Внутренние функции государства. 3 страница
- рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан, и т. д.;
- назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвигает обвинение против него;
- даёт согласие на назначение Премьер–министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу;
- отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей и др.
Совет республики (ст. 98):
- одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;
- даёт согласие на назначение Президентом председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, Председателя и членов Правления Национального банка, Председателя Центральной комиссии по выборам;
- избирает 6 судей Конституционного суда и 6 членов Центральной комиссии по выборам;
- отменяет решения местных советов и принимает решения об их роспуске в случаях нарушения ими законодательства;
- рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения, полной или частичной мобилизации не позднее чем в трёхдневный срок после их внесения;
- рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности. Решает и другие вопросы, предусмотренные Конституцией.
Сопоставляя полномочия парламентов Беларуси и США, можно отметить то, что Национальное собрание Беларуси обладает меньшими контролирующими полномочиями.
Вместе с этим, парламенту Беларуси не хватает активности, боевитости. Характерный показатель этого явления то, что подавляющее большинство законопроектов инициируется не парламентом. Обсуждаемые законы плохо прорабатываются, не носят долговременного характера, декларативны. Мало законов, стимулирующих капиталовложения, развитие предпринимательства, защиту интересов бизнесменов, социальных групп населения и т. д
Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей и затем в Совете республики. Рассматриваемые документы проходят несколько чтений. Законопроект становится законом, если за него проголосовало большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены с возражениями президента на доработку. Более подробно процедура принятия законопроектов изложена в статье 100 Конституции Республики Беларусь.
Право представлять законопроекты (законодательной инициативы) принадлежит Президенту, Правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее 50 тысяч (обладающими избирательным правом).
В Конституциях государств оговорены условия роспуска парламента. В Беларуси Палата представителей может быть распущена при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе Президенту в даче согласия на назначение Премьер-министра, либо грубом нарушении Конституции. Последнее является условием роспуска верхней палаты. Роспуск палат — один из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего, между законодательной и исполнительной.
Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний, в последние шесть месяцев полномочий Президента, период решения вопроса о досрочном смещении Президента, чрезвычайного или военного положения.
Все обозначенное свидетельствует, что парламент — важный и достаточно эффективный политический институт, благодаря которому соблюдается и укрепляется демократия.
II.Правительство занимает важное место в системе органов власти. Оно — основной центральный институт управления государственными делами. В этой связи ни одно государство не может обойтись без правительства.
Правительство формируется для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внутренней и внешней политики, в вопросах обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сфер государственного управления.
Правительство — это центральный коллегиальный орган государственного управления, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране. Оно отвечает за конкретное осуществление выработанного парламентом и главой государства внутри- и внешнеполитического курса.
В большинстве стран правительство называется Кабинетом Министров, в Швеции, Норвегии, Финляндии — Государственным Советом, в Швейцарии — Федеральным Советом. Глава правительства чаще всего называется Премьер-министром, в Австрии и ФРГ — Канцлером.
Правительство Республики Беларусь называется Советом Министров и возглавляет его Премьер-Министр.
Порядок формирования правительства в странах с различными формами правления имеет определенную специфику, но общим является то, что оно формируется, как правило, на партийной основе.
В президентских республиках, а также в странах со смешанной формой правления, правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах, независимо от соотношения сил партий в парламенте (исключением является Беларусь, Россия и ряд других стран, где партийная система не сформировалась). Как правило, президент является и руководителем правительства (например, США), но им может быть и глава Совета Министров (Франция, Россия, Беларусь и др.), назначаемый президентом с согласия парламента.
В государствах с парламентской формой правления правительство формируется партией, имеющей большинство мест в парламенте. Возглавляет такое правительство лидер партии, имеющей большинство мест в парламенте. В случае, когда ни одна партия не имеет большинства в парламенте, две или несколько партий договариваются о формировании коалиционного правительства, опирающегося на парламентское большинство. Однако такие правительства характеризуются нестабильностью, имеют место чистые правительственные кризисы.
Правительство в парламентских республиках ответственно перед парламентом и сохраняет исполнительную власть до тех пор, пока оно пользуется его доверием, т. е. опирается на большинство голосов парламентариев. Голосованием парламент может отправить правительство в отставку и сформировать новое. Такая ситуация квалифицируется как «падение» кабинета. В других случаях правительство само подает в отставку, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным.
