Американская модель социальной работы
В отличие от британской, американская модель не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.
Американской модели социальной работы свойственна система признаков:
1. наличие сильного либерального компонента в социальной политике;
2. преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур;
3. важная роль страховых механизмов социальной защиты;
4. децентрализация системы социальной работы.
Сильная либеральная составляющая американской социальной политики проявляется в:
1. коммерциализации сферы социального обслуживания,
2. наличии значительного частного рынка страхования,
3. ограничении помощи государства на рынке труда (рестриктивная политика),
4. в меньшем охвате населения социальными гарантиями и пособиями, чем в странах Западной Европы.
В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг. 80% американских домов для нетрудоспособных приносят прибыль концернам, которые ими владеют. В зависимости от величины оплаты в частных пансионатах для инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с несколькими жильцами в одной комнате.
Число социальных услуг, которые становятся платными, возрастает.
Расширяется частный рынок страхования. Это наглядно просматривается на примере пенсионного страхования. Американцы, реформируя пенсионную сферу, продолжают сохранять распределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственную пенсионную программу. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнем пенсионных выплат, на который оно имеет право по закону.
Частный рынок пенсионного страхования в США увеличился в конце XX в. многократно. Именно приток пенсионных инвестиций в значительной степени обеспечил беспрецедентный экономический рост в этой стране в 80—90-е гг. XX в.
Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х гг. 48% работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56% в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов.
Курс на коммерциализацию сферы социальных услуг, развитие самообеспечения дополняется в сфере занятости жесткой рестриктивной политикой на рынке труда. Она проявляется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6 месяцев), относительно небольшом размере самого пособия, дифференцированного по разным штатам (в Сан-Франциско в 90-е гг. ежемесячный размер пособия по безработице составлял 375 долларов). Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не были охвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприятия им приходилось обращаться за поддержкой в государственные органы вспомоществования, призванные оказывать хотя бы минимальную социальную помощь.
Рестриктивные меры оборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень молодежной безработицы. В конце 90-х гг. он составлял 16-17%, а среди чернокожих американцев 16-19 лет - 32% при общем уровне безработицы по стране в 5-6%. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорий инвалидов. Абсолютное большинство американских инвалидов по зрению - более 70% способных к труду слепых не может рассчитывать на поддержку государства в решении вопроса своей занятости, оставаясь нетрудоустроенными.
Печальным следствием либерализации социальной политики в США и «рационализации» использования бюджетных средств стало сохранение определенной численности работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, а также ограничение роста государственных ассигнований на пособия вспомоществования трудоспособным лицам. На рубеже 1990-х-2000-х гг. около 18% работников, занятых в США полный рабочий день, получали заработную плату на уровне ниже прожиточного минимума.
В 1990-х - начале 2000-х гг. государственной властью предпринимались попытки переориентировать программы помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Средством реализации этой цели стал федеральный закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», вступивший в силу в конце 90-х гг. Он обязал трудоспособных получателей социальной помощи либо работать, либо проходить профессиональную переподготовку.
Благотворительность
Отличительной стороной американской модели социальной работы является преобладающее значение в ее проведении ассоциативных организаций, получающих поддержку государственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует социальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципалитетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.
Сегодня в мире лишь США имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей. В этот сектор вовлечено около 100 млн американцев, в том числе свыше 8 млн. - оплачиваемые работники. Число некоммерческих организаций всех типов составляло в США на рубеже XX-XXI вв. более 1,5 млн, из которых 22 тыс. - общенациональные структуры. В указанном секторе функционирует в настоящее время более 60% общего числа агентств социального обслуживания, действующих в стране.
К числу некоммерческих организаций относятся и благотворительные фонды. В начале 2000-х гг. их насчитывалось в США более 54 тыс. По сравнению с другими странами здесь самая большая численность благотворительных фондов.
Американские некоммерческие организации охватывают своей деятельностью различные аспекты социальной сферы. Основными из них являются образование, здравоохранение и социальные услуги. Всемирно известная благотворительная корпорация Карнеги, основанная в Нью-Йорке еще в начале XX в., проводит большую работу по развитию образования и науки. В настоящее время она располагает активами в сотни миллионов долларов. Приоритетными ее направлениями являются образование и наука, но и международная безопасность, разоружение, укрепление демократии. Функционирует и фонд Карнеги, целью которого служит поддержка профессорско-преподавательского состава университетов и высшего образования в целом. Фонд располагает активами в несколько десятков миллионов долларов.
В стране действуют десятки общенациональных организаций пожилых американцев, ветеранов.
Активное развитие ассоциативных организаций способствует увеличению размеров благотворительных поступлений на социальные цели, на нужды лиц, испытывающих потребность в социальной помощи и поддержке. Сумма ежегодных пожертвований американских благотворительных фондов, корпораций, отдельных граждан и семей составляла во второй половине 90-х гг. более 144 млрд долларов.
Значительную помощь ассоциативным организациям в их благородном деле оказывают государственные органы США, учреждая и финансируя специальные гранты.