Правовой статус языков в рф.
Ст. 68 КРФ:
1. Гос. языком РФ на всей ее территории является русский язык.
2. Республики вправе устанавливать свои гос. языки. В ОГВ, ОМС, гос. учреждениях республик они употребляются наряду с гос. языком РФ.
3. РФ гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Ч. 2 ст. 26 КРФ: Каждый имеет право на польз-е родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Выступая с соц. точки зрения как особенность нации, а с пр. точки зрения – как один из символов государства, признание опр. языка государственным отражает нац. природу государственности. Более того, гос. язык указывает на доминирование опр. (чаще всего титульной, т.е. дающей название государству) нации. В государствах с примерно равным представительством различных наций используется 2 или даже 3 гос. языка.
Гос.-терр. статус субъектов, образованных по нац. признаку, требует признания в качестве государственного языка титульной нации субъекта – этим обусловлено право республик вводить второй гос. язык – язык республики.
Пр. регулирование языков в то же время имеет целью обеспечить права нетитульных наций на сохранение собственного языка как части культуры, это обеспечивается рядом пр. гарантий, в т.ч. признание в установленных законом случаях языка компактно проживающей нации офиц. языком. Использование гос. языка, в отличие от офиц., обязательно во всех офиц. сферах.
ФЗ от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке РФ"
Статус русского языка как гос. языка предусматривает обязательность его использования в сферах, опр. настоящим ФЗ, др. ФЗ, Законом РФ "О языках народов РФ" и иными НПА РФ, его защиту и поддержку, а тж обеспечение права граждан РФ на пользование гос. языком.
Гос. язык является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнац. связей народов РФ в едином многонац. государстве.
Защита и поддержка русского языка как гос. языка способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов РФ.
При использовании русского языка как гос. языка не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением ин. слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Обязательность использования гос. языка не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование гос. языками республик, находящихся в составе РФ, и языками народов РФ.
Гос. язык подлежит обязательному использованию:
1) в деятельности фед. ОГВ, ОГВ субъектов, иных гос. органов, ОМС, организаций всех форм собственности, в т.ч. в деятельности по ведению делопроизводства;
2) в наименованиях фед. ОГВ, ОГВ субъектов, иных гос. органов, ОМС, организаций всех форм собственности;
3) при подготовке и проведении выборов и реф-мов;
4) в конст., гр., уг., адм. судопроизводстве, судопроизводстве в арб. судах, делопроизводстве в фед. судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в др. судах субъектов;
5) при официальном опубликовании межд. договоров, законов и иных НПА;
6) во взаимоотношениях фед. ОГВ, ОГВ субъектов, иных гос. органов, ОМС, организаций всех форм собственности и граждан РФ, ин. граждан, ЛБГ, общ. объединений;
7) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки;
8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, изготовлении бланков свидетельств о гос. регистрации АГС, оформлении документов об образовании, выдаваемых имеющими гос. аккредитацию образовательными учреждениями, др. документов, оформление которых в соответствии с законодательством РФ осуществляется на гос. языке РФ, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах РФ, почтовых переводов денежных средств;
9) в деятельности общеросс., рег. и мун. организаций телерадиовещания, редакций общеросс., рег. и мун. периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на гос. языках республик, др. языках народов РФ или ин. языках, а тж за исключением случаев, если использование лексики, не соответствующей нормам русского языка как гос. языка, является неотъемлемой частью художественного замысла;
10) в рекламе;
11) в иных определенных федеральными законами сферах.
В целях защиты и поддержки гос. языка фед. ОГВ в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают функционирование гос. языка на всей территории РФ;
2) разрабатывают и принимают ФЗ и иные НПА РФ, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку гос. языка Российской Федерации соответствующие фед. целевые программы;
3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан РФ на пользование гос. языком;
4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как ин. языка, а тж осуществляют подготовку научно-пед. кадров для образовательных учреждений с обучением на русском языке за пределами РФ;
5) содействуют изучению русского языка за пределами РФ;
6) осуществляют гос. поддержку издания словарей и грамматик русского языка;
7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ о гос. языке;
8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка.
Обеспечение права граждан на пользование гос. языком предусматривает:
1) получение образования на русском языке в гос. и мун. образовательных учреждениях;
2) получение информации на русском языке в фед. ОГВ, ОГВ субъектов, иных гос. органах, ОМС, организациях всех форм собственности;
3) получение информации на русском языке через общеросс., рег. и мун. СМИ. Данное положение не распространяется на СМИ, учрежденные специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на гос. языках республик, др. языках народов РФ или ин. языках.
Лицам, не владеющим гос. языком, при реализации и защите их прав и законных интересов на территории РФ в случаях, предусмотренных ФЗ, обеспечивается право на пользование услугами переводчиков.
Закон РФ от 25 октября 1991 г. "О языках народов РФ"
Языки народов РФ – нац. достояние Российского государства, находятся под защитой государства. Государство на всей территории РФ способствует развитию нац. языков, двуязычия и многоязычия.