Возможен вариант, когда правительственную коалицию не удается создать. В таком случае, одна или несколько партий формируют «правительственное меньшинство». Такое правительство правит только благодаря поддержке партий, не вошедших в правительство.
В Беларуси формирование правительства и его ответственность несколько не вписывается в представленные модели. Формирует, определяет структуру, назначает Премьер-министра (с согласия Палаты представителей) и министров, их заместителей Президент. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед парламентом.
Правительство как коллективный орган в своей структуре включает министерства (департаменты), комитеты, ведомства. Их количество определяется законодательством государств. В США, например, 12 министерств, в Беларуси — 24 министерства и 12 госкомитетов, 9 общереспубликанских объединений. Кроме того, есть ещё Комитеты при министерствах.
Вопросы управления медицинской наукой, здравоохранением в Республике Беларусь осуществляет Министерство здравоохранения. Это одно из наиболее важных и ответственных министерств, обеспечивающих здоровье населения страны.
В министерствах образуются коллегии в составе министра, его заместителей и других должностных лиц. Коллегии — совещательный орган при соответствующих министерствах. Они рассматривают наиболее важные вопросы деятельности министерства, требующие коллективного обсуждения и выработки решения, обсуждают проекты важнейших указов и распоряжений, отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений, нижестоящих организаций и работников.
В любом государстве правительство, как правило, выполняет следующие полномочия:
- осуществляет общее руководство и управление всеми внутренними и внешними делами страны;
- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- координирует, согласовывает и направляет деятельность министерств, поскольку министры входят в состав правительства;
- разрабатывает проект государственного бюджета и обеспечивает его выполнение;
- через министерства и ведомства (комитеты) осуществляет управление экономикой, здравоохранением, образованием, обороной, культурой, охраной окружающей среды и т. д.;
- обладает законодательной инициативой;
- представляет страну на международной арене, от имени правительства ведет переговоры и заключает договоры, которые представляются парламенту на утверждение.
Подобные полномочия в соответствии со ст.107 Конституции выполняет и правительство Республики Беларусь. Кроме обозначенных полномочий оно разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики, принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории республики и иные.
Правительство может выполнять все эти функции только во взаимодействии с Национальным собранием и Президентом. Будучи властью исполнительной, оно обращается за окончательным решением к власти законодательной в лице Президента и парламента. Так, правительство, например, разрабатывает проект бюджета республики. Оно представляет его Президенту, а тот, в свою очередь, вносит этот проект для рассмотрения в парламент. В том случае, если бюджет принимается законодательной властью, он представляется на подпись Президенту. Если Президент подписывает, бюджет вступает в силу и становится обязательным к исполнению. По истечении года правительство должно отчитаться об исполнении бюджета перед парламентом, Президентом. Здесь мы видим процедуру взаимодействия властей. Безусловно, речь не идет о каждом решении по всякому конкретному поводу. Правительство во многом самостоятельно.
Руководит правительством Беларуси Премьер–Министр. Он осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу, подписывает постановления правительства, представляет Парламенту программу его работы, информирует Президента об основных направлениях деятельности, выполняет и другие функции, связанные с его полномочиями.
Правительство в своей работе опирается на административно-чиновничий (иногда называют — бюрократический) аппарат. Наличие этого аппарата закреплено в ряде Конституций государств, в Беларуси в законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах».
В соответствии со ст. 106 Конституции РБ правительство и Премьер-министр могут быть отправлены в отставку, если Палата представителей откажет правительству в доверии или по собственной инициативе Президента.
Ш. Глава государства занимает особое место в системе институтов власти. Оно определяется тем, что даже самое демократическое государство нуждается в определенном единоначалии. В любой стране должен быть человек, который олицетворяет государство, выступает от имени народа и является символом его единства. Такой «человек номер один» — глава государства.
Роль главы государства может выполнять племенной вождь (Западное Самоа); наследственный (Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Япония и др. страны) или избираемый (Саудовская Аравия, Катар, Свазиленд и другие) монарх, король, султан; генерал-губернатор (Австралия, Барбадос, Новая Зеландия, Канада и т. д.); глава военной хунты (было в Чили, Парагвае и других государствах) или президент. Могут быть и другие варианты. Так, на протяжении ряда лет в СССР главой государства считался Председатель Верховного Совета, хотя реальным главой был Генеральный секретарь ЦК КПСС. После распада СССР в Беларуси несколько лет (до избрания первого Президента) главой государства также являлся Председатель Верховного Совета.
