Глава 9. Первый кризис советской модели развития и пути его преодоления: 1953—1964 годы

В результате освоения данной темы студент должен:

Знать

— основные закономерности развития общества при переходе от мобилизационного типа экономики к естественному;

— важнейшие события отечественной истории, связанные с реформированием советского общества и выбором путей дальнейшего развития в период «оттепели»;

Уметь

— выносить самостоятельные суждения о полученной информации;

— определять временные рамки исторических процессов и явлений отечественной истории, их особенность и направленность;

Владеть

— навыками научной полемики;

— историко-сравнительным методом познания при анализе сложных и противоречивых исторических процессов;

— ключевыми теоретическими положениями школы исторической повседневности.

9.1. Борьба за «сталинское наследие»

После смерти И. В. Сталина формально власть перешла к так называемому «коллективному руководству». За этим стояло усиление позиций ближайших к Сталину политиков. Ими были удалены все те молодые кадры, которые Сталин ввел в состав высшего руководства на XIX съезде КПСС, а также распределены роли между собой. Наследником Сталина по государственной линии стал Г. М. Маленков. Н. С. Хрущев претендовал на руководство партийным аппаратом. Л. П. Берия занял пост первого заместителя Председателя Совета министров, одновременно с этим концентрируя в своих руках руководство над силовыми ведомствами. Смерть Сталина означала конец той планово-мобилизационной системы, которая сложилась в СССР в 1930-е гг. на волне индустриализации и коллективизации. Началась ожидаемая многими либеральная перестройка режима. Процесс этот, однако, осложнялся соперничеством между наследниками вождя, их стремлением занять его освободившееся место, добиться единоличной власти.

В первые недели после установления коллективного руководства наиболее сильные позиции занимал Берия. Он, видимо, понимал, что его имидж руководителя репрессивных органов не позволит официально стать лидером страны. Но он вполне мог играть роль своеобразного «серого кардинала»: влиять на расстановку кадров, определять проводимый правительством курс.

В прошлом мероприятия, проводимые Берией, трактовались сугубо негативно. В последние годы отечественные и зарубежные историки иногда видят в них истоки нынешних радикальных реформ. Первым, с чего начал Берия, были попытки развенчать культ личности Сталина. К. Симонов вспоминал, как его и других представителей интеллигенции пригласили к Берии. От встречи с главным полицейским можно было ждать всего. Но вопреки худшим опасениям, Берия показал представителям интеллигенции документы, изобличающие преступления Сталина, незаконно репрессировавшего советских граждан.

Процесс реформирования сталинской системы, начатый Берией, не ограничился символическими шагами. Из тюрем и опалы им был возвращен в политику большой круг людей, с которыми он работал в прошлые годы. Назначенные на ключевые должности в государственном и правоохранительном аппарате, они способствовали проведению дальнейших реформ. Серьезные изменения произошли в правоохранительных органах, что соответствовало практике цивилизованных стран. Так, из подчинения МВД удалось передать в ведение Минюста систему лагерей.

Перестройка коснулась внешней разведки. В целях нормализации отношений с другими странами в Москву было отозвано без замены около половины работников заграничных резидентур. Берия провел департизацию карательных органов — они были выведены из-под контроля и подчинения партии. Началось массовое увольнение сотрудников МВД, направленных туда из партаппарата. Аналогичную политику Берия проводил и в отношении всей системы управления, поскольку был против вмешательства партии в политические вопросы, соглашаясь оставить за ней только сферу идеологии. Берией было прекращено несколько сфабрикованных при Сталине дел, в частности «дело врачей» и «мингрельское дело». Начали выпускать на свободу репрессированных. По устроенной Берией амнистии из 2,5 млн заключенных была освобождена примерно половина.

По этой амнистии на волю вышли в основном уголовники, что вызвало небывалый всплеск преступности. Позже ситуацию с ростом преступности станут называть «холодным летом 1953». Наконец, по инициативе Берии было прекращено издание трудов Сталина. Имя Сталина, которого Берия в разговорах открыто называл «тираном», фактически исчезает с газетных полос. А 9 мая 1953 г. по инициативе Берии Политбюро приняло решение не украшать в дни праздников колонны демонстраций и здания портретами вождей.

