Социальная работа в странах западной европы

Отличительной особенностью континентально-европейского вида социальной защиты является высокий процент удельного веса социальных выплат и налогов в стоимости ра­бочей силы, а также значительный размер взносов работо­дателей в объеме социальных выплат. Величина социальных налогов в США и Великобритании в начале 2000-х гг. коле­балась в пределах 15-20 % от фонда заработной платы, а во Франции, Германии, Италии, Голландии, Бельгии, Финлян­дии, Испании она составляла 30-40%. Соответственно, здесь были выше и социальные расходы со стороны государ­ства. Так, к началу XXI в. расходы на социальное страхова­ние и вспомоществование (пенсии всех типов, пособия и суб­сидии безработным, медицинские расходы, семейные пособия) в Германии, Франции, Италии, Швеции составляли 15-26% от ВВП, а в США и Великобритании – 12-13 %.

Государственные социальные гарантии, действующие в континентальной Западной Европе, отличаются по целому ряду позиций от практики их обеспечения в Великобрита­нии и США. Это можно проследить на примере социальной поддержки безработных. Для сравнения возьмем европей­ского и американского рабочих промышленности в возра­сте 40 лет при двадцатилетнем стаже работы, получавших среднюю в своих странах зарплату, но оказавшихся безработ­ными. По данным 1990-х гг., такой рабочий, в среднем по странам Евросоюза, получал бы в первый период безработицы пособие 14 месяцев в размере 61% от зарплаты, а в Бельгии, Испании, Франции, Португалии, Люксембурге этот размер был бы еще выше, составив 79-85 % заработка.

Относитель­но небольшим он был бы и в США, где размер пособия по безработице равнялся тогда 37% заработка. Причем выпла­чивается оно здесь всего 6 месяцев. Во второй период безра­ботицы, в среднем по странам Евросоюза, величина посо­бия составляла 42% от зарплаты, а в Бельгии и Германии, где отсутствуют ограничения на продолжительность получения пособия, 55-56%. В Великобритании размер пособия рав­нялся бы лишь 23% заработка, а в США вообще отсутствует пособие, связанное со вторым периодом безработицы. Не случайно ряд исследователей характеризуют политику веду­щих англосаксонских стран на рынке труда как жестко рестриктивную, т. е. ограничивающую размеры государственной помощи и поддержки безработных.

Государства континентальной Европы гарантируют своим гражданам довольно продолжительный ежегодный оплачива­емый отпуск. Средняя его продолжительность составляет в Греции 28 рабочих дней, в Испании, Австрии, Финляндии и Франции по 30 дней, в Швеции - 32 дня, а в США - всего 16 рабочих дней.

Система социальных гарантий в странах континенталь­ной Европы, благодаря значительным трансфертным плате­жам, позволяет по меньшей мере в 3-4 раза сократить долю бедных.

В США же примерно 63% личного дохода приходится на за­работную плату и только 16% - на социальные трансфер­ты, из которых основная часть - это получаемые благода­ря прошлой трудовой деятельности каждого человека.

Анализ континентально-европейского вида социальной за­щиты свидетельствует о наличии в нем сильного государствен­ного компонента.

В рамках этого вида можно выделить две ос­новные модели социальной работы:

1. универсальную. Характерна для скан­динавских стран.

2. государственно-корпоративую. Характерна для большинства других госу­дарств континентальной Западной Европы.

Рассмотрим подробнее каждую из двух указанных моделей.

Западноевропейская универсальная модель социальной защиты

Универсальную модель социальной защиты отличает всеобъемлющий харак­тер социальных гарантий, обеспечиваемых прежде всего го­сударственной системой базовой защиты, а также, в качестве дополнительного средства, корпоративными социальными выплатами. Для государственно-корпоративной модели соци­альной работы, напротив, такие выплаты составляют основу системы социальной защиты. Роль государства здесь опреде­ляется не столько субсидированием и бюджетным перераспре­делением налоговых поступлений на социальные нужды, сколь­ко государственно-правовым регулированием социальной сферы и созданием условий для активной корпоративно-стра­ховой деятельности.

Скандинавская модель социальной защиты формирова­лась исторически. В настоящее время она возведена на уро­вень обеспечения социальной безопасности. Отличительны­ми сторонами этой модели являются:

1. основополагающее значение универсальной государ­ственной системы базовой защиты;

2. наличие дополнительного корпоративно-страхового компонента системы социальной защиты;

3. вспомогательная роль муниципалитетов и частных со­циальных служб в сфере социальной помощи.