Сейчас в мире в 143 странах главами государств выступают президенты (президент от лат. — буквально означает «сидящий впереди»). Если монархи становятся главами государств по наследству или избираются пожизненно, часто независимо от своих личных качеств, то президенты избираются на определенный срок. Хотя и здесь есть исключения. Например, президенты Заира, Малави объявлены пожизненными главами государств.
Первый в мире президент в современном понимании был избран в США в 1789 году. Раньше, например, по сути главой государства в Древнем Риме являлся Первый консул, а затем — император.
Президент в качестве главы государства выглядит более современно. Он — ключевая фигура в системе высших органов государственной власти, служащая связующим звеном между законодательной и исполнительной властью.
Источник власти, роль и полномочия президента зависят от формы правления. В настоящее время в мире сложились 3 модели правления — президентская, парламентская и смешанная форма.
При президентской и смешанной формах правления президент получает свои полномочия в результате выборов. Однако число тех, кто участвует в выборах, может существенно отличаться. Так, во Франции, России, Польше, Беларуси президент избирается всем народом на президентских выборах, в Египте, Сирии — на референдумах. В США непосредственно за президента голосуют всего 538 выборщиков, которые до этого избираются на президентских выборах всенародным голосованием. Подобная система носит формальный характер — скорее это дань традиции. Отдавая голоса за выборщиков, избиратели точно знают, за какую кандидатуру президента они голосуют. Следовательно, в США народ также решающим образом влияет на выборы президента.
При парламентской форме правления президент избирается парламентом (Венгрия, Греция, Израиль, Латвия, Чехия) или каким-либо другим уполномоченным органом. Например, в ФРГ это делает собрание, состоящее из уполномоченных земель и депутатов парламента. В Швейцарии — Федеральный Совет.
Срок пребывания президента у власти различный. Однако он должен быть достаточно долгим, для проведения определенной политики, выполнения определенной программы. В подавляющем большинстве стран президент избирается на 5 лет (Франция, Россия, Беларусь и др.), США и странах Латинской Америки — 4 года, Швейцарии — 1 год. Как правило, на этом посту он не может быть более двух сроков подряд.
В Конституциях, других законодательных актах государств оговорены порядок и ограничения для избрания на пост президента. Они, чаще всего, связаны с возрастом, гражданством. Так, в США, чтобы стать президентом, его кандидатуру должна выдвинуть партия на общенациональном съезде, в Беларуси кандидат в президенты должен собрать 100 тысяч подписей граждан в свою поддержку во всех областях вместе или его кандидатуру выдвигают 70 депутатов парламента. Президентом нашей Республики может стать гражданин Беларуси по рождению, не моложе 35 лет, не имеющий судимости, имеющий избирательное право и проживающий в республике последние 10 лет (в США — 14 лет). Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов. Выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев, и проводятся не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента.
Если должность Президента окажется вакантной, выборы проводятся не ранее чем за 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
В зависимости от формы правления, различны и полномочия президента.
В президентских республиках и странах со смешанной формой правления Президент наделен очень широкими полномочиями как политический руководитель в выборе основных направлений внутренней и внешней политики. Он обладает большими возможностями воздействия на законодательный процесс, обладает реальной исполнительной властью, имеет большие полномочия в руководстве армией, силами правопорядка и других гражданских служб.
Классическая президентская республика — США. Там президент — глава государства и глава правительства. Президент формирует правительство — администрацию и распускает его. Конгресс может ограничить президента законом, бюджетом, а тот обладает правом «вето». В частности, в Конституции США сказано, что исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов:
- Президент — главнокомандующий армией, флотом и милицией, когда она призывается на действительную службу;
- он может потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из дополнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей;
- он имеет право даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилования за преступления против Соединенных Штатов, кроме как по делам импичмента;
- он имеет право по совету и с согласия Сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов;
- по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом; но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, Президенту единолично, судам или главам департаментов;
- Президент имеет право заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями Сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии;
- Президент периодически даёт Конгрессу информацию о положении Союза и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными;
- он может в чрезвычайных случаях созвать обе палаты или любую из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени переноса заседаний он может перенести их сам на такое время, какое сочтет уместным;
- он принимает послов и других официальных представителей;
- он заботится о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, и удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединенных Штатов;
- Президент, вице-президент и все гражданские лица Соединенных Штатов могут быть отстранены от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие важные преступления и мисдиминоры (мелкие уголовные преступления).