Берия еще при жизни Сталина начал расходиться с ним в подходе к национальному вопросу в СССР. Если Сталин главной угрозой стране считал сепаратизм малых народов, то Берия выступал против русского национализма и шовинизма. Вскоре после смерти Сталина, Берия направил в ЦК записку о положении в сфере межнациональных отношений. В ней он указывал на то, что население вошедших в состав СССР Литвы, Западной Украины и Западной Белоруссии при Сталине подвергалось репрессиям и насильственной русификации. Берия предлагал отстранить присланных в эти районы руководящих работников, заменить их национальными кадрами, наладить взаимопонимание с местной интеллигенцией. Были смещены первые секретари ЦК КП Украины и Белоруссии Л. Г. Мельников и Н. С. Патоличев. Все это оживило националистические силы в республиках. В некоторых из них, например, в Литве, всерьез заговорили о возможности выхода из СССР и присоединения к Америке, а также высылке из республики всех русских и коммунистов.

Серьезные подвижки при Берии и по его инициативе произошли так же во внешней политике СССР. Берия требовал отказаться от строительства социализма в ГДР. Он полагал более целесообразным объединение Германии в единое государство с буржуазно-демократическим устройством. Берия продумывал планы нормализации отношений с Югославией, но ему их осуществить не удалось. При Берии было прекращено глушение западных радиостанций, вещавших на СССР.

Вся эта деятельность внушала опасения другим членам коллективного руководства. Некоторые опасались еще большего усиления Берии, другие считали его деятельность вредной для государственной безопасности. Вокруг Маленкова и Хрущева сплотились остальные недовольные, включая высшее руководство армии. Наиболее распространенная версия о конце карьеры Берии во всех своих вариантах утверждает, что он был арестован прямо на заседании Президиума ЦК. В аресте Берии приняли участие замминистра обороны Г. К. Жуков, К. С. Москаленко и другие высшие генералы и офицеры. После этого по его делу прошло короткое следствие, и он был расстрелян. Но есть и другие версии, согласно которым Берия был расстрелял сразу же, чтобы упредить попытки государственного переворота со стороны его окружения.

После устранения Берии, на первую позицию в руководстве партии выдвинулся Г. М. Маленков, в целом поддерживающий проводимый Берией курс на преодоление культа личности Сталина, но был сторонником более мягких мер. Первостепенное внимание в этой связи он уделял перестройке пропаганды. Так же начинается некоторая либерализация системы управления, выразившаяся в ограничении привилегий партийной бюрократии. Но в целом реформы носили умеренный характер. Маленкову нужно было считаться с настроениями в обществе, с ожиданием со стороны людей стабильности, поэтому ему приходилось действовать как «наследнику Сталина».

В то же время Маленков продвинулся дальше, нежели Берия, в деле реформирования органов безопасности. Он отменил все чрезвычайные внесудебные органы, продолжил процесс реабилитации. В частности, было пересмотрено «ленинградское дело», при этом, правда, нигде официально не упоминалась роль самого Маленкова в его раскручивании. Прежде всесильное министерство государственной безопасности вновь было поставлено под контроль партии, сужены его права, а в 1954 г. оно было преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Двойственной была и экономическая политика Маленкова. С одной стороны, он продолжал проводить некоторые особо популярные мероприятия сталинского времени. При нем, в частности, было осуществлено последнее снижение цен, чего после смещения Маленкова больше никогда не проводилось. С другой стороны, были начаты некоторые экономические преобразования. Реформаторские подходы к народному хозяйству были сформулированы Маленковым в августе 1953 г. в его речи на сессии Верховного Совета СССР. В ней впервые за многие годы официально предусматривалось приоритетное развитие легкой промышленности, производство товаров народного потребления. Социальная переориентация экономики сопровождалась вводом в эксплуатацию нового жилья, повышением зарплаты. Улучшилась жизнь сельчан, поскольку Маленков пошел на беспрецедентное повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. Началось освоение Целины, еще не принявшее экономически невыгодные формы.

