Формы народного представительства в РФ.
Формы народного представительства:
- Деятельность проф. аппарата власти – предст. ОГВ. Предст. органы наделяются исключительным правом принимать законы, решать наиболее важные вопросы жизни народа;
- ОМС;
- Общ. палата (общ. форма нар. представительства) – обеспечивает взаимодействие граждан с фед. ОГВ, ОГВ субъектов и ОМС в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, в целях осуществления общ. контроля за деятельностью органов исп. власти и местного самоуправления. Общ. палата формируется из 42 граждан, утверждаемых През-том, 42 представителей общеросс. общ. объединений и 42 представителей межрег. и рег. общ. объединений (всего 126), срок полномочий – 2 года.
29. Понятие и виды референдумов в РФ, требования, предъявляемые к ним. Юридическая сила решения, принятого на референдуме.
ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об осн. гарантиях избир. прав и права на участие в реф-ме граждан РФ"
Референдум - форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам гос. и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в реф-ме.
Виды:
1. По степени обязательности:
- законодат. (решение обязательно для ОГВ и ОМС)
- консультативные – в РФ не предусмотрен
2. По уровню:
- общеросс.
- реф-м субъекта РФ
- местный
3. По порядку проведения:
- инициативные
- обязательные (в случаях, предусм. законодательством)
4. По числу выносимых на реф-м вопросам:
- по 1 вопросу
- по нескольким вопросам
- по альтернативным вопросам
Требования.
1.Вопросы реф-ма (ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О реф-ме РФ»).
На реф-м выносятся вопросы: (1) проект новой КРФ (выносится Конст. Собранием); (2) проект НА или вопрос, вынесение которого на реф-м предусмотрено межд. договором; (3) любые вопросы гос. значения.
На реф-м не могут выноситься вопросы:
1) об изменении статуса субъекта, закрепленного КРФ;
2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий През-та, ГД, о проведении досрочных выборов През-та, депутатов ГД либо о перенесении сроков проведения таких выборов;
3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих гос. должности РФ;
4) о персональном составе фед. органов гос. власти, иных фед. гос. органов;
5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с межд. договором, либо д/лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с межд. договором, о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц (если иное не предусмотрено межд. договором);
6) о принятии и об изменении фед. бюджета, исполнении и изменении в/н фин. обязательств РФ;
7) о введении, об изменении и отмене фед. налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
9) об амнистии и о помиловании.
На реф-м субъекта, местный реф-м не м.б вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий ОГВ субъекта, ОМС, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, о проведении досрочных выборов в ОГВ субъекта, ОМС либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе ОГВ субъекта, ОМС;
3) об избрании депутатов и д/лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности д/лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении фин. обязательств субъекта, муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Вопрос не д. противоречить КРФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конст. гарантии их реализации. Вопрос д.б. сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него м.б. дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность пр. последствий принятого на референдуме решения.
На реф-м субъекта м.б. вынесены тк вопросы, находящиеся в ведении субъекта или в совместном ведении, если указанные вопросы не урегулированы КРФ, ФЗ.
На местный реф-м м.б. вынесены тк вопросы местного значения.
2.Обстоятельства, препятствующие проведению реф-ма.
1. Условия военного или чрезвычайного положения и 3 месяца со дня отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Последний год полномочий През-та, ГД.
3. Период избир. кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ на основании решения уполномоченного фед. органа (за исключением вынесения на реф-м проекта КРФ или НА в соответствии с межд. договором).
4. Период между офиц. опубликованием решения о назначении реф-ма и офиц. опубликованием (обнародованием) его результатов граждане не м. выдвинуть инициатива проведения реф-ма.
5. Проведение повторного реф-ма (по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку) не допускается в течение 2 лет со дня офиц. опубликования (обнародования) его результатов.
Юр. сила решения.
Решение является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на реф-ме РФ, действует на всей территории РФ, на реф-ме субъекта - на территории данного субъекта, на местном реф-ме - на территории соответствующего МО.
Решение, принятое на реф-ме субъекта, местном реф-ме, подлежит регистрации соответственно в ОГВ субъекта, ОМС в порядке, установленном для регистрации НПА соответствующего уровня.
Решение, принятое на реф-ме субъекта, местном реф-ме, м.б. отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на реф-ме субъекта, местном реф-ме, но не ранее чем через 2 года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в суд. порядке. В случае принятия на реф-ме субъекта НПА он м.б. изменен в порядке, установленном им самим, либо в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий НА, но не ранее чем через 5 лет со дня принятия соответствующего решения на реф-ме.
Отмена судом решения, принятого на реф-ме субъекта, местном реф-ме, м.б. произведена в случае:
- нарушение установленного настоящим ФЗ, законом субъекта, уставом МО порядка проведения реф-ма, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников реф-ма;
- несоответствие закона субъекта, на основании которого проводился реф-м субъекта, КРФ, ФЗ, действовавшим на момент проведения данного реф-ма; несоответствие закона субъекта, устава МО, на основании которых проводился местный реф-м, КРФ, ФЗ, закону субъекта, действовавшим на момент проведения данного реф-ма, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников реф-ма;
- несоответствие решения, принятого на реф-ме субъекта, местном реф-ме, КРФ, ФЗ, а на местном реф-ме тж закону субъекта.
Если для реализации решения требуется издание закона, иного НПА, фед. ОГВ, ОМС или д/лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения определить срок подготовки и принятия данного закона, НПА. Указанный срок не может превышать 3 месяца.
Если после проведения реф-ма субъекта по вопросу, находящемуся в совместном ведении вступил в силу ФЗ по данному вопросу, решение, принятое на реф-ме и не соответствующее этому ФЗ, не применяется.
ПКС от 11 июня 2003 г. N 10-П: «В соответствии с КРФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонац. народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а тж через ОГВ и ОМС; высшим непосредственным выражением власти народа являются реф-м и свободные выборы.
Поскольку одновременное проведение выборов и реф-ма в силу объективных обстоятельств может воспрепятствовать адекватному волеизъявлению граждан и привести к снижению эффективности и той и другой формы непосредственного народовластия, фед. законодатель вправе ввести регулирование, при котором осуществление кампании по проведению референдума не совпадает с избир. кампанией. При этом он должен соблюдать требования КРФ, в том числе закрепленный ею принцип периодичности выборов.
ФКЗ "О внесении изменения и дополнения в ФКЗ "О реф-ме РФ", не меняя принципы проведения реф-ма РФ, установил периоды, в течение которых его инициирование и проведение не допускается в связи с подготовкой и проведением выборов, а именно в период избир. кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ, а тж в случае, если проведение реф-ма приходится на последний год полномочий През-та, иных выборных фед. ОГВ. Такое регулирование само по себе не может быть истолковано как установление приоритета свободных выборов по отношению к реф-му. Оно направлено на обеспечение согласованного осуществления выборов и реф-ма, с тем чтобы каждая из этих форм непосредственной демократии не использовалась в ущерб другой, не препятствовала ее осуществлению.