Немецкая и австрийская печать с 1850 г
Новейший период германской истории, наступление которого ознаменовалось движением 1848 г., получил в журналистике всестороннее изображение. Газеты уже перестали довольствоваться скромной ролью вестника происшествий и приключений, как это было в домартовскую эпоху. Движимые определенным стимулом, они сделались выразителями и распространителями общественного мнения, и большие, выдающиеся по своему идейному содержанию, газеты стали носителями определенного политического миросозерцания – выразителями политических партий. Получив этот характер, пресса достигла значения одного из важнейших элементов государственной жизни. Для газетной литературы наступил период мощного развития, оставившего свои следы и на экономическом положении печати. Из газет домартовского происхождения наиболее глубокие корни пустили в Северной Германии: «Königsberger Hartungsche Zeitung», «Weser Zeitung» в Бремене (основана в 1844 г.) и ганноверская «Zeitung für Norddeutschland» (основана в 1848 г.), соединившаяся в 1872 г. с «Hannoverscher Courier» (основан в 1854 г.) и «Hannoversche Anzeiger» (основан в 1863 г.) под общим названием «Hannoverscher Courier»; в Западной Германии: «Kölnische Zeitung», которая пользуется мировой известностью, несмотря на репрессии реакционного прусского министерства Мантейфель-Вестфален, благодаря умелому руководству и прекрасным техническим средствам; в Южной Германии: «Allgemeine Zeitung», в 1882 г. переведенная из Аугсбурга в Мюнхен, в 1895 г. перешедшая во владение акционерного общества, ныне составляющая собственность «Баварского типографского и издательского общества» в Мюнхене; в 1907 г. последнее перешло в арендное пользование книгоиздательской фирмы Август Шерль в Берлине. Далее: «Münchener Neueste Nachrichten», значительно поправившая свои дела с переходом во владение Юлия Кнорра и Георга Вирта; «Der schvabische Merkur», располагающая крупными литературными силами, «Dortmunder Zeitung» (основанная в 1828 г.), «Esseer Zeitung» (с 1883 г.), «Rhein-Westlälische Zeitung» и «Echo der Gegenwart», выходящая в Аахене с 1848 г. Старая «Spenersche Zeitung» в Берлине должна была прекратить свое существование в 1871 г. по недостатку подписчиков.
Новейшие предприятия в области журналистики возникали преимущественно в Берлине и Вене.
В Берлине делались наиболее многочисленные попытки создать отвечающую всем современным требованиям печать, но ни одной из новейших газет не удалось получить значения и веса за пределами отечества, тогда как ряды второстепенных и третьестепенных газет пополнялись с удивительной быстротой все новыми изданиями, дробившимися не только идейно, но и по своему этическому достоинству: появились так называемые скандальные листки, занимающиеся распространением сплетен, и отростки американской желтой прессы, о которой речь будет впереди.
Старейшее издание – «Preussische (Adler) Zeitung» – появилось в 1853 г. и прекратилось уже в 1853 г. За ним последовал либеральный «Publizist», общедоступный буржуазный листок, выходивший до 1874 г. В коммерческих кругах получила большую известность основанная в 1851 г. доктором Киллис фон Гормом «Berliner Börsen-Courier», конкурирующая с 1868 г. с «Berliner Börsen-Courier» Жоржа Дэвидсона. Международное обозрение в юмористическом тоне давала «Berliner Montagszeitung», основанная в 1858 г. Адольфом Гласбреннером и выходившая по понедельникам; после смерти Гласбреннера (1876 г.) она выходила под редакцией Шмид-Кобаниса до 1884 г. Орган тогдашней либеральной партии центра (Mittelpartie) «Berliner Allgemeine Zeitung» (1859–1863) не могла продержаться благодаря недостатку технических знаний ее руководителя, Юлиана Шмидта. Наиболее благоприятные результаты дал 1862 г., в течение которого возникли три новые большие газеты в Берлине: основанная Августом Брасом (ныне принадлежащая барону фон Олендорфу) «Norddeutsche Allgemeine Zeitung», проводившая сначала демократические и великогерманские тенденции, но уже в том же 1862 г. сделавшаяся органом консервативной партии, подпавшая под влияние Бисмарка и являющаяся ныне официозом государственной канцелярии и иностранного ведомства; далее «Tribüne» либерально-буржуазного оттенка, до 1881 г. имевшая крупный успех, но в этом году, после того как она была приобретена сецессионистской группой национал-либералов, она быстро лишилась большинства своих подписчиков и была ликвидирована в 1883 г.; «Berliner Fremdenblatt», основанная Р. Декером, служила долгое время центральным органом для театрального, музыкального и спортивного мира, но потом перешла в другие руки, утратила свой первоначальный характер и в 1901 г. сделалась жертвой финансовых затруднений. 