Однако период, когда Маленков оставался главой правительства, был недолог. Происходит усиление Н. С. Хрущева, который после ареста Берии становится первым секретарем ЦК КПСС. В его руках концентрируется вся кадровая работа. Умело расставляя кадры, Хрущев вскоре переиграл своего соперника в закулисных маневрах. Уже в январе 1955 г. на Пленуме ЦК Хрущев обвинил Маленкова в оппортунизме. А в феврале 1956 г. Маленков был отправлен в отставку. Однако положение Хрущева все еще не было достаточно прочным. Принципы коллективного руководства по-прежнему сохранялись. На высших постах в государстве и партии оставались многие прежние соратники Сталина, которые имели не меньшие амбиции, чем сам Хрущев. Для того чтобы упрочить свою власть, Хрущеву требовались нестандартные, масштабные политические инициативы. И у Хрущева хватило решимости пойти на них.

Переломным в самом прямом смысле этого слова для нашей страны становится XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). Часто его ассоциируют с политикой разоблачения культа личности Сталина, но значение XX съезда КПСС этим не ограничивается. На нем были одобрены директивы по шестому пятилетнему плану, приняты изменения в уставе партии. Важнейшим результатом съезда становится изменение внешнеполитической доктрины СССР. Так же, как и политика преодоления культа личности Сталина, изменения во внешней политике шли в сторону либерализации. Было, в частности, выдвинуто важное теоретическое положение, согласно которому в условиях ядерного противостояния единственной формой взаимоотношений государств с различным общественным строем должно стать их мирное сосуществование.

Но наибольшее значение имело выступление Н. С. Хрущева, разоблачившего культ личности Сталина, и принятые по этому вопросу партийные документы. Общество раскололось на приверженцев официальной линии и сторонников Сталина. Масштабный раскол произошел и в международном коммунистическом движении. Партии, выступавшие за более решительное преодоление сталинизма, становились на платформу так называемого «еврокоммунизма». Партии, недовольные критикой культа личности Сталина, начали ориентироваться на Китай. Коммунистическое движение так никогда и не залечило последствий, начатых Хрущевым масштабных преобразований.

Последний раунд политической борьбы за сталинское наследие приходится на первые месяцы после XX съезда КПСС. Группа высших советских руководителей обвинила Хрущева в действиях, способных разрушить партию и государство. В эту группу входили такие разноплановые политики, как Молотов, Микоян, Каганович, Ворошилов, Булганин, Шепилов, Первухин. В июне 1957 г. на заседании Президиума ЦК Молотов и Микоян неожиданно потребовали отставки Хрущева и оказались поддержаны большинством Президиума. Однако Хрущев отказался подчиняться. Опираясь на армию, в частности на Жукова, и на КГБ, Хрущев в экстренном порядке собрал Пленум ЦК партии.

В состав ЦК входили назначенцы Хрущева, заведовавшего кадровыми вопросами. Закономерным итогом Пленума стал разгром «антипартийной группы» и гонения на ее членов. Однако Хрущев все еще чувствовал себя недостаточно прочно. В период борьбы с Берией и «антипартийной группой» ему приходилось опираться на армейские круги. В результате резко возросло влияние министра обороны Г. К. Жукова. Хрущев не любил и боялся Жукова, завидовал его славе.

Во время отсутствия Жукова в Москве, маршал был смещен со своего поста и обвинен в раздувании своего культа личности, в незаслуженном преувеличении своей роли в годы Великой Отечественной войны. Расправившись со своими соперниками, Хрущев начинает действовать и в марте 1958 г. к своему высшему партийному посту добавляет высший пост в исполнительной вертикали государственной власти, заняв кресло Председателя Совета министров. Таким образом, борьба, развернувшаяся после смерти Сталина, завершилась установлением единоличной власти Хрущева.

Время реформ

Время правления Н. С. Хрущева было ознаменовано еще более решительным проведением реформ, чем это было во времена Берии и Маленкова, к тому же Хрущев оставался на вершине власти существенно дольше, чем его предшественники. Реформирование затронуло все сферы жизни: систему управления, партийное строительство, национальные отношения, экономику. Вместе с тем, ход и результаты преобразований оказались далеко неоднозначными. Время Хрущева до сих пор вызывает самые различные оценки.

