Акты Президента РФ, порядок их опубликования и вступления в силу.
Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения.
В форме распоряжений издаются акты по оперативным и организационным вопросам, связанным главным образом с деятельностью непосредственно подчиненных Президенту органов.
Иные решения оформляются указами президента – актами подзаконного, в большинстве нормативного характера. Указы Президента, в отличие от нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти, принимаются не только во исполнение Конституции и законов, т.е. по вопросам, специально предоставленным законодателем для регулирования на подзаконном уровне. Вне зависимости от воли законодателя указы могут регулировать общественные отношения практически во всех сферах, что и позволяет говорить об «указах, имеющих силу закона». Разумеется, в случае противоречия Указа Президента и закона будет действовать закон, но до принятия федерального закона Президент вправе урегулировать соответствующие вопросы в своем указе [ПКС от 30.04.1996 N 11-П].
Президент несет самостоятельно ответственность за принятые им акты в условиях отсутствия в российской практике института контрасигнатуры.
Указ Президента может быть предметом обжалования как акт органа, нарушающий требования закона, а также как акт законодательного уровня (в условиях отсутствия законодательного регулирования) в КС.
Акты Президента РФ подлежат обязательному опубликованию в порядке, предусмотренном Указом Президента [Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763]:
- акты подлежат офиц. опубликованию, кроме актов, содержащих сведения конфиденциального х-ра или гос. тайну
- публикуются в «РГ» и СЗ в течение 10 дней после их подписания
- НА вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней, иные – со дня подписания (в самих актах м.б. установлен иной порядок).
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.
Идея существования парламента (зак. и предст. органа) связана с концепцией пол. представительства и принципом разделения властей.
В современной зарубежной науке существует теория пол. представительства – первая составляющая пр. природы зак. органа власти. Как и представительство в частном праве, политическое представительство является юр. механизмом, обеспечивающим реализацию принадлежащих лицу прав не им лично, а специально указанным им др. лицом. Однако пол. представительство от частно-правового отличает обязательность назначения представителя (обязательность проведения выборов), представление коллект. субъекта, от лица которого назначение представителя м. осуществляться далеко не всеми, установление полномочий и содержания деятельности поверенного законом, а самое главное – реализация полномочий доверителя по осуществлению власти, в т.ч. и в отношении его самого. В результате доверитель оказывается связанным решением своего поверенного, им же на это упч.
Идея разделения властей, с которой неразрывно связано существование зак. ветви власти, возникла как представление о необходимости разделения между различными органами функций по установлению общеобяз. правил поведения (зак. власть), по осуществлению гос. политики (исп. власть) и по разрешению споров (суд. власть). Исторически первой обособилась судебная власть. Её обособление потребовало создания и зак. институтов, т.к. для разрешения споров было необходимо издание правил поведения институционально независимыми органами. В противном случае исключалось бы существование споров с властью, поскольку власть сама устанавливала «правила игры» с гражданином и могла произвольно их менять. Вместе зак. и суд. власти образовали противовес власти исп. Т.о., одна из задач зак. власти изначально состояла в издании актов, ограничивающих полномочия органов исп. власти.
В росс. государствоведении не признается верховенства парламента, но его функции не сводят к зак., а включают в их число также учред., контрольную, бюджетную, предст. (напр., объявление амнистии или участие в межд. отношениях).
Ограничения – президентское вето, реф-м, ЧП и ВП, КС, право През-та на роспуск ГД, принятие фин. законов тк при наличии заключения Пр-ва.
Предст. х-р зак. органов власти связан и с порядком его формирования – его состав избирается непосредственно населением. Это может применяться не ко всему зак. органу. Общепризнанные принципы и нормы межд. права отмечают данную особенность – лишь одна из палат должна избираться, а др. может, напр., назначаться из представителей гос.-терр. образований в составе государства (представительство субъектов в верхней палате фед. парламента).
В РФ двухпалатный парламент. Верхняя палата (СФ) формируется из представителей субъектов – см. №61.
Нижняя палата (ГД) избирается населением. Выборы депутатов проводятся на основе специальных федеральных законов. Половина состава депутатов (225) избираются в одномандатных округах с использованием мажоритарной системы отн. большинства, а половина (225) – по единому избирательному округу по пропорциальной избир. системе закрытых списков с 7%-м заградительным барьером [Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ]. С 2007 г. – пропорциональная избир. система.
Депутат – гражданин РФ, достигший 21 года. 200 тыс. подписей в поддержку или избир. залог (не требуется для партий, уже представленных в Думе).
Выборы назначает През-т.
Выборы не состоялись, если – участвовало менее 25 %; больше голосов «против всех» (одномандатный округ); барьер 7 % (общефед.);