Об устойчивости скандинавской модели социальной за­щиты свидетельствует ее способность к саморазвитию и адап­тации к глобальным изменениям и вызовам времени. Про­цесс совершенствования универсальной модели социальной работы идет путем улучшения функционирования системы базовых государственных гарантий и корпоративно-страхо­вых механизмов, а также умеренного внедрения отдельных либеральных компонентов (накопительная составляющая реформируемой пенсионной системы, увеличение числен­ности частных социальных служб и др.).

Подтверждением тому служат следующие позитив­ные изменения: снижен налог с минимальной пенсии; повы­шены дотации на оплату жилья для пенсионеров с низкими пенсиями; увеличен размер необлагаемого налогом миниму­ма доходов; улучшены условия жизни инвалидов; продлен оп­лачиваемый отпуск по уходу за новорожденным ребенком; увеличено родительское пособие и др.

Западноевропейская государственно-корпо­ративная модель социальной работы

Корпоративная модель социальной работы, функциони­рующая в большинстве стран континентальной Западной Ев­ропы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и других го­сударствах), по целому ряду позиций близка к скандинавской универсальной модели. Это, прежде всего, проявляется в та­кой общей особенности, как важная роль государства, его структур в организации и осуществлении социальной помо­щи. Однако между данными моделями имеются и различия, главное из которых заключается в разной степени значимо­сти корпоративно-страховых выплат в социальном обеспе­чении.

Характерные признаки западноевропейской государ­ственно-корпоративной модели социальной работы имеют системный характер. К их числу можно отнести:

1. определяющее значение корпоративно-страхового ме­ханизма в сфере социальной защиты;

2. наличие действенной системы государственной помо­щи и социальных гарантий;

3. сочетание принципов централизации и децентрализа­ции в оказании социальной поддержки;

4. вспомогательную роль общественных и благотвори­тельных (ассоциативных) организаций, частных агентств в оказании социальной помощи.

Важнейшее значение страхового механизма в корпоратив­ной модели социальной защиты можно проследить на при­мерах пенсионного и медицинского обеспечения, функцио­нирования системы страхования по безработице. Пенсионное обеспечение в Германии, Австрии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Ев­ропы формировалось исторически на основе известной моде­ли Бисмарка, где система обязательного социального страхо­вания строится на солидарной взаимопомощи работодателей и работников.

Корпоративно-страховая направленность системы соци­альной защиты в странах континентальной Западной Европы обеспечивает приличный уровень пенсий, пособий и других страховых выплат. При этом здесь успешно осуществляется и государственное регулирование процессов, происходящих в социальной сфере.

Очевидно, что система социального страхования не по­зволяет учесть все возможные риски. Различные жизненные ситуации обусловливают необходимость оказания социаль­ной помощи со стороны государства. Среди таких обстоя­тельств следует назвать естественные причины раннего ог­раничения или потери трудоспособности, влекущие за собой невозможность участия в системе социального страхования за счет уплаты взносов, увеличение числа одиноких или раз­веденных женщин с детьми, нуждающихся в финансовой поддержке от государства, и др.

Важнейшим свойством западноевропейской государ­ственно-корпоративной модели социальной работы являет­ся сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки. В таких странах, как Герма­ния, Австрия, Бельгия, довольно сильны традиции централи­зованного решения многих социальных вопросов. Немецкий Социальный кодекс в правовом отношении регламентирует важнейшие аспекты социальной защиты различных катего­рий населения (молодежи, пожилых, инвалидов). Им опре­деляется базовая конструкция социального законодательства на федеральном уровне, которая затем конкретизируется представительно-законодательными органами отдельных территорий (земель). Финансирование социальной помощи осуществляется за счет госбюджета и бюджетов земель. Так, предоставление помощи переселенцам, соотечественникам, оказавшимся за границей, оплачивается за счет федеральных средств. Службы социального трудоустройства (предприятия интеграции), содержатся в Германии тоже преимущественно за счет государства. В определенной мере их функции выпол­няют и государственные службы по профессиональной под­готовке.

