сближению с реальной политикой.
После заключенияВерсальского договора (1918г.) в ряде стран для исследования причин войн и поддержки усилий по упрочению мира были созданы специальные научные институты.
В 1919г. государства-победители(США, Англия, Франция, Италия, Япония) основали международную организацию — Лигу Наций.
Несмотря на ведущую роль В. Вильсона в создании Лиги Наций, сенат США, посчитав чрезмерными уступки Англии и Франции при заключении Версальского мира, не стал ратифицировать соответствующий договор и США не вошли в Лигу Наций.СССР вступил в нее в 1934 г., в 1939 г. был исключен из-за начала войны с Финляндией.
Согласно уставу, ее задачей было развитие сотрудничества между народами, обеспечение мира и безопасности. Главным инициатором создания этой международной организации выступилпрезидент США Вудро Вильсон, ранее профессор Принстонского университета. Его теоретические идеи (в форме «14 пунктов») легли также в основу послевоенного международного устройства.
Лига Наций — первая международная организация, созданная при прямом участии политической науки. Ее образование, а также создание ряда научных институтов, исследующих международные отношения, явились знаменательной вехой на пути выделения теории международной политики как специфического направления научных исследований и относительно самостоятельной политической дисциплины.