Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции
В современной России, провозгласившей курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Среди последних важную роль в области регулирования цен стало играть Министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит Департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.
Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 25.12.08 г.) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" 1(с изм. от 11.02.99 г.):
· устанавливает основы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;
· формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
· определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам;
· утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;
· обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России.
Правовой статус Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой компетенции) определен Постановлениями Правительства РФ от 20.10.98 г. № 12211 и от 05.07.2000 г. № 488 2. В частности, Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции:
· разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);
· обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно-методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением этих цен;
· предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;
· контролирует внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;
· подготавливает предложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляет мониторинг 1 внутренних цен;
· осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком при изменениях цен по отдельным группам товаров.
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).
Функции органов ценообразования субъектов Российской Федерации:
· осуществляют регулирование цен на местных рынках;
· обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
· устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
· осуществляют контроль за ценами.
На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии, полномочия которых закреплены в статьях 11 и 12 уже упоминавшегося Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.
Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) на транспорте и в области электрической и почтовой связи осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
Заключение
Исходя из определения, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. Государственное вмешательство в процессы ценообразования объясняется тем, что свободный рынок не всегда гарантирует эффективную экономическую деятельность. Поэтому в некоторых случаях требуется вторжение государства.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства. Они являются одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования, борьбе с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности.
В работе были рассмотрены федеральные законы, статьи конституции и гражданского кодекса Российской Федерации, постановления правительства РФ, указы Президента РФ и др. на их основе правительство принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию цен, утверждает перечни продукции, товаров и услуг, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию.
Анализ методов воздействия показывает, что при прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами. К косвенным методам, в свою очередь, относится регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.
Мной были выявлены основные органы государственного регулирования: Министерство экономического развития и торговли РФ (в состав которого входит Департамент цен). На уровне субъектов Российской Федерации ценообразованием занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике). А так же их функции: регулирование цен на местных рынках, реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию, фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары местного рынка, изготовляемые и реализуемые на местном рынке.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании экономики.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в ред. от 23.04.08 г. № 293)http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=76531
2. Постановление Правительства РФ от 20.10.98 г. № 1221http://lawrussia.ru/texts/legal_456/doc456a193x543.htm
3. Постановление Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий" http://base.garant.ru/12117160.htm
4. Постановление Правительства РФ от 05.07.2000 г. № 488 http://pravomarket.ru/zakon/488.htm
5. Постановление Правительства РФ от 12.02.1996 г. № 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» (в ред. от 08.08.2003 г.) http://www.lawmix.ru/zkrf.php?id=19105
6. Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 09.09.98 г. № 916-р "О введении временного государственного регулирования цен на товары народного потребления"http://lawru.info/base77/part8/d77ru8189.htm
7. Федеральный закон от 14.04.95 г. № 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" ст. 5 (с изм. от 11.02.99 г.) http://www.adm.nso.ru/nrec/41-fs.htm
8. Федеральный закон от 17.08.95 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 31.12.05 г.) http://aetp.ru/Html.aspx?link=283&MenuId=4
9. Федеральный закон РФ от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» http://www.ooo-zao.ru/map-law.html
10. Федеральный закон от 06.10.03 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 24.05.2009 г.)http://www.skonline.ru/digest/53423.html
11. Федеральный конституционный закон от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" http://www.flexa.ru/law/zak/zak037.shtml
12. Указ Президента РФ от 08.04.2003 № 410 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"http://www.rek23.ru/comission/normativ/fed/u221.html
13. Указ Президента РФ от 28.02.1995 г. № 220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» http://tomsk.gov.ru/ru/documents/index.html?document=6812
14. Российская Федерация. Законы Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2008. -496с Российская Федерация. Конституция Российской
15. Федерации: законы и законодательные акты / Российская Федерация. – М.: Ось-89, 2008. - 48с.
16. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 408 с.
17. Большая экономическая энциклопедия: более 7000 экономических терминов и понятий / Авт. кол. Т.П. Варламова, под ред. Н.В. Дубенюк - Самое полное современное издание. – М.: Эксмо, 2007. - 816с.
18. Словарь финансово-экономических терминов и определений / Сост. Г.А.Трофимов., А.Г.Трофимов. – Спб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. – 122с.
Интернет-ресурсы
1. http://www.costinfo.ru/cost-control/control.php
2. http://www.gaap.ru/biblio/audit/auditor/1002_02.asp
3. http://www.papafon.ru/osnovyeconom/83-1.html
4. http://www.costinfo.ru/cost-control/costcontrol-sence.php
1 http://www.costinfo.ru/cost-control/costcontrol-sence.php
2 Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
1 Экспансия — насильственное/ненасильственное распространение сфер влияния в области экономики.
1 Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).
2 Акциз - косвенный налог на предметы первой необходимости (сахар, соль, табак, чай и др.) в целях пополнения государственной казны; в царской России так назывались учреждения по сбору такого налога.
3 Субсидирование – оказание денежной помощи; выдача субсидии. Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.
1 Либерализация цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
1 Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: законы и законодательные акты / Российская Федерация. – М.: Ось-89, 2008. - 48с.
2 Российская Федерация. Законы Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2008. -496с.
3 http://www.flexa.ru/law/zak/zak037.shtml
4 http://www.rek23.ru/comission/normativ/fed/u221.html
1 http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=76531
2 http://www.skonline.ru/digest/53423.html
3 http://aetp.ru/Html.aspx?link=283&MenuId=4
2 http://base.garant.ru/12117160.htm
1 Аффилированное лицо — физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
1 http://lawru.info/base77/part8/d77ru8189.htm
2 Декларация - предусмотренные законом и правилами экономического поведения объявление, уведомление, сообщение государственным органам требуемых ими данных о доходах или количестве провозимого товара, необходимых для установления величины налогов, пошлин. Налоговые декларации содержат сведения о налогооблагаемых доходах, таможенные декларации - о провозимых через границу товарах, имущественные декларации - об имуществе, облагаемом налогами. Лицо, подающее (составляющее) декларацию, называют декларантом.
1 Учётная ставка — это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Фактически, учётная ставка — это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты. Как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег.
2 Пошлина – денежный сбор, устанавливаемый государством и взимаемый соответствующими органами в установленном порядке. Пошлины подразделяются на внутригосударственные и таможенные.
1 Дотирование – выдача государственных пособий организациям и предприятиям для покрытия убытков, разницы между их доходами и расходами или для других целей; доплата.
1 http://www.ooo-zao.ru/map-law.html
1 http://tomsk.gov.ru/ru/documents/index.html?document=6812
2 http://www.lawmix.ru/zkrf.php?id=19105
1 http://www.adm.nso.ru/nrec/41-fs.htm
1 http://lawrussia.ru/texts/legal_456/doc456a193x543.htm
2 http://pravomarket.ru/zakon/488.htm
1 Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.