В политической сфере реформы продолжали линию XX съезда на слом сталинской системы. В 1957—1960 гг. развивалась правовая база местных Советов. В последующее время, в 1962 г. была проведена реформа по разделению Советов, а так же партийных и других органов, на промышленные и сельские. Реформа оказала заметное дестабилизирующее влияние, привела к бюрократизации, дублированию и неразберихе в деятельности важнейших органов управления. В 1956 г. было ликвидировано союзное Министерство юстиции, а в 1960 г. — союзное Министерство внутренних дел, что усложнило координацию органов правопорядка союзных республик.

В целях повышения ответственности за правопорядок со стороны населения, в ноябре 1959 г. начинают создавать добровольные народные дружины (ДНД). Большое значение имело реформирование прокуратуры, серьезно ослабленной в годы культа личности. Реформе подвергались и суды. Основной линией преобразований была передача функций центральных судебных органов в республики, а также общая демократизация судебной системы. Наконец, идет создание системы партийно-государственного контроля, в деятельность которого широко вовлекалась общественность. В последующие годы он был преобразован в народный контроль.

Особое место в хрущевских реформах занимает политика децентрализации управления. В русле этой политики в 1957 г. принимается решение о замене отраслевого принципа руководства экономикой территориальным. Упразднялись некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие вопросами развития промышленности и строительства. Вместо них создается система Советов народного хозяйства. В результате реформы вся страна разделялась на 105 административно-экономических районов. В каждом из них Совет Министров союзной республики создавал свой местный совнархоз.

В ведение этого органа передавалось руководство всеми предприятиями и стройками на подконтрольной ему территории. Предполагалось, что создание совнархозов позволит приблизить управление к производству, разрушить ведомственные перегородки, усилить кооперацию, поднять экономический уровень регионов. Но эти ожидания не оправдались. После краткосрочного положительного эффекта стали сказываться заложенные в реформе противоречия. В конечном итоге она привела к усилению региональной бюрократии, росту местного хозяйственного сепаратизма и неуправляемости народнохозяйственного комплекса страны в целом. В дальнейшем от системы совнархозов, так же как и от разделения советских и партийных органов на промышленные и сельские органы, пришлось отказаться.

В сфере национальной политики во второй половине 1950 — начале 1960 гг. идет процесс реабилитации народов, пострадавших в годы войны. Вместе с тем, восстановлены в своих правах оказались не все народы. Не была воссоздана автономия немцев Поволжья, а так же автономия крымских татар, вместо этого Крым был передан Украине. Передача Крыма из состава РСФСР в подчинение Украины имела тяжелые последствия для экономики полуострова в результате разрыва налаженных хозяйственных и административных связей. Этот шаг был осуществлен с грубым нарушением существовавшего в то время законодательства. Непоследовательность национальной политики вызывала недовольство широких слоев населения, грозила в будущем обострением национальных противоречий.

Одной из забытых страниц истории страны в те годы, о которой историки начинают говорить только сегодня, была попытка принятия новой советской Конституции. Никаких серьезных причин к изменениям в основном законе государства не было. Как и многое другое, создание новой Конституции диктовалось идеологическими мотивами. Проходивший в январе — феврале 1959 г. XXI съезд КПСС, сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма. Еще более определенно новые мотивы советской доктрины прозвучали на проходившем в октябре 1961 г. XXII съезде КПСС. На нем была принята новая Программа партии. В ней провозглашался широко известный тезис о построении к 1980 г. в СССР коммунизма.

Громадные людские и материальные ресурсы нации бросались на достижение личных амбиций советского лидера. «Новый» этап исторического развития требовал и «новой» Конституции. Работа над ней велась в 1962—1964 гг. под личным контролем Н. С. Хрущева. Поэтому в окончательный вариант проекта, обсужденный летом 1964 г., вошло много идеологических положений, лежавших в основании хрущевской политики. В частности в ней говорилось о предстоящем слиянии всех форм собственности в единую коммунистическую, о возрастании руководящей и направляющей роли партии, о марксизме-ленинизме как идеологической основе советского строя. После смещения Хрущева его проект Конституции был отвергнут, и работа по созданию новой Конституции велась уже на прагматических и реалистических основах.

Наши рекомендации