Таким образом, мы видим, что Президент Соединенных Штатов имеет большие полномочия, но многие его решения требуют согласия парламента.
В США и других президентских республиках существует очень жесткое разделение властей, где каждая власть самостоятельна. Парламент не может распустить правительство, а президент распустить парламент.
В странах со смешанной формой правления (полупрезидентских), к которым относится Франция, Польша, Португалия и другие, нет ярко выраженных типичных черт, присущих президентским и парламентским государствам. Их главная отличительная черта — двойная ответственность правительства, которое подотчетно в своей деятельности и президенту и парламенту. Кроме того, в этих государствах, как правило, действует принцип контрасигнатуры, т. е. декреты президента обретают силу, если их подписывает глава правительства (Франция).
В парламентских республиках (Австрия, ФРГ, Италия и др.) президент имеет ограниченные полномочия. Он не обладает реальной властью в сфере экономики, внутренней и внешней политики, в управлении государством. Здесь президент выполняет роль символа государства, представляет страну на международных переговорах, форумах, принимает верительные грамоты послов, подписывает законы, одобренные парламентом и другие «второстепенные» функции. Но в ряде случаев — парламентского кризиса, стихийных бедствий и т. д. — он может оказывать существенное влияние на ситуацию в стране.
Республика Беларусь — ярко выраженная президентская республика, хотя об этом прямо не сказано в Конституции РБ. В ней президент занимает особое место в системе высших органов власти. В организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент Беларуси не является главой исполнительной власти, но его полномочия прямо или косвенно перекрывают полномочия всех других ветвей власти. Согласно ст. 79 Конституции РБ, он — глава государства, Верховный Главнокомандующий, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет республику в отношениях с другими государствами и международными организациями. Он обладает функцией арбитра между властями.
Особенность статуса Президента Республики Беларусь и та, что он не только глава государства и Верховный главнокомандующий, но может активно руководить правительством и подчинёнными ему органами. Например, в соответствии с разделом 10 закона РБ «Об охране здоровья», Президент осуществляет управление системой охраны здоровья («Звязда», 13 сакавіка 2002 г.). У него есть также исключительно единоличные полномочия, когда не нужно участие других органов, — это право назначать и смещать губернаторов, судей областей и районов, назначать референдумы и выборы, определять структуру правительства, назначать шесть судей Конституционного суда, шесть членов Центральной комиссии по выборам. Обладает президент и «чрезвычайными» полномочиями. Он может объявить чрезвычайное положение в случае стихийного бедствия, катастрофы, беспорядков, сопровождающихся насилием или угрозой насилия, опасности территориальной целостности и существованию государства, а также военное положение в случае военной угрозы.
В Конституции содержатся статьи, позволяющие главе государства распустить парламент, если последний вынесет вотум недоверия правительству, дважды откажет дать согласие на назначение Премьер-министра. Этим самым подрывается принцип подотчётности исполнительной власти законодательной, хотя в Конституции записано об ответственности правительства перед парламентом. Особенностью статуса является и то, что силовые министерства переданы в непосредственное ведение Президента, а многие важные министерства дублируются службами Администрации президента. К главным задачам Администрации отнесено: обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии, координация подотчётных Президенту государственных органов, обеспечение взаимодействия Президента с органами власти, организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента и др. Подчинена в Беларуси Президенту и судебная власть.
В целом, в статье 84 Конституции Республики Беларусь определено 29 полномочий Президента, а пункт 30 этой статьи гласит, что он осуществляет и другие полномочия, возложенные на него Конституцией и другими законами. Здесь важно отметить, что такой объём полномочий Президента Беларуси соответствует мировой практике. Президент Беларуси наделен также правом издавать декреты, имеющие силу закона. Право издавать исполнительные приказы, имеющие силу закона, имеет и Президент США, которые Конгресс не вправе отменить. Лишь Верховный суд страны вправе проверить конституционность таких исполнительных приказов. Наделение Президента Беларуси правом издавать нормативные акты основано на том, что принятие закона достаточно длительный процесс. Возникающая ситуация часто требует быстрого решения, в связи с этим глава государства должен иметь право принимать решения, обладающие силой закона.