1865 г. дал жизнь «Staatsbürgerzeitung» Ф.В.Л. Гельда, который издавал в домартовскую эпоху несколько демократических еженедельников и в новой газете взял под свою защиту интересы рабочих. Со смертью Гельда газета получила узко националистическую и антисемитическую окраску. В 1906 г. она перешла в собственность газеты «Das Reich» – бывшего придворного священника Штекера. В буйный 1866 г. появилась консервативная «Post», издававшаяся Сирусбергом и приобретенная в 1874 г. несколькими выдающимися парламентскими деятелями; под редакцией Леопольда Кейслера (1874–1893) она заняла весьма солидное положение. С началом Kulturkampfa[9][9] партия центра основала в 1871 г. свой главный орган – «Germania», в котором вплоть до конца1878 г. принимал участие блестящий публицист и оратор Павел Маюнке. Потребности широкой публики обслуживаются с 1872 г. либеральным «Berliner-Tageblatt» в издании Рудольфа Мос-се и под редакцией Артура Левизона; в скором времени эта газета довела свой ежедневный выпуск до небывалых размеров. В следующем году появился консервативный «Reichbote». Из берлинских газет, основанных в последние десятилетия, следует отметить «Berliner Neuesten Nachrichten» (1881), «Tägliche Rundschau» (1887), «Berliner Lokal-Anzeiger» (1883), лейб-орган[10][10] немецкой социал-демократии – «Forwärts» (1881), «Freisinnige Zeitung» (1885), «Deutsche Tageszeitung» (1894), руководящий политический журнал сельского хозяйства, и «Der Tag» (1901).
В Вене развитие печати было поставлено в менее благоприятные условия, так как за отменой в 1851 г. австрийской конституции последовало введение предварительной цензуры; в 1857 г. правила о газетном штемпеле, отмененные в 1848 г., снова вступили в силу и не замедлили оправдать связанные с ними ожидания: большое число мелких газет должно было поплатиться жизнью за допущенные ими промахи. Существенное улучшение общего положения австрийской прессы наступило лишь с опубликованием нового закона о печати 9 марта 1863 г., после чего в следующем же году была основана первая большая газета Вены «Neue Freie Presse». Основателями ее были три в высокой степени интеллигентные и разносторонне образованные лица: Макс Фридлендер, Михаил Этьен и Адольф Вертнер. Фридлендер, по своей специальности юрист, принял на себя заведование отделом внутренней политики, Этьен – внешней, Вертнер взялся за администрацию обширного предприятия. «Столпом» газеты был Фридлендер, весьма дальновидный, обладавший редкостной ясностью мысли и несокрушимой энергией человек. С самого начала он ополчился на «чрезвычайный рейхсрат» («Auserordentlicher Reichsrat») Белькредиса и оказывал деятельную поддержку буржуазному министерству, горячо протестуя против унизительного проекта соглашения с Богемией, инициатором которого выступил кабинет Гогенварта. К сожалению, Фридлендер умер уже в 1872 г.
Михаил Этьен, блестящий стилист, сразу оценил по достоинству неблаговидную политику Наполеона III и в 1870 г., несмотря на сохранившееся до 1866 г. в большинстве населения антипрусское настроение, выступил горячим защитником общегерманскогo дела против Франции. История доказала верность политического прогноза газеты, и это обстоятельство значительно укрепило ее влияние. Ныне она выходит в количестве 60000 экземпляров ежедневно и является одним из наиболее влиятельных руководящих органов австрийской прессы. Наряду с «Neue Freie Presse» возник целый ряд новых политических газет различных оттенков: в 1865 г. «Neues Fremdenblatt», в 1867 г. «Neues Wiener Tageblatt» Ценна, весьма популярная в средних буржуазных кругах, в 1869 г. «Tagespresse», защищавшая французские интересы, в 1871 г. «Deutsche Zeitung», стяжавшая лавры в политике с славянскими автономистами, и в 1872 r. «Das Illustrierte Wiener Extrablatt», сатирика О.Ф. Берга и Ф.И. Зингера, введшая впервые иллюстрации в газетный текст. В 1873 г. австрийской прессе пришлось выдержать тяжелый кризис, вызванный наступившим экономическим упадком империи, во время которого погибло 24% всех газет Цислейтании . Но уже в следующем 1874 г., с отменой налогового обложения газетных публикаций, наблюдается поворот к лучшему, нашедший свое завершение в 1901 г., когда, наконец, закон о газетном штемпеле был отменен вторично и окончательно.
