Б) Соотношение права и морали.
Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками.
Общие черты права и морали:
1. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства.
2. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них.
3. Критерии оценок поведения людей с точки зрения соответствия как нормам права, так и нормам морали определяют общество и государство, а не отдельный индивид.
4. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т. д.
Различия между правом и моралью:
1. Если право - это система наведения порядка в обществе, обеспеченная государством принудительной силой, то мораль - это система представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.
2. Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охватывает все сферы человеческого поведения, а право - только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.
3. Они не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы принимаются уполномоченными на их принятие государственными органами.
4. Право и мораль различаются по форме выражения. Право получает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закрепления их в официальных актах.
5. Право и мораль не имеют общего содержания. Практика реальной жизни показывает, что поведение человека с точки зрения морали может быть безнравственным и в то же время с юридической точки зрения впол-
не правомерным. С другой стороны, бывает, что с точки зрения морали человек заслуживает определенных благ, заработанных своим трудом, а в соответствии с нормами права его лишают этих благ, ценностей, имущества и т. п. Например, если мужчина и женщина прожили совместно до глубокой старости в незарегистрированном браке и один из них умирает, то оставшийся в живых не имеет права наследования имущества и порой остается без крыши над головой.
Общие выводы.Государство и право друг без друга не могут существовать. Между ними имеется функциональная связь. Государство определяет право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики, а право упорядочивает внутриорганизационные связи государства, обеспечивая рациональное устройство его структуры.
в) Действие права в системе общественных отношений:
1. Нормы права, их структура, виды и способы изложения.
2. Нормативно-правовые акты, их виды и требования, предъявляемые к ним.
3. Действие нормативно-правовых актов во времени и пространстве.
3. Сфера правового регулирования.
1. По аналогии с тем, как формой существования материи являются пространство и время, так и формой существования (выражения) права являются письменно оформленные официальные документы, исходящие от государственных органов и содержащие нормы права. Таким образом, форма права - выраженная вовне и закрепленная в законах воля государства (которое в идеале должно быть выразителем воли народа).
Норма права- государственно-властное предписание, общеобязательное правило, направленное на регулирование общественных отношений. Норма - это "первокирпичик" права. Процесс формирования правовой нормы состоит из трех стадий:
Структура нормы права:гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза - часть правовой нормы, содержащая указания на обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой.
Диспозиция - часть правовой нормы, указывающая, каким может или должно быть поведение субъекта права при наличии условий, указанных в гипотезе.
Санкция - часть правовой нормы, в которой указываются меры государственного воздействия, применяемые в случае невыполнения предписаний, содержащихся в диспозиции.
Однако не всегда в структуре правовой нормы можно выделить диспозицию или гипотезу. Иногда диспозиция совпадает с гипотезой, но она обязательно содержится в норме. Смысл и содержание диспозиции в таком случае выводится из контекста нормы, например, ст. 158 Кодекса об административных правонарушениях: "Мелкое хулиганство... влечет наложение штрафа или исправительные работы". Гипотеза: если кто-то нарушает общественный порядок.
Обозначенные части правовой нормы могут быть простыми, сложными и альтернативными.
Части правовой нормы считаются простыми, если они указывают только на одно условие действия нормы, содержат только одно предписание, как действовать в этих условиях, и предполагают применение только одного вида наказания за невыполнение предписаний.
Части правовой нормы считаются сложными, если они указывают на два и более условия, при которых норма применяется, а также содержат несколько вариантов поведения в указанных условиях и предусматривают наступление двух и более видов наказания одновременно (например, лишение свободы и конфискация имущества).
Части правовой нормы считаются альтернативными, если они дают возможность выбора условий, при которых норма может применяться, а также содержат несколько вариантов поведения на усмотрение лица и предусматривают несколько видов наказания, только одно из которых может быть применено.
Виды норм праваопределяются по характеру содержащихся в нормах правил поведения. По этому признаку выделяют три вида норм права:
1. Диспозитивные (управомочивающие). Предоставляют участникам отношений определенный объем прав, которыми они при желании могут пользоваться. Например, граждане имеют право на судебную защиту, но законодатель предоставляет им право самим решать возникающие между ними спорные вопросы без обращения в суд.
2. Императивные (обязывающие). Устанавливают для участников общественных отношений непременное требование придерживаться определенного поведения. Ключевыми словами таких норм являются: "должен", "обязан". Например, ст. 57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы".
3. Запрещающие, т. е. устанавливающие обязанность лица воздержаться от определенных действий или бездействий.
2. Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин "акт" в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия. Термин "нормативный" означает, что данный официальный документ (акт) содержит нормы права. Термин "правовой" является синонимом термина "юридический". Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом.
Нормативно-правовой акт- содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права, Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.
Санкционированному обычаюгосударство придает обязательное значение и соблюдение его гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права почти не используется.
Судебный прецедент- придание конкретному решению суда обязательного значения. На это решение суда можно ссылаться как на статью закона при решении аналогичных дел. Само слово "прецедент" переводится как "факт, имевший пример в прошлом". Такая форма права широко распространена в Великобритании. В Российской Федерации судебный прецедент не является формой права.
Нормативный договор- это либо международный договор, либо договоры о разграничении предметов ведения между субъектами федерации. Данная форма права больше относится к выполнению внешних функций государства и к организации формы государственного устройства.
Индивидуально-правовые акты имеют три характерных признака:
1) в них не содержатся правила поведения (т. е. нормы);
2) они являются актами одноразового и кратковременного действия;
3) носят строго адресный, персонифицированный характер, т. е. обращены к конкретным лицам.
Назначение индивидуально-правовых актов:
а) определять порядок проведения одноразовых мероприятий (например, постановление главы местной администрации о проведении праздника в честь Дня города);
б) регистрировать юридические факты (например, все документы, имеющие отношение к сфере нотариальных действий);
в) представлять разрешение возникающих споров (например, решения и постановления судебных органов, за исключением постановлений Верховного Суда РФ, которые могут иметь нормативный характер).
Иногда в юридической литературе для краткости индивидуально-правовой акт называют правовым, а нормативно-правовой акт называют нормативным.
Акт применения норм права ~ официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое формулируется на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств или персонально определенных лиц (например, акты парламента, главы государства, органов исполнительной власти, судебные решения, акты прокурорского надзора и др.).
Акты применения норм права отличаются от нормативно-правовых актов:
Во-первых, акты применения норм права имеют исключительно повелительный характер. Нормы, содержащиеся в них, отличаются категоричностью. Это либо императивные, либо запретительные нормы права. Они не дают права выбора лицу, в отношении которого применяются.