Принцип всеобщего избирательного права и его гарантии.

Всеобщее избир. право означает предоставление возможности участия в выборах (избир. права) всем гражданам государства.

Ограничения всеобщего избир. права возможны. Их можно разделить на:

(1) ест. (связаны с самой возможностью реализации этих прав) – дееспособность, достижение установленного мин. возраста,

(2) обычные (признаются повсеместно) – лишение свободы;

(3) допустимые (отражают особенности пол. системы государства) – занятие одной должности не более 2-х раз подряд; лишение права занимать опр. должности; достижение опр. макс. возраста;

(4) недопустимые (не признаваемые совместимыми с принципами демократии – цензы) – оседлости, языка, имущественный и т.д.

ПКС от 27 апреля 1998 г. N 12-П: В запросе ГД оспаривались положения Конституции Респ. Башкортостан, статьи Законов Респ. Башкортостан "О През-те Респ. Башкортостан" и "О выборах Президента Респ. Башкортостан", согласно которым През-том Респ. Башкортостан м.б. избран гражданин Респ. Башкортостан не моложе 35 и не старше 65 лет, проживающий на территории Респ. Башкортостан не менее 10 лет и владеющий башкирским и русским языками. В период подготовки дела к слушанию в законодательстве Респ. Башкортостан произошли изменения, срок обязательного проживания кандидата на территории республики сокращен с 10 лет до 1 года.

КРФ закрепляет право республик устанавливать свои гос. языки. Из этого не вытекает ни обязанность республик устанавливать гос. языки, ни необходимость спец. требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избир. права, в т.ч. при выборах главы государства.

В настоящее время в ходе избир. процесса гос. органами, включая правоприменительные, должна обеспечиваться реализация избир. прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка. До урегулирования вопроса о пр. статусе гос. языка Респ. Башкортостан в надлежащем порядке правоприменительные органы должны обеспечивать в ходе избир. процесса реализацию избир. прав граждан вне зависимости от требований к знанию языка.

Баглай:Всебощим признается избир. право, при котором все взрослые граждане муж. и жен. пола имеют право принимать участие в выборах. Спец. условия, ограничивающие это право – цензы. В РФ два ценза – возрастной и ценз оседлости.

Возрастной – гражданам, достигшим 18 лет, предоставляется акт. избир. право. По достижении возраста, установленного КРФ, ФЗ, конституциями (уставами) субъектов, гражданин м.б. избран в ОГВ и ОМС. ФЗ м.б. установлены доп. условия для пасс. избир. права - напр., занятие должности не более 2-х сроков подряд.

Предоставления акт. избир. право не означает принуждения к участию в выборах. Абсентеизм. Чтобы не допустить срыва выборов, устанавливается обяз. процент участия.

Пасс. избир. право – 35 лет (През-т РФ), 21 год (депутат ГД, зак. ОГВ субъекта, глава МС), 30 лет (глава исп. ОГВ субъекта).

Тж ограничения на занятие опр. должностей. Выборные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме препод., научной и иной творческой.

Ограничения избир. прав по признаку пола, расы, нац-ти, языка, происхождения, имущ. и должностного положения, места жительства и др. обстоятельств не допускается.

Единственное ограничение избир. прав (ст. 32) – для признанных недееспособными и для содержащихся в МЛС по приговору суда.

меют право принимать участие в выборах. ором все взрослые граждане муж. и депутатов зак. ление списков избирателей, создание и

Принцип равного избирательного права и его гарантии.

Равное избир. право предполагает создание равных условий и возможностей для реализации избир. прав. Допускаются его незначительные ограничения в пределах, установленных законом.

Все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

Равенство при регистрации граждан в качестве избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты и на всех др. стадиях избир. процесса.

Нельзя предоставить одному избирателю больше голосов, чем другому.

ПКС, июль 1995 г. – изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избир. права и это ставит под сомнение легитимность решений зак. органа.

Наши рекомендации