В связи с этими австрийскими газетами следует упомянуть, что и чешская газетная литература за последние десятилетия сильно развивалась во многих городах Богемии, каковы Будвейс, Юнгбуналау, Наход, Пардубич, Пильзен, Табор и другие, но ежедневный выпуск большинства чешских газет в этих местах весьма незначителен. Крупным влиянием пользуются лишь пражские газеты: «Prazsky Noviny», официальный орган с выпуском в 40000 экземпляров, «Narodny Listy» (национально-либеральная), «Narodny Politika» (автономистская), «Cas» (богемской народной партии), «Hlas Naroda» (национально-консервативная), «Radikalis Listy», «Cech» (католическо-польской партии), «Pravo Lidu» (социалистическая) и др.
Развитие политической жизни, оказавшее столь благотворное влияние на газетную литературу Берлина и Вены, с одинаковым успехом отразилось и на целом ряде других культурных центров. Во Франкфурте-на-Майне возникла «Frankfurter Zeitung» – орган, имевший первоначально весьма скромный характер, а ныне получивший руководящее значение. Начав свою карьеру 27 августа 1856 г. под названием «Frankfurter Handelszeitung» и выходя в мелком формате, под редакцией Леопольда Зоннемана и X.Б. Розенталя, она первоначально должна была служить справочным листком относительно акционерных предприятий, в то время расплодившихся в огромном количестве, но вскоре в ней стали помещаться политические телеграммы и еженедельное приложение системного характера «Coupon der Frankfurter Harldsraking». Когда во время итальянской войны 1859 г. политическая жизнь обострилась, в ней произошли трагические конфликты, коммерческий листок расширился до размеров политической газеты и перешел в демократический лагерь, приняв название «Neue Frankfurter Zeitung». В непродолжительном времени газета сделалась главным органом юго-западной демократии и, как таковая, относилась отрицательно к прусской гегемонии, не оказывая, однако, поддержки и совету князей. В 1866 г. она составляла оплот антипрусского движения во Франкфурте и при занятии последнего прусскими войсками 17 июля была приостановлена вместе с «Oberpostamtszeitung» и «Journal de Frankfort». Последние две не выходили более, a «Neue Frankfurter Zeitung» была переведена в Штутгарт, где она появлялась под названием «Neue Deutsche Zeitung». Через несколько месяцев после того, как был внесен значительный денежный залог, она получила право вернуться на родину. Это было 16 ноября 1866 г. В это же время она перешла во владение Леопольда Боннемана. Вскоре она переменила свое название и стала именоваться «Frankfurter Zeitung». В 1873 г. она была приобретена товариществом на вере (Франкфуртским типографским обществом). Благодаря опытному руководству, она получила ныне мировую известность.
Далее заслуживают внимания национал-либеральная «Königsberger Allgemeine Zeitung» (основанная в 1875 г.) под редакцией А. Винекта, свободомыслящая «Kieler Zeitung», основанная в 1864 г. доктором В. Альмином, либеральная «Leipziger Neueste Nachrichten» (основанная в 1861 г.), либеральная «Hessische Morgenzeitung», основанная Фридрихом Эткером и Фридрихом Шелем в 1859 г. в Касселе, до 1866 г. сильно притеснявшаяся тираническим курфюрстом, либеральный «Rheinische Kurier», основанный Лангом и Брауном в 1859 г. в Висбадене и выходивший первоначально под названием «Rhein-Lahn-Zeitung», и «Badische Presse», выходящая в Карлсруэ под редакцией Альберта Герцога.