В РФ недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам нац. политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства РФ о языках народов РФ.
Гарантируется равноправие языков народов РФ, совокупность прав народов и личности на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. РФ гарантирует всем ее народам независимо от их численности равные права на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения, гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества независимо от его происхождения, соц. и имущественного положения, рас. и нац. принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Никто не вправе устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
В местности компактного проживания населения, не имеющего своих нац.-гос. и нац.-терр. образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и гос. языками республик, в офиц. сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Порядок использования языков в таких местностях определяется законодательством РФ и субъектов.
Государство признает равные права всех языков народов РФ на их сохранение и развитие. Все языки народов РФ пользуются поддержкой государства.
В РФ алфавиты гос. языка и гос. языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов гос. языка и гос. языков республик могут устанавливаться ФЗ. (ПКС от 16.11.2004 №16-П – пункт не противоречит КРФ).
Соц. защита языков - проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов РФ на территории РФ.
Эк. защита языков - целевое бюджетное и иное фин. обеспечение гос. и научных программ сохранения и развития языков народов РФ, проведение в этих целях льготной налоговой политики.
Юр. защита языков – обесп-е ответственности юр. и физ. лиц за нарушение законодательства РФ о языках народов РФ.
Государство гарантирует гражданам осуществление осн. пол., эк., соц. и культ. прав вне зависимости от их знания какого-либо языка.
Права граждан по использованию языков народов РФ: право на выбор языка общения, право на выбор языка воспитания и обучения.
68. Признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ (по Конституции и в решениях Конституционного Суда).
Пр. статус субъектов в решаюшей степени гарантирован КРФ.
Принципы определения полномочий ОГВ субъектов:
1) полномочия по предметам ведения субъектов определяются конституцией (уставом), законами и НПА субъекта;
2) полномочия по предметам совместного ведения определяются КРФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
3) полномочия по предметам ведения РФ определяются ФЗ, НПА През-та и Пр-ва и соглашениями.
Предметы ведения установлены КРФ и не м.б. перераспределены.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, в случае изменения новое наименование подежит включение в ст. 65.
Равноправие субъектов выражается в их равном представительстве в СФ, в порядке формирования Гос. совета.
В то же время статус субъектов одинаков не во всем. Конституции республик м. приниматься зак. органами либо реф-мами, а уставы др. субъектов – тк зак. органами. Авт. округа входят в состав краев, областей, но при этом рассматриваются как субъект наравне с ними.
Равноправие проявляется в об. распределении предметов ведения.
Субъекты имеют свою пр. систему.
ПКС, июль 2003 г. – КС отметил, что проверка соответствия конституций (уставов) ФЗ судами о/ю не соответствует КРФ. Разрешение такого рода вопросов влечет за собой необходимость применения процедур конст. судопроизводства.
Субъекты обладают территорией, границы между субъектами м.б. изменены тк с их согласия.
Эк. основа ОГВ субъекта – находящееся в собственности субъекта имущество, средства его бюджета, терр. гос. внебюджетных фондов, а тж имущественные права.
ФЗ установлен круг вопросов, решение которых относится к полномочию по совместному ведению и осуществляется за счет бюджета субъекта (обеспечение деятельности органов власти, проведение выборов, предупреждение ЧС, образования, здравоохранения и т.д.). те же полномочия, переданные субъектам ФЗ, осуществляются за счет субвенций из фед. бюджета на опр. условиях.
Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов осуществляется путем предоставления дотаций из Фед. фонда фин. поддержки субъектов РФ,
Система ОГВ устанавливается самостоятельно, но она д. соответствовать основам конст. строя (разделение властей), строиться на основе об. принципов организации предст. и исп. органов власти, установленных ФЗ.
Субъекты вправе осуществлять межд. и внешнеэк. связи.
Особенности статуса республик.
Республики названы в КРФ государствами, однако власть в республиках не является суверенной, республики самостоятельны тк в рамках, опр. КРФ.
Права выхода из состава РФ у республик нет.
Республики, как и др. субъекты, равноправны между собой в отношениях с РФ, но не равноправны с самой Федерацией.
Конституции республик д. соответствовать КРФ. ПКС от 07.06.2000 г. – субъекты не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит РФ. Республики, как субъекты, не имеют статуса суверенного государства.
Ошибочное представление о суверенитете влечет провозглашение собственности на землю, недра, прир. богатства (вопрос совместного ведения).
Неправомерны претензии республик на приоритет своих законов над федеральными.
Республики самостоятельны в определении своих гос. языков.
Республики предусматривают свое гражданство, хотя вопросы гражданства относятся к ведению РФ. Правом принятия в гражданство обладает тк РФ.
Гос. символика, столица, почетные звания и награды.
В связи с принятием решений КС из конституций республик исключены положения о вступлении в силу ФЗ тк после ратификации республиканским парламентом (Якутия), о праве выхода из РФ (Тыва). В конституциях Татарстана и Башкортостана сохранено упоминание о суверенитете, но после решения КС оно не имеет юр. силы.