Конституционные основы организации системы органов исполнительной власти в РФ. Принцип единства системы исполнительной власти в РФ.
Ч. 2 ст. 77 КРФ: В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения фед. органы исп. власти и органы исп. власти субъектов образуют единую систему исп. власти в РФ.
Ст. 78 КРФ: Фед. органы исп. власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои терр. органы и назначать соответствующих д/лиц.
Комм. под ред. Л.А. Окунькова: Единство системы исполнительной власти должно обеспечиваться в пределах ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, т. е. формирование системы исполнительной власти должно быть основано на целостности и взаимосвязи федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов. Это предполагает единство структур исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации; четкое определение пределов полномочий на каждом уровне исполнительной власти в сфере совместного ведения; реализацию в установленных случаях федеральными органами исполнительной власти функции нормативного регулирования с соблюдением механизма согласования проектов решений; строгое соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативных предписаний органов федеральной исполнительной власти.
Из содержания ч. 2 ст. 77 и ст. 71, 76 Конституции следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Содержание ст. 78 следует рассматривать по взаимосвязи с положениями, закрепленными в ч. 2 ст. 77 Конституции, где определяется условие обеспечения единства исполнительной власти в сфере совместного ведения. А в ст. 78 раскрывается механизм взаимоотношений органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере их собственного ведения.
Необходимость в создании территориальных органов у федеральной исполнительной власти возникает в том случае, когда она нуждается в структурах, обеспечивающих реализацию на местном уровне ее функций в сфере ведения РФ. Такие функции выражаются в осуществлении федерального контроля (территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Федерального горного и промышленного надзора России и др.); управлении конкретными отраслями и сферами (военные комиссариаты и др.); реализации одновременно контрольных и управленческих функций (подразделения Государственной налоговой службы Российской Федерации, управления Центрального банка России в регионах и др.). Статус данных территориальных органов определяется создающими их федеральными министерствами и ведомствами.
Осуществление органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами властных полномочий на территории субъекта Российской Федерации предполагает взаимодействие с его органами исполнительной власти. Это взаимодействие реализуется через разнообразные формы координации и согласования деятельности.
Конституция Российской Федерации предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами с помощью отдельных соглашений. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. До принятия новой Конституции форма заключения соглашений использовалась, как правило, во взаимоотношениях между федеральной исполнительной властью и исполнительной властью республик, входящих в состав Федерации. Передача полномочий органам исполнительной власти других субъектов Федерации осуществлялась в основном нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Согласно ч. 2 ст. 78 Конституции передача федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий друг другу должна осуществляться теперь на основе взаимного соглашения.
Вероятно возникновение споров при заключении таких соглашений. Президенту как главе государства предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение споров на рассмотрение соответствующего суда (ч. 1 ст. 85).
Согласно п. "б" ч. 3 ст. 125 Конституции споры о компетенции между органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрешаются Конституционным Судом России. Предметами рассмотрения в Конституционном Суде могут стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициативой; несогласие с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом.
Согласно ч. 4 ст. 78 Президент и Правительство обеспечивают в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России. Так, Президент и Правительство могут обратиться в Конституционный Суд по вопросам соответствия нормативных актов субъектов Федерации Конституции России (ч. 2 ст. 125). До решения этого вопроса Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции России и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 85).
Таким образом, ст. 78 и связанные с ней другие статьи Конституции определяют новую модель взаимоотношений федеральной исполнительной власти и исполнительной власти субъектов Федерации. В ней реализуется принцип федеративного устройства, сочетающий отношения взаимной ответственности и сотрудничества в осуществлении функций исполнительной власти на территории Российской Федерации.