Особенностью декретов, указов Президента является то, что они не носят нормативного характера. Они издаются в связи с решением организационных и некоторых кадровых вопросов.
Большие полномочия Президента способствуют установлению сильной президентской власти. Исторический опыт белорусского народа (наличие в период Речи Посполитой «шляхетских вольностей», междоусобиц, явившихся одной из причин утраты государственности), а также развитие современной России, ряда других стран, свидетельствуют о необходимости сильной президентской власти. Однако она не должна превращаться в культ личности, диктатуру.
Президент, как глава государства, может быть отстранён от власти, т. е. ему может быть объявлен импичмент. Импичмент — это английский термин, появившийся в конце ХIV века и означающий сейчас отстранение главы государства президента от власти за допущенные нарушения. Эта процедура в США возбуждалась 5 раз: три предложения были отклонены Палатой представителей, в 1868 Президент Э. Джонсон был оправдан Сенатом, а в 1974 г. Президент Р. Никсон ушел в отставку, так как ему существовала угроза импичмента. В Беларуси Президент может быть отстранен от власти при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности, совершении государственной измены или иного тяжелого преступления.
Решение о досрочном освобождении президента возбуждается двумя третями от полного состава Палаты представителей Национального собрания республики. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещённым с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава обеих палат парламента. Подобная практика существует в США и многих других странах.
В случае смещения Президента, его обязанности до принятия присяги вновь избранным главой государства, исполняет Премьер-министр.
IV. В системе институтов государственной власти важное место занимает третья ветвь — судебная власть. Законодательные органы издают законы, обязательные для всех; исполнительные органы реализуют их в жизнь, исполняют эти законы, а суд наказывает за их нарушение или не соблюдение.
Судебная власть — это система независимых государственных органов — судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях правовые споры и конфликты. В судебную власть входит также совокупность тех ответственных властных полномочий, которыми наделён суд в целях восстановления нарушения права и справедливости, применения мер государственного принуждения к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в том числе и мер уголовного наказания к преступникам. Судебная власть осуществляется только судом. Без суда не может быть правосудия, нет и не может быть судебной власти. В отличие от исполнительной власти, которая строится на силе, судебная власть основывается на авторитете, уважении, традиции. Решения судебных органов — закон, обязательный к исполнению.
В отличие от того, что законодательная власть осуществляется парламентом, исполнительная — правительством, судебная власть осуществляется не каким-то единым органом, а всей системой судов в совокупности. В Республике Беларусь — Конституционным, Верховным, Высшим хозяйственным, областными, районными и другими судами.
В США судебная власть предоставляется одному Верховному суду и таким нижестоящим судам, которые Конгресс может от времени учреждать. Судебная власть распространяется на все дела, основанные на праве и справедливости, возникающие на основе Конституции, законов Соединенных Штатов. В США все дела, иск которых превышает 20 долларов, совершаются судом присяжных.
Существенное место в системе судебных органов занимает Прокуратура Республики Беларусь. В соответствии со ст.125 Конституции она призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и иных нормативных актов министерствами и другими государственными органами, местными представительными и исполнительными органами, общественными организациями и гражданами. Она же осуществляет надзор за исполнением законов при проведении расследования, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным и административным правонарушениям, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах. Согласно ст. 35 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», прокурор выносит протест на противоречащие закону действия и они пересматриваются.
Суд возник вместе с государством. В догосударственном обществе конфликты и споры решались старейшинами, вождями племени или собранием коллегиально. Существовали, а у некоторых народов и сейчас действуют, обычаи несудебного решения конфликтов (кровная месть, вендетта и др.).
Назначение суда в государстве и обществе в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Основными же функциями судов являются:
- функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний;
- функция разрешения споров между государством и гражданином;
- функция разрешения конфликтов между государственными и иными структурами (предприятиями, центральными и местными органами);
- функция восстановления, реабилитации справедливости.
- В демократических государствах судебная власть строится на следующих принципах:
- независимость суда, которая обеспечивается рядом гарантий, в том числе, и очень часто, пожизненным назначением судей (США), их выборностью;
- коллегиальность при рассмотрении большинства дел;
- профессионализм судей (например, согласно ст. 62 «Закона о судопроизводстве в Республике Беларусь», судьей может быть гражданин республики, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы не менее 2-х лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении 2-х лет и сдавший квалификационный экзамен; для судей областей и города Минска — стаж 3 года, Верховного суда — 5 лет);