В заключение следует отметить еще две группы газет, замечательные не столько по количеству, в котором они расходятся, сколько по своей многочисленности. Это социалистические и католические газеты. Социалистическая печать возникла в шестидесятых годах, когда социальное недовольство, главным образом под влиянием пламенной проповеди Ф. Лассаля, пустило глубокие корни в народных массах и объединило их на почве совместной борьбы за свои идеалы. Первой газетой этого рода, получившей широкое распространение, был «Demokratische Wochenblatt», выходивший с 1 января 1868 г. в Лейпциге под редакцией Либкнехта; в 1869 г., с основанием Эйзенахской партии, он был переименован в «Volksstaat» и в №80 опубликовал программу социал-демократической рабочей партии. К «Volksstaat'y» («Народное государство») вскоре примкнули многочисленные социал-демократические листки в Хенине, Дрездене, Брауншвейге, Кенигсберге, Эльберфельде, Карлсруэ, Нюрнберг-Фюрте и других местах, отличавшиеся очень резким тоном и сеявшие ненависть к современному государству и имущим классам. Закон о социалистах 1878 г. быстро стер с лица земли все эти издания, но с отменой его в 1890 г. социалистические газеты расплодились в двойном количестве. В наше время (1907 г.) существует 65 ежедневных газет этого направления: 7 – выходящих три раза в неделю, 4 – два раза в неделю, 7 – один раз в неделю, 2 – раз в две недели и 2 – ежемесячных. Кроме того, выходят 74 социал-демократических профессиональных листка. Центральным органом партии является, на основании постановлений партентага[11][11] в Галле (октябрь 1890 г.), основанный в 1884 г. «Vorwärts», имеющий ныне (1907 г.) около 112000 абонентов и приносящий партии крупный ежегодный доход; в 1906 г. он достигал 140000 марок.
Католическая пресса, чаще всего называемая прессой центра («Zentrumspresse»), возникла в 1871 г. в начале так называемой культурной борьбы (Kulturkampf'а). До этого времени католической прессы в нынешнем смысле не существовало.
В начале 1850-х гг. на всю Германию приходилось лишь пять католических газет, которые сколько-нибудь значительного влияния не имели; в 1873 г. число их возросло до 120, а ныне, в 1907 г., одних ежедневных газет этого типа имеется 330, не считая еще многочисленных еженедельников, ежемесячников и иллюстрированных изданий. Надежным оплотом католического журнализма в Германии служит основанный в 1878 г. «Августинский союз для поощрения католической прессы», находящийся в Дюссельдорфе. Руководили этими газетами в 1870-х и 1880-х гг. духовные лица, защищавшие интересы церкви в резком тоне, на простонародном наречии. Сначала руководящим органом католической печати была названная в обзоре берлинских газет «Germania», официоз центра, но мало-помалу ее оттеснила «Kölnische Volkszeitung», основанная еще в 1860 г. Иосифом Бахемом под названием «Kölnische Blätter». Под редакцией доктора Германа Кардауна она разрослась до размеров большой, содержательной и прекрасно осведомленной газеты. Из газет этого направления заслуживают внимания «Deutsche Reichszeitung» в Бонне (основана в 1871 г.), «Mainzer Journal» (основан в 1847 г.), «Badischer Beobachter», выходящий в Карлсруэ (основанный в 1863 г.), «Bayerische Kurier» в Мюнхене и оригинальный «Bayerisches Vaterland», 32 года выходивший под редакцией доктора Иоганна Баптиста Зигля (умершего в 1902 г.) в необыкновенно мелком формате. Зигль, как журналист, отличался большим остроумием и находчивостью, но был неразборчив в выражениях и часто сбивался на личную полемику; эти недостатки отчасти смягчались незлобивым юмором и чистосердечием. При своем великогерманском образе мыслей он питал непримиримую ненависть к Пруссии, но не щадил и своих сотоварищей по партии, когда расходился с ними во взглядах, и вследствие этого прослыл неудобным союзником. Во время культуркампфа он приобрел значительное влияние в Баварии; позднее его чудачества не обращали на себя внимания публики.
