Вопрос 14.Развитие России при царе Алексее Михайловиче. Народная война под руководством С.Т Разина.
Алексей Михайлович столкнулся с необходимостью решения важных вопросов: преобразования государственного управления, переустройства армии, проведения церковной реформы. Все это приходилось делать одновременно, в сложных условиях социальных потрясений в стране (многочисленных бунтов и восстаний) и военных конфликтов (постоянных войн с Польшей, Швецией, Крымским ханством и Турцией).
Чтобы поправить расстроенные финансы, правительство увеличило прямые и косвенные налоги. В 1646 г. вдвое был повышен налог на соль, особенно тяжкий для низших слоев населения, что вызвало в июне 1648 г. восстание в Москве («соляной бунт»). Алексей Михайлович вынужден был выдать на расправу бунтующей толпе наиболее ненавистных людей из своего окружения, но ему удалось спасти Морозова, тайно отправив его в Кириллов Белозерский монастырь. После подавления бунта Морозов был возвращен в Москву, но, несмотря на расположение к нему царя, уже не имел прежнего значения в управлении: Алексей Михайлович более не нуждался в его опеке.
Городские восстания, вызванные ростом косвенных налогов, в 1648–1650 гг. прокатилась по всей стране, затронув и Сибирь. Соляной налог пришлось отменить. Восстания повлияли на ускорение кодификации законодательства. По приговору царя с Боярской думой в июле 1648 г. комиссии из 5 лиц было поручено составить проект нового Уложения. 1 сент. 1648 г. в Москве собрался земский Собор из «выборных людей разных чинов государства», который в 1649 г. принял Уложение (см. Соборное Уложение 1649 г.). Для укрепления власти и авторитета самодержавного монарха в Уложение были введены статьи, по которым даже «умысел» на здоровье, жизнь и честь государя были возведены в ранг тягчайших государственных преступлений. Уложение окончательно закрепило крестьян за помещиками, прикрепило посадское население городов к тяглу. В дальнейшем Соборное Уложение пополнялось «новоуказными статьями» – «о татебных, разбойных и убийственных делах», «о вотчинах и поместьях», о смертной казни за самовольный выход тяглых людей из посада и др. Уложение в главе «О богохульниках и о церковных мятежах» ужесточило кары (вплоть до сожжения) против еретиков. Уложение поставило духовенство под юрисдикцию светского суда по гражданским делам, тем самым ограничивалась компетенция церковного суда. Судебные дела (исключая собственно церковные) духовных лиц были переданы светским судебным учреждениям и созданному в 1650 г. Монастырскому приказу, который занимался также определенными административными вопросами жизни Церкви. Статьи Уложения 1649 г. не распространялись на Патриарха и находящихся в его вотчинах людей, которых судил сам Патриарх (из Патриаршего суда исключались лишь дела о «душегубстве и разбоях»). Уложение 1649 г. легло в основу последующего законодательства. Одновременно проводилась кодификация церковного права. В 1650 г. была издана новая Кормчая книга, а также ряд царских и Патриарших указов, регламентировавших духовную жизнь общества.
При Алексее Михайловиче проходила централизация местного и центрального управления, расширение самодержавной власти царя и угасание значения земских Соборов: после Собора 1653 г., принявшего решение о воссоединении Малороссии с Россией, земские Соборы в царствование Алексея Михайловича уже не собирались. Алексей Михайлович рассматривал царскую власть как установленную Богом, считал монарха источником «права и милости». Называя себя «государем Святой Руси», Алексей Михайлович рассматривал ее как оплот вселенского Православия. При Алексее Михайловиче продолжался рост приказной бюрократической системы. Количество приказов к концу его царствования возросло вдвое (с 40 до 80), а число приказных людей – более чем в 3 раза (с 800 до 2800). Приказы учреждались как для новых отраслей управления, так и для управления вновь приобретенными территориями (Смоленский, Сибирский, Малороссийский, Литовский). В 1654 г. был учрежден Тайный приказ (действовал до 1676), служивший личной канцелярией царя: через него проходили разнообразные дела, касавшиеся как вопросов государственного управления, так и частного хозяйства и личного обихода царя. В 1653–1655 гг. была проведена церковная реформа. Реформа ставила цель упорядочить связи РПЦ с Константинопольским Патриархатом, Православными Церквами украинских, белорусских земель, Молдавии и Балканского п-ова, что способствовало бы укреплению авторитета Русского государства. Все это требовало унификации церковной обрядности, богослужебных книг, иконописания, даже церковной архитектуры. Особое место в реформе заняла справа церковных книг, задачей которой было установление правильного текста, искаженного при переписке. Приглашены были справщики – ученые греческие и украинские монахи, которые проводили сравнение русских богослужебных книг с современными греческими. В 50–60-х гг. происходила подготовка к реформе певческого искусства (см. Истинноречие, Раздельноречие). На службу в столицу приглашались украинские «спеваки», что способствовало распространению здесь партесного пения, а также новшеств в области нотации и теории музыки. Алексей Михайлович и сам проявил себя как распевщик и переписчик певческих сборников: сохранились его авторские распевы песнопения «Достойно есть» (ГИМ. Син. певч. № 52. Л. 185), богородична «На Тебе, Пресвятая Богородице Дево», а также записи некоторых стихир с правкой, сделанной рукой царя («Марьины слезы» и др. – РГАДА. Ф. 27. Оп.1. №337. Л.12, 13). Не сохранились, но известны по описи царской библиотеки 1682 г. 6 тетрадей, 13 отдельных листов, 25 «столпчиков» и др. муз. рукописи, выполненные Алексеем Михайловичем (Протопопов. С.130).
Крестьянская война:Весной 1670 года Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации — воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Алексеевич (в действительности умерший в Москве 17 января 1670) и патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные предводители, из которых наиболее известна беглая монахиня Алёна Арзамасская. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, мордвы.
Захватив Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был тяжело ранен (4 октября 1670) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, 13 апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.