Конституционные основы судебной власти в РФ.
Суд. власть осуществляется посредством отправления правосудия по разным категориям дел спец. органами (судами), самостоятельность которых предполагает конст. принцип разделения властей. Указанные органы составляют единую систему, между эл-тами которой распределяются все дела, связанные с защитой прав в рамках конст. права на суд. защиту.
Суд. система организована в соответствии с принципами, закрепленными в ФКЗ «О суд. системе»: единства суд. системы, федеративность, разграничение подсудности, независимость суд. органов.
Единство суд. системы предполагает единую пр. основу их деятельности (как в части применяемых при разрешении споров пр. норм, так и в части правил судопроизводства и организации суд. системы), единый статус судей, признание и исполнение решений на всей территории России, гос. финансирование судов (ст. 124 КРФ). ПКС от 16.06.1998 N 19-П.
При организации системы судов учитывается фед. устройство: суды делятся на фед. и суды субъектов (создаваемые и финансируемые субъектами самостоятельно), а территория деятельности фед. судов в свою очередь ограничивается территорией субъекта (республиканские, краевые, областные суды) и адм.-терр. единиц субъекта (районные суды).
Разграничение подведомственности (какие дела подлежат рассмотрению в судах) и подсудности (распределение дел между судами) осуществляется проц. законодательством, споры о подсудности между судами не допускаются.
Структура суд. системы состоит из судов о/ю (которые рассматривают гр., уг. дела и дела об адм. правонарушениях), арб. судов (рассматривают споры эк. х-ра с участием юр. лиц и ИП), а тж конст. и уставных судов (осуществляют охрану конституций и уставов) ПКС от 16.06.1998 N 19-П. В гос. суд. систему не входят ни комм. третейские суды, ни суды, осуществляющие межд. защиту прав.
В каждом суде создается собственная орг. структура, включающая председателя и президиум суда (единоличный и коллег. органы, избираемые судьями этого суда), пленума (собрания всех судей), палат (в КС) и коллегий (создаваемых в др. судах и специализирующихся на рассмотрении опр. категорий дел). Правосудие может осуществляться от лица всего суда единолично судьей или коллегиально.
Независимость судов обеспечивается самост. решением всех орг., фин. и кадровых вопросов. В этих целях все судьи образуют проф. объединение – суд. сообщество. В рамках этого сообщества создаются спец. органы: съезды и конференции судей, Советы судей, квалификационные коллегии, суд. департамент при ВС.
От принципов организации суд. системы следует отличать об. правила рассмотрения дел в судах – принципы отправления правосудия. Среди них - права граждан и принципы их реализации (равенство перед законом и судом, право на суд. защиту, право на юр. помощь, на рассмотрение уг. дела судом присяжных, недопустимость исп-я док-в, полученных с нарушением закона, презумпция невиновности), а тж обязательность решений судов, гласность, открытость и устный х-р суд. разбирательства, гос. язык судопроизводства, состязательность сторон, право на обжалование и пересмотр суд. решения вышестоящим судом, в порядке как апелляции, так и кассации, которое не распространяется на сферу конст. юстиции.
Статус судей обеспечивает эффективность осуществления суд. власти и включает ряд гарантий и прав, установленных законом. Судья осуществляет свои полномочия как проф. деятельность, которая несовместима с иной оплачиваемой деятельностью. Независимость суд. органов обеспечивается независимостью судей, которые при рассмотрении дел должны руководствоваться тк законом и своим убеждением, сложившимся в процессе рассмотрения дела. Эта независимость обеспечивается исключительно орг. подчиненностью председателю суда, несменяемостью до истечения срока, на который судья был назначен, неприкосновенность судей. Независимость обеспечивается тж запретом быть членом пол. партии.
Судьям обеспечивается ряд соц. и тр. гарантий, многие из которых сохраняются при опр. условиях за судьей и после прекращения исполнения им суд. полномочий (за судьей в отставке).
Для назначения на должность судьи кандидат должен отвечать ряду требований, обеспечивающих необходимую квалифицированность принятия решений. Как условие назначения выступает обязанность сдать квалификационный экзамен. Судьи всех фед. судов, на исключением высших назначаются Президентом РФ.
Ответственность судей ограничивается рядом условий. Лишение судей неприкосновенности для привлечения к пуб.-пр. ответственности, как и привлечение к дисц. ответственности осуществляется органами судейского сообщества.