Новый дух, выражавшийся в политической прессе, начиная с 1850 г. придал и журнальной литературе совершенно новый характер. Идеалы «Молодой Германии», которыми были проникнуты журналы домартовской эпохи, исчезли. «Избитый идеализм» не находил более ценителей, общественное мнение требовало внимания к материальным интересам. Об эстетическом развитии никто ничего не хотел знать, любимейшими темами сделались вопросы о поднятии благосостояния, развитии промышленности, торговли и сношений, а также естественные науки, исследование незнакомых стран, богатство которых должно было поднять материальное положение германской нации. На степень политической аксиомы была возведена развенчанная впоследствии истина, гласящая, что свободная государственная жизнь по плечу лишь богатым народам, как это доказывает пример Англии. Этот основной взгляд все более определялся с середины 1850-х гг.; в журнальной литературе он был впервые формулирован в «Westermanus Monatshefte», основанных в Брауншвейге в 1856 г. по образцу английских ежемесячников; под умелым руководством Адольфа Глазера журнал этот распространился в широких кругах общества. Полное игнорирование политики встретило сочувственный отклик со стороны публики, которая успела набить себе оскомину ожесточенной полемикой по политическим вопросам и которая радостно приветствовала обращение журнала к популяризации естественно-научных знаний, этнографии и истории культуры. И беллетристический отдел данного журнала как нельзя более соответствовал требованиям времени, заключая в себе произведения писателей нового направления: Рокетта, Путлица, Шторма, Раабе и др. В виде дополнения к брокгаузскому энциклопедическому словарю в 1850 г. появилась «Unsere Zeit» Рудольфа Готшалла. Она заключала в себе обозрение всей духовной жизни Германии, но за недостатком подписчиков в 1891 г. прекратила свое существование. Более националистическим характером отличались основанные в 1858 г. «Preussische Jahrbücher», выходившие в Берлине и служившие органом национально-либеральных воззрений, так называемых «старолибералов». Редактором ежемесячника был до 1864 г. Рудольф Гейм, затем Генрих фон Трейчке, ныне ее редактирует Ганс Дельбрюк. В 1867–1890 гг. к названным трем ежемесячникам присоединился «Der Salon», приноровленный для остроумного и легкого чтения в часы досуга. Его издавал и редактировал сначала Эрнест Дом, потом Франц Гирш. От домартовских времен сохранились «Grenzboten». Густав Фрейтаг, Юлиан Шмидт и книгоиздатель Ф.В. Грунов в Лейпциге приобрели их от Куранды и старались придать им ярко пруссофильский характер; впоследствии журнал был преобразован в еженедельник. Но Юлиан Шмидт лишь до 1861 г. был совладельцем журнала, Густав Фрейтаг принимал в нем участие только до конца 1870 г., ныне единственным собственником его является фирма Ф.В. Грунова.
Литературно-художественная критика была представлена журналом: «Blätter für literarische Unterhaltung», основанным еще в 1878 г. Коцебу в Веймаре под названием «Literarisches Wochenblatt» и в 1820 г. переведенным в Лейпциг, где он редактировался сначала Германом Маркграфом, а потом долгое время Рудольфом Готшаллем. В 1897 г. дела журнала пошли плохо, и он перестал выходить. К тому же типу журналов относятся: «Das deutsche Museum» Роберта Прутца, выходивший в 1851–1867 гг., «Literarisches Centralblatt», основанный в 1850 г. Фридрихом Царике в Лейпциге, и симпатизировавший католическим писателям «Literarischer Handweiser», основанный в 1862 г. в Мюнстере Францем Гюльскамифом.
Для широких кругов читателей предназначались: «Die Gastenlaube», основанный в 1853 г. Эристом Кейлем. Журнал этот в Лейпциге, преследовавший цели поучения и развлечения, охотно сбивался на патриотический тон. Он быстро завоевал всеобщие симпатии и к смерти Кейля (в 1875 г.) выходил уже в количестве 300000 экземпляров; далее: «Illustrierte Familien-Journal», основанный в 1851 г. А.Г. Пайном в Лейпциге, с 1870 г. выходящий под названием «Das neue Blatt» под редакцией Франца Гирша; «Über Land und Meer», издаваемый с 1856 г. Эдуардом Галльбергером в Штутгарте; возникший в 1864 r. «Daheim», христианско-консервативного направления, выходящий в издании Фельгагена и Клавинга в Билефельде; «Romanzeitung» Янке (основана в 1861 г.); «Bach für Alle» Шенлейна (основана в 1865 г.); «Alte und Neue Weh» Карла и Николая Бенцигера в Эйнзидельне; с 1866 г. «Unterhaltungen am häuslichen Herd» Гуцкова, «Hausblätter» Гаклендера и многие другие.