В последние годы в континентальной Европе увеличива­ется численность частных социальных агентств, расширяет­ся практика оказания платных услуг социальными учрежде­ниями. Например, в Германии наряду с государственными и муниципальными действуют частные дома престарелых. Со­держание в некоторых из них обходится столь дорого, что пребывание там не могут себе позволить даже супружеские пары с хорошими доходами. Немалую сумму приходится пла­тить пожилым людям за дневное и временное пребывание в спе­циальных социальных учреждениях, где действует принцип платных услуг. Так, в доме престарелых немецкого г. Изерлона дневной уход в течение месяца обходился в конце 90-х - нача­ле 2000-х гг. в 2800 марок. Примерно столько же стоил четырех­недельный уход на период отпуска близких и родных. Однако роль частных социальных служб, платных социальных услуг остается в Германии все же вспомогательной. И эта тенден­ция характерна для большинства стран, где функционирует государственно-корпоративная модель социальной защиты.

Таким образом, располагая эффективными системами со­циальной защиты, страны континентальной Западной Ев­ропы охватывают социальным обеспечением практически все свое население. Скандинавская универсальная и государ­ственно-корпоративная модели социальной защиты отвеча­ют таким фундаментальным социальным потребностям, как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная поли­тика, страхование по безработице, социальная помощь ма­лоимущим и испытывающим жизненные затруднения.

Идея социального государства, поддерживаемая большинством континентальных европейцев, в отличие от прежней концеп­ции «государства всеобщего благосостояния», ориентирует­ся не только на сохранение важной роли государства и ис­пользование возможностей госбюджета в решении насущных социальных проблем, но прежде всего на разумное сочета­ние бюджетного и страховых начал при дополнительном уча­стии в социальной защите частных социальных структур и ассоциативных организаций.

ВСТАВКА-СПРАВКА:

Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы базировалась на теории «государства всеобщего благосостояния». В ее основе ле­жит концепция «естественных прав» человека.

Основные постулаты данной теории:

1. создать примерно оди­наковые стартовые возможности для реализации жизнен­ных планов,

2. обеспечить достойный уровень жизни,

3. стре­миться к нарастанию социального равенства и справедли­вости.

Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важ­ных услуг.

Понятие «государство всеобщего благосостояния» вош­ло в обиход после второй мировой войны. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отлича­ются как способом. Но всеобщим для данных стран является процесс перераспределения ответ­ственности за жизненный путь личности с самого индиви­да, семьи, общины, церкви, благотворительных организа­ций на институты государства.

Точка зрения противников теории «государства всеобщего благосостояния»:

1. государство всеобщего благосостояния дорого,

2. расточительно,

3. услуги социальной поддержки предоставляются сегод­ня частными организа­циями,

4. у людей появляется возможность выби­рать, кому и за какие услуги платить.

Система социального обеспечения в странах Запада в послевоенный период расширялась и совершенствовалась. К концу 80-х гг. доля расходов на социальные нужды в ВВП достигла 25% (в 1960 г. - 12%). Наиболее быстрые темпы их роста отмечались в 60-е - первой половине 70-х гг.

Со второй половины 70-х гг. вплоть до настоящего време­ни в условиях замедления темпов экономического роста, увеличения дефицитов государственных бюджетов и фон­дов социального страхования темпы роста социальных рас­ходов в реальных ценах уменьшились. Кроме указанных причинами замедления темпов роста социальных расходов стали: постарение населения, удорожа­ние медицинской техники и другие факторы

Экономический кризис 70-80 гг. показал, что абсолю­тизация идеи «государства всеобщего благоденствия» (впро­чем, как и абсолютизация любой социальной идеи) приво­дит многие, даже самые развитые страны Запада, к эконо­мической стагнации и социальному застою. Система социального обеспечения, разработанная исходя из потребностей предыдущих поко­лений, не вполне соответствует современным условиям.

В конце XX века модель «государства всеобщего бла­годенствия» подвергается коренной реконструкции на базе теории неоконсерватизма (Р.Рейган и М.Тэтчер - существенное сокращение государственного финансирования социальной сферы).

Меры, предпринимаемые правительствами западноевро­пейских стран по реформе «государства благосостояния», направлены:

1. на установление более жесткого контроля за расходованием государственных средств на социальное обеспечение,

2. сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией.

3. представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов.

4. при на­значении пособий практически во всех странах проводит­ся проверка нуждаемости претендентов на их получение

5. становятся платными некоторые социальные услуги, ра­нее предоставлявшиеся населению бесплатно.

6. в некоторых странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

7. государственные стипендии во многих случа­ях заменяются займами.

Ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства бла­госостояния»: слишком укоренилось в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся, и слишком велико сопротивление населения лю­бым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левоцентристского толка признают не­обходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада.

Вопрос 3.

Наши рекомендации