В эпоху шестидесятых годов, после воссоздания Германской Империи, придавшей всей национальной жизни новый импульс, поставившей ей новые задачи и цели, последовал еще более пышный расцвет немецкой журналистики. Возрастание богатства и разнообразия национальной жизни ознаменовалось появлением многочисленных и обширных обозрений. Первым из этих столь влиятельных в наше время журналов был «Die Deutsche Rundschau», основанный братьями Петель в 1874 г. и под прекрасным руководством Юлия Роденберга блестяще справившийся с задачей изображения сущности германского гения во всех его проявлениях. Благодаря этому журнал сделался верным зеркалом культурной эволюции Германии. Два года спустя Рихард Флейшер выступил с «Deutsche Revue», имеющим более научный характер; в 1877 г. появилась «Nord und Süd» Павла Линдау. К ним присоединились: в 1887 г. «Kunstwart», издаваемый Фердинандом Авенариусом, включивший в область затрагиваемых им вопросов и артистический мир, литературу и театр; «Türmer», основанный книгоиздательством «Грейнер и Пфейфер» в Штутгарте и редактируемый Г.Е. Гротгусом; «Deutsche Monatsschrift» в Берлине, основанный Юлием Лонмейером, ныне редактируемый О. Геншем. Уже в 1871 г. появилось католическое обозрение «Stimmen aus Maria Laach», основанное членами мариалахского отделения ордена иезуитов, выходящее ныне в издании Гердерской книготорговли в Фрейбурге. В новейшее время появились: «Konservative Monatsschrift» Реймера Габбинга в Берлине; «Die Kultur» в издании Leo Gesellschaft в Вене, «Süddeutsche Monatshefte» в издании Бонца и К° в Штутгарте; «Arena», уделяющая много внимания всем новым явлениям в сфере международной жизни, издаваемая Р. Презбером в Берлине; «Der März» в издании Людвига Тома в Мюнхене и т.д. Основанный графом Гэнсбрэхом в 1902 г. ежемесячник «Deutschland» в 1907 г. перестал выходить.
К этим журналам-обозрениям примыкает целый ряд эстетико-литературно-политических еженедельников. Из них старейший «Die Gegenwart», основанный еще в 1872 г. Павлом Линдау в Берлине, редактором ее с 1881 до 1901 г. был Теофил Цолинг, затем Рихард Нордгаузен, а ныне ее редактирует А. Гейльборн. В 1883 г. в Берлине возникла свободомыслящая «Nation», издававшаяся Т. Бартом и прекратившаяся в 1907 г.; в 1892 г. там же появилась «Die Zukunft» Максимилиана Гардена, благодаря меткости своей сатиры быстро ставшая любимицей публики; в 1895 г. в Берлине же увидела свет «Die Hilfe» в издании бывшего священника Фридриха Наумана; она занималась преимущественно национально-социальной политикой на основе христианского миросозерцания; в Лейпциге возник «Hammer» Фритча – еженедельник с политическим, народно-хозяйственным, художественным и литературным отделами.
Литературно-критические журналы обогатились за последнее время следующими изданиями: «Das literarische Echo», основанный в 1898 г. в Берлине и с большим тактом редактируемый Иосифом Этлингером; «Die Deutsche Literatur-Zeitung», выходящая с 1880 г. и редактируемая ныне Павлом Гиннебергом; «Euphorioa», выходящий с 1897 г. в Вене под редакцией Августа Задера в Праге; «Wege nach Weimar» Фрина Лиэнгарда, «Eckart deutsches Literaturblatt» в Берлине, издаваемый центральным обществом основания народных библиотек под редакцией Вильгельма Фаренгорста и Эмиля Мюллера и др.
К журналам для легкого чтения присоединились: в 1876 г. «Heimgarten» Петра Розеггера, выходящий в Граце и занимающийся изображением жизни, нравов и людей альпийских стран; тут печатаются всегда новые произведения Розеггера; в 1885 г. В. Гофманом был основан «Das Universum», редактируемый О. Даммом. Это разносторонний журнал с богатыми иллюстрациями. Далее в том же году в Лейпциге возник «Velhagen und Klasings Monatshefte» под редакцией Ганса фон Цобельтица и при ближайшем участии Н.О. Геккера. Отметим еще вызванный к жизни Эмилем Домиником в Берлине в 1887 г. периодический журнал «Zur Guten Stunde», ныне собственность Рихарда Бонга; еженедельник «Jugend», выходящий с 1879 г. под редакцией Г. Гирта; вышедший в том же году в Мюнхене в издании Альберта Лангена «Simplicissunus», юмористически-сатирический еженедельник, бойко и беспощадно высмеивающий заблуждения и недостатки нашего времени в сатирах Людвига Тома и часто в до крайности шаржированных карикатурах Ф.Ф. Гейне, Эриста Гейлемана, Ф. фон Рецничека, К. Тени и др.; наконец в 1899 г. Шерлом была основана столь широко распространенная ныне «Die Woche».
Бесчисленное множество ежедневных газет и периодических изданий, вышедших за последние полстолетия, свидетельствует о небывалом расцвете германской прессы; мощный поток умственной энергии вливается через нее ежегодно во все слои населения; он является необходимым благом для каждого, но человек, погружающийся в его, порой буйные, волны должен быть сведущим и опытным пловцом[12][12].